Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:31, контрольная работа
1. В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская.
2. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
3. Основу его взглядов составляют три величайших тезиса:
1)Человек получает оправдание исключительно через веру;
2) Библия, без всяких традиций, является единственным источником веры и авторитета для христианина.
3) Всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа;
1) Философия Древней Индии. Философские идеи буддизма……………..
2) Философские идеи Платона……………………………………………….
3) Философские и религиозные взгляды Мартина Лютера………………...
4) Познание. Чувственное и региональное познание……………………….
5) Протестантизм, как составная часть христианства (Религиоведение)….
3) Всякий верующий
является священником,
Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой, считая монахов – паразитами, т.к. они не работают, а следовательно не имеют смысла.
Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, что бог не лжив. Вера и понимание - единственные способы отношения человека к творцу. То есть Лютер возвращает Богу неопознанность, тайну.
Мартин Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения - иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Область, где разум компетентен - мир и мирское - то, что существующее общее религиозное сознание означало как посюстороннее (в отличие от потустороннего) и как сотворенное, временное, обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами.
Свои религиозно-философские установки Мартин Лютер четко определил в своих реформаторских книгах, таких как “К христианскому дворянству немецкой нации...”, “О вавилонском пленении церкви”, “О свободе христианина” и т.д. Это стало маяком для людей во всем мире в течение четырех столетий. Согласно последним данным, на земле насчитывается пятьдесят миллионов приверженцев взглядов Мартина Лютера. Большинство из них проживает в Германии, Северной Америке, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Индонезии.
4) Познание. Чувственное и рациональное познание
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную.
Основные формы
чувственного познания: ощущение, восприятие,
представление.
Ощущение - это отражение отдельных
свойств предмета или явления. В случае
стола, например, - его формы, цвета, материала
(деревянный, пластмассовый). По количеству
органов чувств различают пять основных
видов ("модальностей") ощущений:
зрительные, звуковые, осязательные (тактильные),
вкусовые и обонятельные. Наиболее важной
для человека является зрительная модальность:
через нее поступает более 80% чувственной
информации.
Восприятие - дает целостный образ
предмета, отражающий уже совокупность
его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный
образ стола. Исходным материалом восприятия,
таким образом, являются ощущения. В восприятии
они не просто суммируются, а органически
синтезируются. То есть мы воспринимаем
не отдельные "картинки"-ощущения
в той или иной, (чаще калейдоскопической),
их последовательности, а предмет как
нечто целое и устойчивое. Восприятие
в этом смысле инвариантно относительно
входящих в него ощущений.
Представление - выражает образ предмета,
запечатленный в памяти. Оно является
воспроизведением образов предметов,
воздействовавших на наши органы чувств
в прошлом. Представление не такое четкое,
как восприятие. Кое-что в нем опускается.
Но это и хорошо: опуская одни черты или
признаки и удерживая другие, представление
делает возможным абстрагирование, обобщение,
выделение повторяющегося в явлениях,
что очень важно на второй, рациональной,
ступени познания. Чувственное познание
являет собой непосредственное единство
субъекта и объекта; они даны здесь как
бы слитно, нераздельно. Непосредственное
не значит ясное, очевидное и всегда правильное.
Ощущения, восприятия, представления нередко
искажают действительность, неточно и
однобоко воспроизводят ее. К примеру,
карандаш, опущенный в воду, воспринимается
как изломанный.
Углубление познания, выделение объективного
из того субъект-объектного единства,
которое дано на чувственном этапе познания,
ведет нас к рациональному познанию
(иногда его называют еще абстрактным
или логическим мышлением). Это уже опосредованное
отражение действительности.
Здесь тоже три основных формы: понятие,
суждение и умозаключение.
Понятие - это мысль, отражающая общие
и существенные свойства предметов, явлений
и процессов действительности. Составляя
себе понятие о предмете, мы отвлекаемся
от всех его живых подробностей, индивидуальных
черт, от того, чем конкретно он отличается
от других предметов, и оставляем только
его общие, существенные черты. Столы,
в частности, разнятся между собой по высоте,
цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие
"стол", мы как бы не видим этого и
сосредотачиваемся на других, более существенных
признаках: возможность сидеть за столом,
ножки, гладкая поверхность...
Суждения и умозаключения - суть формы познания, понятиями
которой мы мыслим, устанавливая те или
иные отношения между понятиями и, соответственно,
стоящими за ними предметами.
Суждение - это мысль,
утверждающая или отрицающая что-либо
о предмете или явлении: "процесс пошел",
"в политике нельзя верить словам".
Суждения закрепляются в языке с помощью
предложения. Предложение по отношению
к суждению является его своеобразной
материальной оболочкой, а суждение составляет
идеальную, смысловую сторону предложения.
В предложении выделяются подлежащее
и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.
Мысленная связь нескольких суждений
и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди
смертны. Сократ человек. Следовательно,
Сократ смертен". Суждения, которые
кладутся в основу умозаключения или,
по-другому, суждения, из которых выводится
новое суждение, называются посылками,
а выводимое суждение - заключением.
Умозаключения бывают различных
видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
В индуктивном умозаключении
Индукция бывает
полной и неполной. Полная - когда посылки
исчерпывают, как в приведенном примере,
весь класс предметов (треугольников),
подлежащих обобщению. Неполная - когда
такой полноты ("весь класс") нет,
когда число индуктивно обобщаемых случаев
или актов неизвестно или неисчерпаемо
велико. Примером неполной индукции могут
служить регулярные опросы общественного
мнения по тому или иному вопросу, кто
станет президентом, например. Опрашиваются
по выборке немногие, некоторые, а обобщение
делается на все население. Индуктивные
заключения или выводы носят, как правило,
вероятностный характер, хотя в практической
достоверности им тоже отказать нельзя.
Для опровержения индуктивного обобщения
часто бывает достаточно одного "коварного"
случая. Так, до открытия Австралии считалось
общепризнанным, что все лебеди белые,
а все млекопитающие живородящие. Австралия
"разочаровала": оказалось, что лебеди
могут быть и черными, а млекопитающие
- утконос и ехидна, кладут яйца.
В дедуктивном умозаключении
мысль движется от общего к частному. Например:
"Все, что укрепляет здоровье, полезно.
Спорт укрепляет здоровье. Следовательно,
спорт полезен".
Аналогия - это умозаключение, в котором на
основании сходства предметов в каком-то
одном отношении, делается вывод об их
сходстве в другом (других) отношении.
Так, на основании сходства звука и света
(прямолинейность распространения, отражение,
преломление, интерференция) был сделан
вывод (в форме научного открытия) о световой
волне.
Что важнее в познании - чувственное или
рациональное начало? В ответе на этот
вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах.
Рационализм - наоборот,
есть позиция, в соответствии с которой
знание (подлинное, истинное, достоверное)
может быть получено с помощью одного
ума , без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются
при этом законы логики и науки, методы
и процедуры, развитые самим разумом. Образцом
подлинного знания является для рационалистов
математика - научная дисциплина, развиваемая
исключительно за счет внутренних резервов
разума, его формотворчества, его конструктивизма.
Вопрос все-таки надо ставить по-другому:
не противопоставление чувственного и
рационального познания, а их внутреннее
единство. Одной из конкретных форм этого
единства выступает воображение. Оно подводит чувственное
разнообразие открываемого нами в познании
мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте,
например, без воображения подвести Иванова,
Петрова, Сидорова под понятие "человек".
И не только потому, что это наши люди,
но и в принципе, по существу. Для абстрактного
мышления образы воображения служат чувственной
опорой, своеобразным средством обличения
в смысле обнаружения, заземления, "уплотнения".
Конечно, воображение выполняет не только
эту функцию - моста, связи. Воображение
в широком смысле есть способность создавать
новые образы (чувственные или мыслительные)
на основе преобразования полученных
от действительности впечатлений. С помощью
воображения создаются гипотезы, формируются
модельные представления, выдвигаются
новые идеи экспериментов и т.д.
Своеобразной формой сопряжения чувственного
и рационального является также интуиция - способность непосредственного
или прямого (в виде какого-то озарения,
инсайта) усмотрения истины. В интуиции
четко и ясно осознается лишь результат
(вывод, истина); конкретные же процессы,
к нему ведущие, остаются как бы за кадром,
в области и глубинах бессознательного.
В общем, познает всегда целостный человек,
человек в полноте всех его жизненных
проявлений и сил.
5) Протестантизм, как составная часть христианства (Религиоведение)
Протестантизм, Protestantism (англ.), — одно из 3-х основных, наряду с католицизмом и православием, течений в христианстве, охватывает многочисленные религиозные практики и вероучения, восходящие к идейно-религиозному движению Реформации, развернувшемуся в Европе в XVI столетии. Первоначально понятие "протестантизм" было связано с заявлением (protestatio лат.) от 19 апреля 1529, с которым немецкие князья (6 курфюстов) и имперские свободные города (14 городов), поддерживавшие Мартина Лютера, выступили против постановления II Шпейерского рейхстага (1 марта — 25 апреля 1579) о повсеместном восстановлении католического богослужения, заявив, что в делах веры и совести невозможно подчиняться решению большинства. Впоследствии протестантами стали называть всех вышедших из повиновения Ватикану.
Протестантизмом называют одно из движений в христианстве, наряду с православием и католицизмом, возникшее в ХVI веке в Европе; часто протестантами называют движения в других религиях, которые предлагают упрощения вероучения и культа. Так, например, караимов иногда называют протестантами в иудаизме. Ницше называли протестантом в философии.
На вопрос, что такое протестантизм, проще
всего дать стереотипный ответ: протестантизм
возникает как протест против засилья
и монополии Католической церкви в духовной
и интеллектуальной жизни Европы того
периода. В этом контексте обязательно
вспоминают Эпоху средневековья: именно
в этот период гегемония Католической
церкви была абсолютна, и «потому века
и средние», что они находятся между «светлой
античностью» и «светлым возрождением»,
которое возвращает нас к светлым идеям
античного периода. «Средние» же воспринимались
как времена темные и непроглядные. Что
означало возвращение к античности? Фактически,
это возвращение к идеалам языческой культуры.
Идеалы Возрождения были приняты, в том
числе, и духовенством, более того, высшим
духовенством. Что именно было воспринято?
Чувственность и крайнее ее проявление
- гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям).
Официальный взгляд церкви на чувственные
удовольствия не изменился, это и далее
считалось грехом, и когда Джон Уиклиф,
Ян Гус, Джироламо Савонарола выступили
с протестом против тотальной развращенности,
и призывали к покаянию, их не только услышали,
но они получили широкую поддержку, как
в широких массах народа, так и среди духовенства,
включая высшее. Однако как только они
переходили на критику и обличение конкретных
людей - Папы, епископов, представителей
светской власти, фактически сразу же
они обвинялись в отступлении от веры.
Следующим шагом была критика института
церкви, за что следовала самая тяжелая,
с точки зрения церкви, санкция – отлучение
от церкви. Однако протест был направлен
не против церкви как таковой, а против
её неевангельского образа. Церковь должна
быть реформирована в соответствии с евангельскими
идеалами (отсюда определение данного
исторического периода - Реформация), и
единственным источником веры и построения
Церкви должно быть Священное писание.
Фактически, следствием такого протеста
являлся разрыв с официальной религиозной
традицией.
Английский мыслитель Джон Уиклиф (1320-1384 гг.) первым радикально поставил вопрос реформы церковного устройства и богословия. Церковь, полагал Уиклиф, должна быть бедной, как во времена апостолов. Она есть, прежде всего, собрание верующих, которые перед Богом все равны, и, соответственно, церковная иерархия не имеет некоего особенного духовного статуса. Уиклиф также выступил против монастырей и монашеского способа жизни, поскольку считал монастыри рассадником порока. Однако мыслитель понимал, что реформа церкви не достигнет своего результата, если Священное писание не станет общедоступной книгой. Уиклиф начинает переводить на английский язык Новый завет, его единомышленник, Николай Герфордский, переводит Ветхий завет. Результатом работы является издание в 1382 году перевода Нового завета, в 1384 – Ветхого завета. В последние годы своей жизни Джон Уиклиф полностью порывает с католической церковью. Он отвергает учение о таинствах пресуществления, соборования, отрицает индульгенции, отвергает культ святых и исповедь перед священником. Абсолютный разрыв с папством ознаменовался тем, что Уиклиф провозгласил Папу Римского прообразом Антихриста.
В этот период призывы к реформам
церкви приводили к желанию
Ян Гус (1369-1415 гг.) родился и жил в Богемском королевстве, был последователем Джона Уиклифа. Гус резко обличал разнузданность духовенства, категорически осудил практику индульгенций, симонии, выступил против авторитета церкви и папы римского. Констанцский собор (1414-1418), главной целью которого было восстановление единства католической церкви, позицию Гуса объявил заблуждением, и призвал последнего к отречению от своих взглядов. Результатом отказа Гуса стало провозглашение его еретиком и приговор к сожжению на костре.
Когда разгорался огонь, одна женщина подошла и подбросила дрова в огонь, веря в то, что это ей зачтется в загробной жизни. Увидев это, Гус воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!), что стало крылатым выражением для определения человека, который пребывает в заблуждении, и не знает об этом. Ян Гус умер, не отказавшись от своих убеждений.
Смерть Гуса, как уже упоминалось,
привела к крестьянскому
Наряду с Уиклифом и Гусом необходимо вспомнить Джироламо Савонаролу (1453 - 1498), человека с подобными идеями и судьбой. Пламенный проповедник, обличающий аморализм граждан Флоренции, духовенства и папы, призывал к обновлению церкви, к возвращению евангельской простоты и чистоты. Сначала Савонарола имел огромную поддержку в своем родном городе, но после от него отвернулись, он был схвачен, повешен, и затем его тело и двоих учеников были сожжены.
Конец ХІV и все ХV столетие прошло под знаком духовного поиска. Призыв религиозных реформаторов воспринимался и шел в широкие массы, но в конце своего пути они оставались одни. Страх перед религиозной санкцией – отлучением, был очень велик и немногие шли до конца.