Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:31, контрольная работа
1. В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская.
2. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
3. Основу его взглядов составляют три величайших тезиса:
1)Человек получает оправдание исключительно через веру;
2) Библия, без всяких традиций, является единственным источником веры и авторитета для христианина.
3) Всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа;
1) Философия Древней Индии. Философские идеи буддизма……………..
2) Философские идеи Платона……………………………………………….
3) Философские и религиозные взгляды Мартина Лютера………………...
4) Познание. Чувственное и региональное познание……………………….
5) Протестантизм, как составная часть христианства (Религиоведение)….
4. Гносеология (учение о познании) Платона.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего, «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
6. Платоновский проект государства.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
- воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
- философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
7. Значение философии Платона.
Историческое значение философии Платона в том, что
впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
8. Академия Платона.
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
3) Философские и религиозные взгляды Мартина Лютера
Наверное, у большинства людей имя Мартина Лютера ассоциируется с «95 тезисами», которые он как - то утром 31 октября 1517 года прибил к дверям Замковой церкви в маленьком провинциальном городке Германии-Виттенберге и которые впоследствии всколыхнули весь христианский мир.
Что же послужило толчком монаху-августинцу к столь решительному событию? Разумеется, существенную роль в этом сыграли его философско-религиозные взгляды, которым предшествовал долгий путь Богоискания Мартина Лютера. Много происшествий было на этом нелегком пути, но особо важную роль в судьбе Лютера сыграли три события.
Потрясение первое: Голос бури.
Однажды,
летом 1505 года юный
Мартин возвращался в Эрфуртский университет после того,
как навестил родителей. Его голова была
забита все одними и теми же мыслями: "Что
ожидает меня после смерти? Готов ли я
предстать пред Судиёй всех живущих? Где окажется моя
душа, если вдруг оставит эту землю?"
Так, угнетенный, студент шел вперед, а
мысли о смерти продолжали преследовать
его. Внезапно началась буря и, когда яркая
молния вспыхнула рядом с юношей, он упал
на землю, словно сраженный ей. В этой буре Лютер увидел картину
конца мира и грядущего Великого суда.
Мальчик очень испугался смерти и, пересиливая страх,
поднял голову и воскликнул: "Святая
Анна, помоги мне!
Я стану монахом!" Так Лютер стал послушником
августинского монастыря.
В последствии он утверждал, что через
эту бурю он услышал божественный призыв,
на который должен был
откликнуться. С того момента он посвятил
свою жизнь спасению души и познанию Бога.
А монашество, как ему казалось тогда,
было наилучшим путем для этого.
Потрясение второе: Провалившийся
штурм.
В Монастырской
обители, где оказался Мартин, были суровые
порядки и строгая дисциплина. Но Лютер
с особым усердием выполнял все предписания монастырского
устава. Ревностно принявшись
за науку, посвящая ей все свое время, он
иногда целые ночи проводил без сна, стараясь
выполнять все обязанности, возложенные
на него орденом. Наконец наступил
день, когда Мартин должен
был отслужить свою первую мессу. Он очень
волновался, но это не удивительно, т.к.
месса считалась каналом, через который Бог
изливает Свою благодать.
Церковь верила, что в руках священника
происходит чудо, когда хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь
Христа, превращая мессу в Голгофскую
жертву. Для Мартина это был очень важный
обряд.
Встав у алтаря,
он начал читать молитву.
Но дойдя до слов: "Тебе, Богу живому, вечному,
истинному, приносим
мы…" - Лютер остановился. В этот момент
произошла вторая буря в его
жизни. Но на этот раз гром грянул в сердце.
Внезапно в его голове вспыхнула мысль:
"Как я могу обращаться к Всевышнему,
если люди трепещут даже перед князьями?
Кто я такой, чтобы возносить руки к Нему?
Могу ли я, жалкий человечишка, прах и пепел,
исполненный греха,
обращаться к живому
и святому Богу?"
Он вдруг осознал,
что все религиозные подвиги,
которым он предавался
в монастыре - лишь жалкие попытки
достичь неба своими силами. Лютер был не
из тех, кто обманывает сам себя. Путь самосовершенствования привел в
тупик. Реального примирения с Богом, которого
он так жаждал, это не давало. Взять небо
штурмом не удалось. Немало
трудов стоило Лютеру закончить эту мессу.
Бледный и смущенный он отошел от алтаря.
Потрясение третье:
Озарение в башне.
Вопросов становилось
все больше и больше, а ответы не появлялись.
Лютер перепробовал все методы,
которые предлагала средневековая
церковь, но Бог не становился ближе,
а греховность - меньше. Смерть продолжала
внушать страх, а Христос казался грозным
и беспощадным Судией. С ужасом представлял он, как
однажды окажется в огненной геенне. Но,
как – то сидя в одной из келий башни
монастыря, Мартин склонился над посланием
апостола Павла к Римлянам.
Несколько лет назад его перевели в Виттенберг,
где в университете он возглавил кафедру
библейских исследований. С тех
пор он погрузился в серьезное исследование
Священного Писания. В это время
и произошла третья буря. Источником этой
бури было не природное явление и не религиозный
обряд. Потрясение пришло от Слова Божьего.
Молния откровения озарила
монаха, исцелив его от пустоты и безнадежности.
Мартин увидел, что Бог даровал людям прощение
и примирение на Голгофе, когда безгрешный
Сын Божий взял на Себя все наши беззакония.
Бог-Судия оказался также Богом
милостивым! Откровение о кресте показало,
что Христос добровольно
принял наше осуждение и наказание, дав
нам взамен Свою праведность и святость.
Божья милость не перечеркивает Божью
справедливость, она просто показывает,
что праведный суд Господа совершился
на Голгофе. В этом глубина Его любви к
нам! Оказывается, Бог не желает гибели грешника, но
стремится, чтобы тот покаялся и принял дар
вечной жизни.
Лютер пришел к тому, что жизнь и спасение
возможно лишь по благодати через ВЕРУ!
Мартин услышал, как Сам Господь обращается к нему через
стихи послания к Римлянам: "Праведный
верою жив будет!".
Лютер так описывает
свое озарение: "Я
жаждал уяснить послание Павла к Римлянам…
Денно и нощно трудился я, доколе не узрел
связи между правосудием Божьим
и словами о том, что "праведник верою
жив будет". И понял я тогда, что
правосудие Божье есть такая правда, которой
Бог оправдывает нас через веру,
по Своей благодати и милости. Уяснив это,
осознал я себя родившимся вновь, как бы
прошел я раскрытыми вратами рая. Все Священное Писание обрело
для меня новый смысл… Если есть в вас
истинная вера в то, что Христос ваш Спаситель,
то вы обрели милостивого
Бога, ибо вера ведет вас и открывает
пред вами сердце Божье и Его волю, дабы
вы могли узреть чистую благодать
и преизобилующую любовь".
То, что раньше
пугало, теперь притягивало. То, что раньше
вселяло ужас, теперь вызывало
восхищения и благодарение.
Откровение, полученное в башне, изменило всю
жизнь Мартина. Завеса разорвалась, и пред
ним предстала истинная картина о Боге,
о справедливом суде, об удивительной
благодати и об оправдывающей вере. Именно
в этот момент окончательно сформировались его философско-религиозные
взгляды, которые он и выразил в «95 тезисах».
Основу его взглядов составляют три величайших тезиса:
1)Человек получает оправдание исключительно через веру;
Лютер считает, что спасение – это Божий дар, воплощенный в искупительной смерти и воскресении Христа. И достигается спасение только верой. Вера - это нечто очень мощное, активное, мгновенно возрождающее и обновляющее человека, а затем ведущее его к новому образу жизни и поведения, вследствие чего невозможно не делать добро непрестанно. Мартин приходит к выводу, что «есть нечто несравненно более ценное и несравненно большее, чем все добрые дела, нечто, делающее человека добрым и благочестивым еще до того, как он будет делать добро; точно так же, как человек должен стать здоровым, прежде чем он сможет трудиться и выполнять тяжелую работу. Это великое и ценное нечто есть благородное Слово Божие, предлагающее нам Евангелие благодати Божией во Христе. Тот, кто слышит это и верит этому, становится хорошим и праведным. Поэтому это и называют Словом Жизни, Словом Благодати, Словом Прощения. Но тот, кто не слышит и не верит, никаким образом не может стать хорошим. Петр говорит в Деяниях 15:9: «Верою очистив сердца». Для Лютера, добрые дела всего лишь следствие, подтверждение спасения.
2) Библия, без всяких традиций, является единственным источником веры и авторитета для христианина.
Библия, для Лютера, единственный источник божественного откровения, высший авторитет в церковной и повседневной жизни. Истинный, духовный смысл Писания – в его буквальном значении, а не в различных толкованиях, которые предоставляли разные отцы Церкви, папы и т. д. Организатор протестантизма считал, что человек не должен никому верить кроме себя, он может доверять только Библии. Также Лютер отвергает большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставляет всего два таинства: крещение и причащение, т. к. именно они указаны в Священном Писании, а остальные пять лишь выдуманы духовенством, чтобы усилить свою власть над мирянами. Между тем такой власти вообще не должно существовать, ибо священник не стоит ближе к Богу, чем мирянин, и призван не властвовать, а служить. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.