Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:05, реферат
Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.
Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека? – эти вопросы занимают важнейшее место в онтологической проблематике философов ХХ века.
Введение…………………………………………………………....3 стр.
Мартин Хайдеггер …………………………………………………5 стр.
Характеристики бытия Парменидом……………………………...6 стр.
Оппоненты Парменида в античности …………………………….7 стр.
ХХ век: судьба проблемы бытия ………………………………….8 стр.
М.Хайдеггер о Парменидовском понимании бытия …………….12 стр.
Бытийно-историческое мышление «позднего» М.Хайдеггера….15 стр.
Заключение …………………………………………………………18 стр.
Список используемой литературы………………………………...19 стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Мартин Хайдеггер …………………………………………………5 стр.
Характеристики бытия Парменидом……………………………...6 стр.
Оппоненты Парменида в античности …………………………….7 стр.
ХХ век: судьба проблемы бытия ………………………………….8 стр.
М.Хайдеггер о Парменидовском понимании бытия …………….12 стр.
Бытийно-историческое мышление «позднего» М.Хайдеггера….15 стр.
Заключение …………………………………………………………18 стр.
Список используемой литературы………………………………...19 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В
современной философии, как и
во всей предшествующей
М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью бытия, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования.
За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое:
– мышление, мир идей, Бога, материя и т.д. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самобытным, делая его самого бытием.
Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.
Что
есть бытие, в чем сущность
человеческой природы, как связан
человек с бытием, что есть
самобытность человека? – эти
вопросы занимают важнейшее
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР.
Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 – 26 мая 1976), немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию XX в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.
Произведения
великого философа, имевшие огромный
успех при его жизни и
ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТИЯ ПАРМЕНИДОМ.
Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте
Истина, Добро, Благо, Свет.
Чтобы
облегчить понимание того, что
такое бытие, людям, не искушенным
в искусстве философского
Убеждая,
что бытие есть мысль, он имел
в виду не субъективную мысль
человека, а Логос – космический
Разум, через который раскрывается
содержание мира
Истина бытия открывается без помощи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к смирению передвысшим могуществом необходимости, перед Истиной. Вся гордыня оказывалась в этой ситуации неуместной. Парменидовская интуиция бытия внушала человеку чувство зависимости от Божества, находящегося за пределами повседневности, и одновременно давала ему ощущение защищенности от субъективного произвола и всяких случайностей.
ОППОНЕНТЫ ПАРМЕНИДА В АНТИЧНОСТИ.
Умаление
человека приняли не все
Софисты пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия. С их точки зрения, человек есть мера всех вещей и он определяет статус существования чего бы то ни было. Он мера бытия, а потому и в жизни, и в философии следует ставить в центр человека.
Сократ (Vв до н.э.) также не принял Парменидово учение о бытии, ибо оно слишком возвеличивало притязание философов на статус представителей
Божественного бытия и слишком умоляет субъективный разум, мысль. Сам Сократ отказался от роли непосредственного и нерефлектирующего медиума истины и установил между собой и истиной дистанцию, проходить которую, и призван человеческий рассудок со своими нормами, правилами логического аргументирования. И если софисты пытались отстоять автономию человека вообще, то Сократ ратовал за автономию человеческого разума. Он объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.
Киники (V-IV вв. До н.э.) призывали людей попрать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях.
Не признавая существование подлинного сущего за миром чувственных вещей, они освобождали человека от необходимости жить с оглядкой на трансцендентное, что порождало безразличие к проблемам Добра, Истины,
Блага. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира», отрицая тем самым чувство и понятие Родины, как чего-то родного и близкого, что дает силы, поддерживает дух, создает ощущение непокинутости в мире.
ХХ ВЕК: СУДЬБА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ.
Новое
время – начало
ХХ
век ознаменовался крестовым
походом против разума, а это
означало разрыв с античной
традицией. «Наше ученичество у
греков кончилось: греки не классики,
- заявил в начале века Ортега-и-
Давайте станем беседовать с ними, станем расходиться с ними в самом основном. Что же представляет собой это «самое основное»?
Во- первых, греческое понимание бытия как чего-то сущного, неизменного, неподвижного, субстанциального. Отказ от всякого рода субстанциальности стал нормой философствования в ХХ в.
Во-вторых,
признание разума в качестве
опоры человеческого
Поход против разума.
Отказ
от античных
ХХ век востребовал идеи критиков разума и переместил их в центр интеллектуального пространства. Кьеркегор, Ницше, Паскаль и другие реабилитированы и стали почитаемы.
Люди
всегда знали о том. Что существует
безумие, секс, бессознательное, тюрьма.
Но вплоть до конца XIX в. высокая
классическая мысль не
Причина такого отношения - уверенность в том, что все указанные формы жизни по сути свое антиразумны, а потому разрушительны как для отдельного человека, так и для всего общества. Однако в конце XIX в. во многих европейских странах проблемы секса, безумия, бессознательного легализуются.
В ХХ в. они становятся доминирующими на всем европейском континенте, заполняя собой все виды искусства, проникая в массовое сознание. Так,
М. Фуко пишет еще в начале ХХ в. историю безумия, сексуальности, базируясь на работе Ф. Ницше «Генеалогия морали». Самое загадочное заключается в том, что люди оказались, как бы уже готовы отнестись к этой стороне жизни с серьезным почтением, столь серьезным, что в наши дни проблемами сексменшинств, детской сексуальности занимаются парламенты, дебатируя о возможности юридического узаконивания браков между лицами одного пола, о выделении специальных парков и мест для «свободной» любви. Ученые и общественность заняты поисками средств пропагандирования знаний по детской сексуальности ребенку с пятилетнего возраста. Эти процессы зафиксировал язык – самый чуткий индикатор изменений и мироощущений людей: слово «любовь» уходит из лексики, уступая место слову «секс». Налицо факт: в ХХ в. изменились люди, вернее их мироощущение, мировоспитание, их душевно - духовно - мыслительные установки.
Выступив против разума, мыслители выразили нарастающее в обществе осознание бессмысленности и безопорности существования.
Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании бытия.
Отказавшись от Бога («Бог умер» - Ницше), не надеясь более на разум, человек ХХ в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества.
Язычество, или, вернее, неоязычество конца ХХ в. быстро распространилось по планете, благодаря телевидению и другим средствам массовой информации.
Процессы своеобразного оязычивания проникли во все виды искусства.
Некоторые авторы считают, что, к примеру, рок-культура представляет собой аналог архаики (гр. - древний) – раннего этапа в развитии искусства в
Древней Греции и Египте, а также Африки. В этом смысле архаичен и авангардизм. Его приверженцы попытались вернуться к изначальным, самым древним формам жизненной и художественной практики, к архаике, к спрятанным в глубинах человеческой психики бессознательным началам всякой интеллектуальной и эмоциональной активности.
Языческое
мироощущение проявилось в
Примеров
мировоззренческих изменений, последовавших
вслед за отказом признавать
разум человека предельным
В ХХ в. Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании бытия. Люди вдруг ощутили себя живущими в мире, где нет никаких гарантий и никаких опор, где все зыбко и плохо устроено. Разум не сумел предотвратить страшных войн ХХ в. и более того, сам поработал над созданием средств массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог обеспечить гармонию и порядок в мире. Возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни в экономике, в политике, морали и т.д. Сформировалась эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей.