Основные черты филисофии Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804) родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник, был достаточно состоятельным для того, чтобы найти средства для обучения в гимназии, а затем в университете сына, которого мечтал увидеть пастором. Однако Кант после окончания в 1745 году теологического факультета Кенигсбергского университета, где он увлекся философскими дисциплинами, не пожелал стать священнослужителем. В течение 10 лет зарабатывал себе на жизнь деятельностью домашнего учителя, Кант в то время интенсивно занимался философскими изысканиями. Успешная защита двух диссертационных работ дала Канту возможность приступить в 1755 году к преподаванию в названном университете в должности приват-доцента. Наряду с лекциями по метафизике, логике моральной философии Кант преподавал также математику, физику, физическую географию, антропологию.

Содержание

Введение.
Два периода в творчестве Канта.
«Докритический» период.
«Критический» период.
Проблемы теории познания.
Этика. Нравственный закон.
Эстетика Канта.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Васильева И.В., ЗПП-111п. Реферат.docx

— 66.01 Кб (Скачать файл)

Кант  видит бездну между тем, что должно быть соответственно безусловному нравственному  закону и что есть в действительности. Идеал добра неосуществим в пределах эмпирического существования в  человеческой жизни. Человек смертен. Вопреки «Критике чистого разума», где существование Бога и бессмертной души признано недоказуемым, Кант в этическом учении постулирует существование Бога и бессмертную душу по образу и подобию Божью — ради придания объективности нравственному закону. Здесь возникает противоречие: Бог и бессмертная душа выводятся из нравственности, а сама нравственность обусловлена Богом и бессмертной душой. Вообще Кант связывает мораль с верой человека в бога. Кант считает, что религия должна быть нравственной, то есть основанной на нравственности. Религия должна признавать самоценность и самозаконность нравственности. Упование на абсолютно справедливого творца, который создает всеправедный потусторонний миропорядок, где добродетели и пороку будет, в конце концов, воздано по заслугам, есть необходимый постулат практического разума, без которого нравственность психологически невозможна для людей. Однако в одной из своих поздних работ «Религия в пределах только разума» Кант уточняет взаимосвязь морали и религии. Упование на конечное осуществление всесовершенного миропорядка, являясь психологически необходимыми следствиями морального умонастроения, искажает чистоту нравственного мотива. Сама же мораль – ее объективные нравственные законы – «не нуждаются в идее о другом существе» над человеком; «мораль не нуждается в религии». Иными словами, нравственность должна быть выведена вполне самостоятельно и независимо от религии, она, как говорит Кант, «довлеет сама себе». Мораль имеет свои специфические мотивы, не сводимые к соображениям земного или религиозного практицизма. Мораль – скорее всеобщий человеческий, нежели божественный суд.

От  религии мораль отличается существенно; конечно, Бог – это гарантия совпадения счастья и долга (в мире ином), но для Канта важно то, что нравственное чувство совершенно автономно, рождается не из веры, а само по себе. В 60-е годы Кант приходит к убеждению, что в Бога следует верить, но доказать его существование трудно, а может быть, и не нужно; теоретические и религиозные принципы не совпадают с нравственными. В работе «О единственно возможном доказательстве бытия бога» (1763) он напишет: необходимо, нужно быть убежденным в существовании бога, но вовсе не столь необходимо доказать это. Если человек совершает какой-либо нравственный поступок из-за боязни воздаяния за гробом, то, по мысли Канта, на самом деле это безнравственно, так как богу тогда подчиняются, как подчиняются деспоту; «тогда это вовсе не грех, а политичное неблагоразумие». Не подобное корыстное благоразумие и непрактическое благоразумие являются источником нравственности. Нравственный императив (так в эти годы уже называет нравственные требования немецкий философ) ценен сам по себе и поэтому безусловен: «Цель при моральном императиве, в сущности, неопределенна, поступок определяется не целью, а восходит к свободному выбору, цель же может быть какой угодно. Моральный императив повелевает, таким образом, абсолютно, невзирая на цель». Мораль указывает, следовательно, на внутреннюю абсолютную человеческую самоценность; она выходит за границы познавательного отношения, не включается в компетенцию теоретического разума. В ранние годы Кант приходит к выводу о несовместимости нравственности и счастья: их синтез – благо, но это лишь идеал, и, «поскольку таковой не может быть достигнут людьми», «он основан на вере в божественное содействие», это – идеал, который не может быть достигнут. Так рождается знаменитая нравственная кантовская антиномия.

Согласно  Канту, существует множество хороших  нравственных качеств, нравственных чувств, которые можно даже оценить как благородные, хотя в собственном смысле слова они не относятся к настоящим добродетелям.

Например, чувства сострадания или благожелательности прекрасны и, однако, слепы и слабы. «Напротив, если благорасположение ко всему человеческому роду вообще стало для вас принципом, которому вы всегда подчиняете свои поступки, то любовь к нуждающемуся остается, но теперь она с некоторой высшей точки зрения поставлена в истинное отношение ко всей совокупности ваших обязательств». Ведь невозможно, чтобы наше сердце исполнялось нежным участием к каждому, иначе добродетельный человек, вечно проливая слезы, превратился бы в мягкосердечного бездельника; услужливость, сострадание, мягкосердечие по отношению к одним превращается в несправедливость по отношению к другим людям. Вот почему, согласно Канту, «истинная добродетель может опираться только на принципы, и, чем более общими они будут, тем возвышеннее и благороднее становится добродетель». Эти-то общие принципы Кант и являются истинной добродетелью, в то время как сострадание, услужливость и т. п. заслуживают название лишь адаптированной (так сказать, облегченной) добродетели. Так рождается антиномия чувств и разума, счастья и долга.

Невозможно  замкнуть все многообразие проблем, поставленных Кантом в этике, на деятельности чистого разума. Поэтому в последние годы отмечается тенденция рассматривать физические, социальные, терминологические аспекты его практической философии. В частности, большое внимание уделяется анализу проблемы деятельности, условия реализации свободы.

 

 

Эстетика Канта.

 

Кант  выделял две ипостаси эстетики: с одной стороны она обращена преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой – преимущественно к морали (это - возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, т. к. философа интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной задачи. Одна из важнейших заслуг Канта – эстетика в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. Сопоставляя возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное привлекает, а возвышенное и привлекает, и отталкивает. Основание для прекрасного «мы должны искать вне нас, для возвышенного – только в нас и в образе мыслей». Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части – прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с сопредельными способностями психики. В заключение он снова говорит об эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения в целом связана с разумом – законодателем нравственности. Что касается связи эстетической способности с разумом – законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде, философ утверждает ее косвенным путем.

 

Заключение. 

                             

Кант  стал яркой фигурой в немецкой классической философии. В «докритический» период Кант занимался проблемами математики и физики. Кант впервые поставил вопрос о том, что же изучает наука. Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Пожалуй, можно сказать, что Кант впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-классовые основы философской системы Канта. Практически вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей. И.Кант создает свою философскую систему, которая охватывает всю систему бытия мира и человека.

Своими  работами по философии, в частности  «Критикой чистого разума» Кант осуществил своего рода переворот в философии. Начало и конец кантовской «Критики чистого разума» - это принцип свободы, автономия нашей воли. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. У Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода ссылается на моральный закон. Быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода и нравственность.

До  тех пор пока практический разум  имеет право направлять нас, мы будем  считать поступки обязательными  не только потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их Божественными заповедями потому, что мы внутренне обязаны совершать их.

Наследие Канта остается актуальным и по сей день, так как выдвинутые им идеи сохраняют огромное теоретическое и практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

  1. Асмус В.Ф.Иммануил Кант. М., 1973.
  2. Баскин Ю. Я. Кант. – М.: Юрид. лит. , 1984.
  3. Бахтомин Н. К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986,
  4. Гринишин Д. М., Корнилов С. В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
  5. Гулыга А. «Кант». М. «Молодая гвардия» 1981г.
  6. Ермаков В.А. История философии. Москва, 2007.
  7. Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1963–1966. Т. 2, 6
  8. Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А. В. Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ. мысли/.
  9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

 


Информация о работе Основные черты филисофии Канта