Особенности формационного и цивилизационного подхода к развитию общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Общественное развитие - сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.
Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты:
- история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин.

Содержание

1. Введение.
2. Формационный подход.
3. Цивилизационный подход.
4. Особенности формационного и цивилизационного подходов.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия контр.docx

— 45.78 Кб (Скачать файл)

Идеалистическая стадия развития культуры является промежуточной фазой  при переходе от культуры идеациональной к культуре материалистической. Для  этой стадии характерен поиск гармонии между ценностями религии и ценностями материального мира.

В пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва действующими лицами истории  являются народы – этносы или группы народов, возникающие в пределах определённого ландшафта, - суперэтносы. Срок исторически активной жизни  этноса – не более 1200 лет. Если этнос  доживает до состояния реликта, то срок его существования в таком  «персистентном» состоянии ограничен  только конкретными историко–географическими обстоятельствами и может быть бесконечным. Процесс развития этноса состоит из нескольких последовательных фаз (подъёма, акматической, надлома, инерционной, обскурации, иногда – мемориальной), каждая из которых отличается господством определённого стереотипа поведения, в котором находит своё отражение императив поведения.

Существенным отличием концепции  Л.Н. Гумилёва от концепций К. Леонтьева, О. Шпенглера и П. Сорокина является именно то, что главными действующими лицами истории являются не метафизические образования (Гумилёв скорее материалист), а живые люди, объединённые в естественные коллективы – этносы. Источником работы, необходимой для образования такого объединения, его усложнения, формирования упорядоченных государственных и производственных структур, создания произведений искусства и выработки морально – эстетических норм, освоения и преобразования ландшафтов, т.е. всего того, что и определяет феномен культуры или цивилизации, является биогеохимическая энергия живого вещества биосферы, а именно - та её часть, которая названа Л.Н. Гумилёвым пассионарностью.

Общим в этих концепциях является констатация того факта, что  в начале развития каждого культурно  – исторического феномена ему  свойственна тенденция к усложнению, внутреннему многообразию и напряжённости, нематериальности цели, крайней степенью которой является религиозность, преобладанию «людей действия» над «созерцателями». В конце развития такого феномена наблюдается переход к упрощению  структуры, снижению внутренней напряжённости, материализация целей – культ  безопасности, пассивность и нежелание  обывателя принимать участие  в судьбе собственного народа. Как  Константин Леонтьев, так и Освальд  Шпенглер считали, что рубеж IX и X веков  следует считать начальной точкой развития современной европейской  культуры. Лев Николаевич Гумилёв  считал этот момент началом этногенеза современного европейского суперэтноса, а началом этногенеза современного русского суперэтноса – рубеж XII и XIII веков.

Взгляд на российскую культурную историю в период с XIII по XX век  не даёт нам принципиально отличной картины, относительно той, которая  наблюдается для культурной истории  Европы, Византии или исламского Востока. Подробное сопоставление и вывод  о схожести этапов развития европейской, арабской, античной, древнеегипетской и индийской культур были сделаны  Освальдом Шпенглером. Культура России, видимо, не составляет исключения из общего правила. Действительно, религиозная  культура России XIII – XVI веков вытесняется  идеалистической культурой XVII – XIX веков, которая вырождается в материалистическую культуру XX века, что находит своё отражение в драматической ломке всего традиционного уклада жизни. Впрочем, конец XX века и начало XXI в России были настолько бурными, трагичными, что возможно появление каких то новых явлений…

В заключение можно отметить, что термин «цивилизация» правомерно использовать в двух основных своих значениях: 1) цивилизация как стадия в развитии человечества и 2) цивилизация как социокультурная общность. Из всего выше рассмотренного мы пришли к выводу, что цивилизационный подход большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов и представляет человека ведущим творцом истории, свой судьбы.

Изучение истории мировых  цивилизаций дает представление  не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса.

В цивилизационном подходе  есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме  того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Всемирная история в этом случае предстает перед нами как  пестрая, красочная картина вариантов  развития человечества, каждый из которых  имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Формационный подход широко распространен в мировой философии.

Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства - понимание  истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных); излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Цивилизационный подход рассматривает  культурную сторону жизни общества и делает акцент на уникальности развития каждой цивилизации.

В целом, данные подходы хорошо дополняют друг друга, позволяя изучить  общественное развитие наиболее полно, со всех сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

1. «Философия истории». ©  2003-2010 Издательский дом «Первое сентября»

2. Панарин А. «Общественное  развитие». М.:2005г.

3. Маркс К., Энгельс Ф.  Соч., 2-е изд. Т.20.

 


Информация о работе Особенности формационного и цивилизационного подхода к развитию общества