Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:34, реферат
Иммануил Кант (1724-1804) родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник, был достаточно состоятельным для того, чтобы найти средства для обучения в гимназии, а затем в университете сына, которого мечтал увидеть пастором. Однако Кант после окончания в 1745 году теологического факультета Кенигсбергского университета, где он увлекся философскими дисциплинами, не пожелал стать священнослужителем. В течение 10 лет зарабатывал себе на жизнь деятельностью домашнего учителя, Кант в то время интенсивно занимался философскими изысканиями. Успешная защита двух диссертационных работ дала Канту возможность приступить в 1755 году к преподаванию в названном университете в должности приват-доцента. Наряду с лекциями по метафизике, логике моральной философии Кант преподавал также математику, физику, физическую географию, антропологию.
Введение.
Два периода в творчестве Канта.
«Докритический» период.
«Критический» период.
Проблемы теории познания.
Этика. Нравственный закон.
Эстетика Канта.
Заключение.
Проблемы теории познания.
Проблемы
теории познания стоят в центре философской
системы Канта и его
Учение Канта о категориях глубоко идеалистично. Идея, будто познание может «создавать» всеобщие формы, заменять первичный хаос порядком и т. п., есть идея идеалистической философии. Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность». Кант же рассматривает категории как первоначальные структурные формы рассудка, данные априори. Такая постановка вопроса лишает категории объективного содержания.
С точки зрения диалектического материализма, категории — это понятия, отражающие наиболее общие свойства и отношения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания человека. Будучи абстрагированными от материального мира, категории являются продуктом нашего сознания «Категории мышления не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека...», т. е, категории объективны по своему содержанию и происхождению. И в этом заключается источник их всеобщности и необходимости, но отнюдь не в априоризме, как думал Кант.
Категории не находятся в сознании как раз и навсегда данные, а формируются в историческом процессе развития познания. Они не возникают все сразу, а каждая категория возникает на определенной ступени познания» отражая выявленные на этой ступени связи и отношения. Категории являются ступенями развития познания, опорными пунктами, фиксирующими переход познания с одной ступени на другую. Возникновение всякой новой категории в ходе развития познания необходимо,— оно означает, что познание глубже проникает в объективный мир, выявляя новые связи и отношения, которые не укладываются в рамки существующих категорий. Возникновение новых категорий свидетельствует о том, что содержание предшествующих категорий, как и знание вообще, выражает не абсолютную, а относительную истину. Кант же не ставит вопрос о генезисе категорий.
Однако в идеалистическом, в целом, учении Канта о категориях нельзя не отметить положительных моментов. Если рассматривать отдельный познавательный акт, то категории лежат в основе обобщения материала чувственных наглядных представлений. Будучи результатом в общем ходе познания, в отдельном познавательном акте категории выступают как условие, как предпосылка познания. Человеку не нужно вновь открывать те знания, которые закреплены в категориях. Используя категории, человек опирается на предшествующий опыт, на предшествующее, для него готовое знание. И в этом смысле категории априорны. Априорность есть не что иное, как накопленный опыт. Тем самым субъект познавательной деятельности становится представителем общества, человечества. В указанном смысле априоризм выступает как форма связи индивидуального и социального в познавательной (и практической) деятельности человека-субъекта.
Составляя таблицу категорий, Кант включает в нее все категории, которые были в то время известны науке. Кантовская таблица категорий не предполагает развития, и в этом ограниченность мыслителя, ибо он считает, что познание может осуществляться только посредством указанного числа категорий. Но Кант, безусловно, прав в том, что на каждом этапе познания всякое новое знание подводится под определенные, известные уже категории.
Рассматривая акт познания как обретение нового знания, Кант указывает необходимые компоненты этого акта. Философ близок к верному пониманию процесса познания. Синтезируя многообразие наглядных представлений любого конкретного класса явлений, мы затем подводим их под соответствующее понятие. Объясняя переход от чистых наглядных представлений к понятиям, Кант обращается к воображению. Воображение, наряду с интуицией, играет большую роль в познании, особенно в создании новых систем, в становлении идей. Кант, далее, верно утверждает, что категории нуждаются в материале наглядных представлений. Безусловно, категории, выступают ли они как предпосылка, или как результат, необходимо предполагают многообразие опыта, - без последнего их нет. Как нет общего без отдельного, так нет категорий, выражающих всеобщее знание о связях и отношениях, без конкретного опыта.
Заслуживает внимания также глубокая идея о единстве мыслительных процессов, которую Кант высказывает, анализируя функцию рассудка. Философ верно усматривает, что мышление едино в своих проявлениях. Возникает вопрос: на чем основывается это единство? Кант считает, что оно привносится рассудком, его чистой самодеятельностью. В действительности же рассудок сам по себе не может дать понятиям или представлениям таких признаков, благодаря которым они могли бы соединяться друг с другом. Логические связи и отношения есть отражение связей и отношений предметов материального мира. Признаки, в соответствии с которыми одно понятие подводится под другое, привносятся через чувства из внешнего мира. Источник единства и различия связей логических — единство и различие связей объективно существующих. «Нет, мы различаем и связываем вещи посредством разума, но на основе признаков различения и соединения, данных нам посредством чувств; мы разделяем то, что разделила природа, связываем то, что связала она, соподчиняем явления и вещи природы друг другу в отношениях основания и следствия, причины и действия только потому, что и вещи фактически, чувственно, предметно, действительно находятся точно в таком же отношении друг к другу»,— писал Л. Фейербах.
Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создал для себя многочисленные трудности. Прежде всего «вещь в себе», поскольку она существует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая, воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятся далее под сомнение все достижения Канта «до критического» периода, прежде всего его космогонические теории, поскольку они, как и все естествознание, основаны на признании объективного характера закономерностей природы, в том числе причинно-следственных связей. Кант в «Критике чистого разума» утверждает, что основоположения «чистого рассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают возможной саму природу и науку о ней – «чистое» естествознание. Высшее законодательство природы он находил в человеческом рассудке. «Хотя и странно, но, тем не менее, истинно, если я скажу: «рассудок не почерпает свои законы из природы, а предписывает их ей» Последний и высший этап познания – сфера разума, который представляет собой «высшую инстанцию для обработки материала наглядных представлений и для подведения его под высшее единство мышления». Разъясняя эти положения, Кант указывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные идеи», выходящие за пределы опыта. Таких идей три: психологическая (учение о душе), космологическая (учение о мире), теологическая (учение о Боге). Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе. Разум жадно стремится постичь эти вещи, пытается выйти за пределы опыта, но все тщетно: вещи «бегут от него» и остаются непознанными. В результате разум создает лишь «паралогизмы», «антиномии», «идеалы без действительности», запутывается в неразрешимых противоречиях.
Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно. Таких антиномий у Канта четыре:
В первой
антиномии можно усмотреть
Этика. Нравственный закон.
Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793).
Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 6. С. 499).
Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.
Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.
В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон – это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т.е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив как высший ее закон.