О соотношении философии и науки в мировоззрении русских философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

К середине Х1Х века наметился отход от абстрактного, одностороннего изучения природы. Открытие клетки, обнаружение всеобщего характера закона сохранения и превращения энергии, обоснование эволюционного развития органического мира свидетельствовало о переходе естествознания от аналитического периода своего развития к более общему, взаимосвязанному этапу.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 26.21 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ПО  ФИЛОСОФИИ

Вариант 13 (V=(20*66)div 100=13)

Студента  Ерёмина Константина Львовича,

идентификатор BE011EKL, пароль 00494266

БЕЛОВО, 2002 

О соотношении философии  и науки в мировоззрении  русских философов.

1. Философия и наука в творчестве В.И. Вернадского.      

 К середине  Х1Х века наметился отход от  абстрактного, одностороннего изучения  природы. Открытие клетки, обнаружение  всеобщего характера закона сохранения  и превращения энергии, обоснование  эволюционного развития органического  мира свидетельствовало о переходе  естествознания  от аналитического    периода своего развития к более общему,  взаимосвязанному этапу.       

 Великий русский  естествоиспытатель В. В. Докучаев  открывает новое научное направление,  развитие которого привело к формированию нового биосферного класса наук (генетическое почвоведение, биогеохимия, геохимия ландшафтов)  Здесь возникновение природных объектов (биосфера, почва), процесс их развития  рассматривался в ходе длительного исторического взаимодействия живого вещества с неживым, в тех или иных климатических  и гидрологических условиях нашей планеты.      

 В.И. Вернадский  впитал в себя  этот круг идей Докучаева и разработал генетическую минералогию, ставшую важным этапом к разработке его центральной идеи – идеи единства биосферы и человечества.

-Философские подходы  к естествознанию.      

 В.И. Вернадский  в своих работах по естествознанию  раскрывает значение организованности  биосферы в развитии человечества. Он везде пытается найти то  главное, что по его мнению  имеет отношение к устройству  окружающего пространства в глобальном  масштабе. Из всего частного он  пытался выделить то общее,  что прояснило бы картину мира, в центре которого находится  человеческий разум.       

 Взгляд натуралиста  проникает в глубины вещества, обнаруживая в явлениях видимого  мира скрытые соответствия, вызванные  взаимодействием атомов. Он рассматривает  биосферу как особое геологическое  тело, строение и функции которого  определяются особенностями Земли  и Космоса. Живые организмы,  популяции, виды и всё живое  вещество – это формы, уровни  организации биосферы.      

 Развивая учение  о биосфере, Вернадский пришёл  к следующему выводу: Биогенная  миграция химических элементов  в биосфере стремится к максимальному  своему проявлению. Вовлекая неорганическое  вещество в  биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее не доступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.       

 Для Вернадского  было очень важно выделить  роль мысли, знаний в развитии  планеты. Он рассматривает человеческую  деятельность, как биологический  фактор, во многом определяющий  дальнейшее развитие Земли. Он  верил, что разум будет господствовать  на планете, и преображать ее  разумно, предусмотрительно, без  ущерба природе и людям. Для  Вернадского человек был, прежде  всего, носителем разума. Человеческий  разум воспринимался им как  космическое явление, естественная  и закономерная часть природы.         

 В 1916 г. В.  Вернадский приступает к созданию  своей концепции биосферы. В 1926 г. работа в основном завершена.  Своеобразие данной концепции  состоит в том, что она рассматривает  живую природу Земли на мега  космическом уровне ее бытия.  Здесь живая природа Земли  взаимодействует с вещественно-энергетическими  процессами, протекающими в земных, околоземных и отдаленных пространствах  космоса. Концепция биосферы представляет  собой обобщение столь высокого  порядка, что она уже не может  рассматриваться как одно из  частных направлений развития  естественных наук. С полным основанием эта концепция считается одним из крупнейших философских обобщений XX столетия.   

-Некоторые черты,  отличающие работу ученого от  работы философа.         

 Наука и философия,  по Вернадскому, - разные способы  постижения мира. Различаются они  также и по составу, по строению  содержащегося в них знания.         

 Вот, например, как он описывает характер  научной деятельности  натуралиста:      

''По мере того  как он глубже и больше изучает  природу, он всюду старается  подойти ко всем вопросам с  одинаковой меркой, с одинаковыми  требованиями. Он старается  ко всему отнестись научно. Он ко всему прилагает оценку точности знания. определение возможной ошибки в утверждение. Где он может — он выражает это в символе, математически, выражает в числе, где не может, дает не менее точное выражение в ясном определении употребляемых им понятий и их взаимных отношений. От частностей и отдельных фактов он переходит к обобщениям, закономерностям  — законам природы, их основаниям. '' (Набросок речи при открытии кружка философии и естествознания в студенческом историко-филологическом обществе московского университета.  С 290. Л1)      

 Ученый должен  быть в курсе творческой ищущей  философской работы, но не должен  забывать о её неполноте и  недостаточной точности определения  естественных тел в области,  подлежащей её ведению. Он всегда  должен вносить в выводы философа  поправки, учитывая отличие реальных  естественных тел, им изучаемых,  от понятий о них, с которыми  работает философ.      

 Ученый, логически  анализируя понятие, отвечающее  данному естественному телу, непрерывно  возвращается к его предметному  научному исследованию (числом, мерой). Нередко в ходе исследовательской  работы ученые возвращаются непосредственно  к пересмотру  свойств естественного тела мерой, весом, опытом, описанием и уточнением наблюдения, тысячи раз на протяжении десятков лет.               

 Развитие науки  идет скачкообразно. Появляются  новые понятия, теории, гипотезы. Тем самым наука даёт новый  материал для философской мысли,  будит эту мысль, расширяет  её горизонты.     

 Развиваясь, наука  благотворно влияет на философскую  мысль. По Вернадскому это влияние  создаётся общей тенденцией научного  творчества тем целям, какие  ставит в данный момент себе  научная мысль.     

 В отличие от  учёного, для философа в его  работе главное значение в  достижениях науки  имеют схематические рационализированные, логические формы выражения действительности. Только благодаря философскому и математическому анализу они уточняются и углубляются, принимают новые формы и новую силу проникновения. Критическая работа философской мысли оказывает огромное влияние на научную мысль.        

 В основе философии  лежит примат человеческого разума. Философия всегда рационалистична,  для неё разум есть высшая  инстанция, законы разума определяют  её суждения. Сила философии в  её разнородности и в большом  диапазоне этой разнородности.      

 Наука и философия,  по мнению, В. Вернадского находятся  в непрерывном теснейшем контакте, так как в известной части  касаются одного и того же  объекта исследования “Философия  всегда заключает зародыш, иногда  даже предвосхищает целые области  будущего развития науки, и  только благодаря одновременной  работы человеческого ума в  этой области получается правильная  критика неизбежно схематических  построений науки.'' ( Из писем  В.И. Вернадского к Н. Е. Вернадской.   С.104  Л1 .)                                                                                                                                   

 На философскую  мысль оказывают  влияние не только новые научные факты и открытия. Ещё большее влияние создаётся общей тенденцией научного творчества    

 Это влияние,  по мнению, Вернадского обусловлено  тем, что ''философия ставит  себе задачи, далеко выходящие  за пределы точного знания. Она  должна иметь дело не только  и не столько с реальным  материалом научного знания, как  с возможным и вероятным материалом, ибо только при этом условии  она будет в значительной степени  свободна от подчинения временному  состоянию науки – может идти  дальше и предугадывать ход  дальнейшего развития мысли.'' (Научное  мировоззрение и философия. .  с. 297. Л1.)

Владимир Иванович Вернадский.  Материалы к биографии. Молодая гвардия. М. 1988 г.)     

 В свою очередь  философская  мысль обязана считаться с современными научными данными, поскольку она может  ''потеряться в дебрях фантастической работы мысли, придёт к таким выводам в областях, доступных научной проверке, которые окажутся резко отличающимися от действительности.''  (Научное мировоззрение и философия. .  с. 297. Л1.)    

 Как отмечает  В. Вернадский, влияние науки на философскую мысль можно охарактеризовать как сдерживающее. В то же время, рассматривая эту сторону вопроса, он отмечает, что философская мысль не должна слепо следовать за научной тенденцией , так как она потеряет живой интерес для человеческого сознания.      

 Решение данной  дилеммы В. Вернадский видит  в одновременном и единообразным  по направлению изменении тенденций  научного творчества и философского  искания. По его мнению , '' только  тогда, когда философская мысль  , самостоятельно и независимо  от современного ей состояния  научного знания движется по  тому же пути, к которому направлен  идеал научного творчества, только тогда сдерживающее влияние науки исчезает и достигается глубочайшее развитие человеческого мышления.'' (с. 298. Л1.)       

 По мнению Вернадского  философии можно и нужно учиться. ''Произведения великих философов  есть величайшие памятники понимания  жизни и понимания мира глубоко  думающими личностями в разных  эпохах истории человечества. Это  живые человеческие документы  величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательны  по своим выводам и заключениям,  так как отражают, во-первых, прежде  всего человеческую личность  в ее глубочайшем размышлении  о мире, а личностей может быть  бесконечное множество – нет  двух тождественных; и отражают, во-вторых, разработанное свое понимание  реальности; таких пониманий может  быть по существу не так  уж много; они могут быть  собраны в небольшое число  основных типов. Но не может  быть среди них одного единого,  более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного  для этого нет и быть не  может''   (Л1, стр.106).       

 Тысячелетним  процессом своего существования  философия создала могучий человеческий  разум, подвергла глубокому анализу  разумом человеческую речь, создала  отрасли знания, такие как  логика, математика, основы современного научного знания.      

 Наука и философия  имеют  общую  цель – постижение истины и выяснение характера взаимосвязи человека с миром. Расширяя границы познания, человек, находящийся в поиске, неизбежно приходит к основным философским вопросам , он столкнется с вопросами логики и психологии, с одной стороны, а с другой – с теорией познания, с философской критикой и огромнейшим пластом философских знаний и систем .

2. Н.А. Бердяев о роли техники    

 Небольшая статья  Николая  Александровича Бердяева ''Человек и машина'', опубликованная в 1930 г. во Франции, посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Появление этой статьи было в основном связано с почти  полным отсутствием философских разработок по данной теме, тем что  до сих пор не была создана философия техники. Для создания такой философии необходимо было прежде всего осознать что это проблема духовная ''изнутри она есть тема философии человеческого существования''. (Л.2.стр.24)      

В этой статье Н.А. Бердяев  рассматривает, как под влиянием научных открытий, изобретений, появлением новых технических устройств, образ  человека, его духовная жизнь, коренным образом изменилась. Под влиянием научно – технического прогресса  изменилась не только техника зкономическая, военная, промышленная, но и техника  мышления, стихосложения, живописи.     

 В нашу техническую  эпоху, техника для учённого, делающего  научные открытия,  для инженера, изобретателя, - может стать главным  содержанием и целью жизни. В этом случае техника, как познание, средство познания, - получает духовный смысл, становится одухотворенным существом. Иначе обстоит дело, когда  средства жизни, созданные с помощью техники, подменяют цели жизни,  ''они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека''…..''подмена целей жизни техническими средствами может означать  умаление и угасание духа''. (Л.3.стр. 15),      

 Развитие техники,  есть продукт развития физических  и точных наук, продукт изобретательности  и творческой деятельности самого  человека. Это развитие техники,  и как результат – господство  техники, по Н. Бердяеву, является, прежде всего, переходом от  органической жизни к организованной жизни. С точки зрения органической жизни, развитие техники означает '' разрыв в органических телах, истории, разрыв плоти и духа ''.  (Л.3. стр.20)              

Информация о работе О соотношении философии и науки в мировоззрении русских философов