Отношение "мир-человек", как проблема философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. А также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Содержание

1. Мировоззрение и его исторические типы.
1.1 Понятие мировоззрения.
1.2 Исторические типы мировоззрения.
2. Специфика философских проблем.
3. Основные разделы философского знания.
3.1Философия – наука.
3.2 Философия – идеология.
3.3Философия – гуманитарное знание.
3.4 Философия – искусство.
3.5 Философия – любовь к мудрости.

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К. Г. РАЗУМОВСКОГО

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИЛОСОФИЯ»

 

         ТЕМА:  «ОТНОШЕНИЕ «МИР-ЧЕЛОВЕК», КАК ПРОБЛЕМА                 

                                                ФИЛОСОФИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: Шамарова Ясмина З.

Форма обучения: ЗФО СФО

Курс: 1 (группа «2»)

Специальность:  080100.62

Шифр: №  зачетки 011271

 

 

 

 

 

                                

                                    

 

 

 

                                      Москва 2012г

Содержание

  1. Мировоззрение и его исторические типы.

     1.1 Понятие мировоззрения.

     1.2 Исторические типы мировоззрения.

  1. Специфика философских проблем.
  2. Основные разделы философского знания.
  3. 3.1Философия – наука.
  4. 3.2 Философия – идеология.

3.3Философия  – гуманитарное знание.

  • 3.4 Философия – искусство.
  • 3.5 Философия – любовь к мудрости.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Мировоззрение и его исторические типы.

     

    1.1 Понятие мировоззрения.

     

           Человек разумное социальное  существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

           Мировоззрение -  это система  взглядов на объективный мир  и место в нем человека, на  отношение человека к окружающей  его действительности и  самому  себе. А также сложившиеся на  основе этих взглядов убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.  Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

           Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенном мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

           В одном случае их связь  с мировоззрением может обнаруживаться  достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

           В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, его  способности понять это мир и целесообразно действовать в нем.

           Мировоззрение – это фундамент  человеческого сознания. Полученные  знания, сложившиеся убеждения, мысли,  чувства, настроения, соединяясь  в мировоззрении, представляют  определенную систему понимания  человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения. Взгляды на мир и свое место в нем.

           Мировоззрение является образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

           Мировоззрение - это представление  о мире в целом и об отношении  человека к этому миру.

    1.2 Исторические типы мировоззрения.

     

           Существуют разные взгляды на  то, по каким признакам можно  выделить самостоятельные или  относительно автономные типы  мировоззрения; существенным оказывается также вопрос о главных и неглавных формах мировоззрения.

           Нередко имеются сочетательные  формы, когда одновременно используются разные признаки деления мировоззрения. Иногда при этом возникают гармоничные связи. Чаще всего к основным типам относят: мифологическое, религиозное, натуралистское (сциентистское) и философское мировоззрение.

           Мифологическое мировоззрение  основано не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно-эмоциональном переживании мира, или на общественных иллюзиях, рожденных неадыкватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

           Исторически первой формой мировоззрения  является мифология. Она возникает  на самой ранней стадии общественного  развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижении людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручения диких животных.

           Миф – это не первоначальная  форма знания, а особый вид  мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

           Мифология играла огромную роль  в жизни людей на ранних  стадиях их развития. Мифы утверждали  принятую в данном обществе  систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

        На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала религия. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам.        Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса на мир естественный и сверхъестественный.

           В религии главное место занимает  сверхъестественный мир, а его  центром является творческая всемогущая сила - Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира и оказывается также творцом мира естественного. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

           На протяжении истории человечества  религия, религиозное сознание, религиозное  отношение к миру  развивались,  приобретали многообразные формы  на Востоке и Западе, в разные  исторические эпохи. В центре  любого религиозного мировоззрения  стоит поиск высших ценностей,  истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

           Основная функция религии состоит  в том, чтобы дать человеку  силы противостоять злу и несправедливости, дает надежду на спасение в  «иной жизни» как воздаяние  за поведение в этой жизни.  Учитывая, что религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, определенные объяснения природы, общества человека, мира в целом, следует выделить и мировоззренческую функцию. Религия способствует в известной степени сохранению и развитию культуры, способствует единению, общению людей в любви и добре.

           В атмосферу религиозного мира  оказывается вовлеченным весь  индивид со всеми духовными  потребностями.

           Натуралистская форма мировоззрения стала формироваться еще в первой половине XIX в., когда появились негативные стороны натурфилософии, отрицательно влиявшие на естествознание и мышление ученых-натуралистов. Натурфилософские размышления стали все больше оказывать отрицательное воздействие на развитии науки. Одной из важнейших специфических сторон такой формы мировоззрения являлись негативное отношение к философии и стремление решать мировоззренческие вопросы посредством обращения к естественнонаучным понятиям и принципам. Формирование такого «научного» мировоззрения чаще всего происходило на фоне крупных естественнонаучных достижений и демонстрации эффективности теоретических и эмпирических понятий, которые при этом вырабатывались.

           Натуралистское мировоззрение есть  представление о мире и об  отношении человека к миру с точки зрения понятий, принципов какой-то одной частной науки или системы  понятий ряда таких наук.

           Натуралистское мировоззрение базируется  на частнонаучной картине мира, оно есть та же частнонаучная картина мира (биологическая, физическая или в целом естественнонаучная), но абсолютизированная в своей мировоззренческой значимости, неправомерно распространенная на всю доступную человеческому взору действительность и используемая для решения мировоззренческих проблем.

          Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрения» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большой степенью научности, чем просто мировоззрение.

           Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

           Философская мысль есть мысль  о вечном, но это не значит, что сама философия вне истории. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Отношение человека к миру – вечный предмет философии.

    Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его  высшими идеалами, придать его  жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

           Философия является одной из  основных форм общественного  сознания, системой наиболее общих  понятий о мире и о месте  человека в нем.

    2.Специфика  философских проблем.

     

           В обыденном сознании в течение  многих веков существовало, да  нередко встречается и в наши дни представление о том, будто философия не имеет собственных реальных проблем.

           В современной философии существует  целое течение объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем любой науки.

           Основная проблема мировоззрения  – отношение человека к миру  в целом.

           Несмотря на то, что состав  проблем и их выражение у  философов разных эпох и народов  различен, в них в той или  иной мере  есть и общее,  и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.

           Важным источником мировоззрения  и проблем, связанных с ним,  является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.

           Широким источником философских  проблем является естествознание  и научно-технический прогресс. В  науках о природе коренятся в конечном счете проблемы первоосновы мира, бесконечности пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.

    Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения:

    1. индивидуально-экзистенциальные
    2. социально-классовые
    3. внутринаучные
    4. художественно-эстетические.

           Проблемы философского мировоззрения  являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Философские проблемы возникли в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации, требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.

           Проблема – это вопрос, являющийся  органической частью поисковой  познавательной ситуации, когда  имеют место поиски новых явлений,  процессов, структур, законов, новой информации. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование.

           Проблемы бывают реальные и  мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п.

           Несмотря на общность проблем  философии и проблем частных наук, они имеют между собой существенные различия.

    Информация о работе Отношение "мир-человек", как проблема философии