Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:02, контрольная работа
Общественное развитие - сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.
Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты:
- история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин.
1. Введение.
2. Формационный подход.
3. Цивилизационный подход.
4. Особенности формационного и цивилизационного подходов.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Идеалистическая стадия развития культуры является промежуточной фазой при переходе от культуры идеациональной к культуре материалистической. Для этой стадии характерен поиск гармонии между ценностями религии и ценностями материального мира.
В пассионарной теории этногенеза
Льва Гумилёва действующими лицами истории
являются народы – этносы или группы
народов, возникающие в пределах
определённого ландшафта, - суперэтносы.
Срок исторически активной жизни
этноса – не более 1200 лет. Если этнос
доживает до состояния реликта, то срок
его существования в таком
«персистентном» состоянии
Существенным отличием концепции Л.Н. Гумилёва от концепций К. Леонтьева, О. Шпенглера и П. Сорокина является именно то, что главными действующими лицами истории являются не метафизические образования (Гумилёв скорее материалист), а живые люди, объединённые в естественные коллективы – этносы. Источником работы, необходимой для образования такого объединения, его усложнения, формирования упорядоченных государственных и производственных структур, создания произведений искусства и выработки морально – эстетических норм, освоения и преобразования ландшафтов, т.е. всего того, что и определяет феномен культуры или цивилизации, является биогеохимическая энергия живого вещества биосферы, а именно - та её часть, которая названа Л.Н. Гумилёвым пассионарностью.
Общим в этих концепциях
является констатация того факта, что
в начале развития каждого культурно
– исторического феномена ему
свойственна тенденция к
Взгляд на российскую культурную
историю в период с XIII по XX век
не даёт нам принципиально отличной
картины, относительно той, которая
наблюдается для культурной истории
Европы, Византии или исламского Востока.
Подробное сопоставление и
В заключение можно отметить, что термин «цивилизация» правомерно использовать в двух основных своих значениях: 1) цивилизация как стадия в развитии человечества и 2) цивилизация как социокультурная общность. Из всего выше рассмотренного мы пришли к выводу, что цивилизационный подход большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов и представляет человека ведущим творцом истории, свой судьбы.
Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса.
В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.
Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
Заключение
Формационный подход широко
распространен в мировой
Он имеет как свои достоинства,
так и недостатки. Достоинства - понимание
истории как закономерного
Цивилизационный подход рассматривает культурную сторону жизни общества и делает акцент на уникальности развития каждой цивилизации.
В целом, данные подходы хорошо дополняют друг друга, позволяя изучить общественное развитие наиболее полно, со всех сторон.
Список литературы
1. «Философия истории». © 2003-2010 Издательский дом «Первое сентября»
2. Панарин А. «Общественное развитие». М.:2005г.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.
Информация о работе Особенности формационного и цивилизационного подхода к развитию общества