Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:59, контрольная работа
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира.
Введение…………………………………………………………...………………3
Структура и динамика процесса познания………………...……………..4
Методы познания……………………………………………….………….9
Свойства истины и его критерии……………………...…………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Диалектический сводится к познанию действительности в ее целостности, развитии и свойственных ей противоречиях. Считается также (и это очень важно), что источник развития находится внутри самой вещи, явления. Дело в том, что с точки зрения диалектики все в мире - любая вещь или явление - имеет в себе две противоположные стороны, две тенденции изменений. Стороны обусловливают и в то же время отрицают друг друга. То есть каждая из сторон является условием существования другой стороны, а вместе с этим и целого и в то же время тенденции, стремления сторон прямо противоположны, полярны.
Простейший пример диалектического развития: превращение посаженного в почву семени в растение, где борьба двух тенденций - быть или не быть - заканчивается при соответствующих благоприятных условиях победой жизни, но при этом зерно переходит в новое качественное образование - растение. Диалектика ярко видна в развитии всего живого через взаимодействие мужского и женского начал.
Метафизический метод познания
По мнению сторонников метафизического подхода к анализу действительности, все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного изменения. Развитие признается метафизиками лишь как количественное изменение, то есть как простое увеличение или уменьшение готовых, неизменных качеств вещи.
К примеру, семя растения это не что иное, как просто растение в миниатюре и в процессе его роста оно качественно не меняется. Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения (в противоположность этому диалектика понимает покой лишь как момент движения, в котором сохраняется качество и состояние вещи, явления). Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила, а в конечном счете Бог. Диалектика и метафизика, исторически развиваясь, принимали различные формы, в зависимости от общего уровня познания в том или ином историческом периоде, а также от особенностей задач научного познания и социальных условий для познавательной деятельности в определенную эпоху.
Классификация
общенаучных методов тесно
Эмпирический уровень
научного познания характеризуется:
Непосредственным
исследованием реально существующих,
чувственно воспринимаемых объектов.
На этом уровне осуществляется процесс
накопления информации об исследуемых
объектах, явлениях путем проведения наблюдений,
выполнения разнообразных измерений,
постановки экспериментов. Здесь производится
также первичная систематизация получаемых
фактических данных в виде таблиц, схем,
графиков и т.п. Кроме того, уже на втором
уровне научного познания – как следствие
обобщения научных фактов – возможно
формулирование некоторых эмпирических
закономерностей.
Теоретический уровень
научного познания характерезуется:
На
рациональной (логической) ступени познания.
На данном уровне происходит раскрытие
наиболее глубоких, существенных сторон,
связей, закономерностей, присущих изучаемым
объектам, явлениям. Теоретический уровень
– более высокая ступень в научном познании.
Результатами теоретического познания
становятся гипотезы, теории, законы.
Эти уровни познания взаимосвязаны между
собой. Эмпирический уровень выступает
в качестве основы, фундамента теоретического.
Гипотезы и теории формируются в процессе
теоретического осмысления научных фактов,
статистических данных, получаемых на
эмпирическом уровне. К тому же теоретическое
мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные
образы (в том числе схемы, графики и т.п.),
с которыми имеет дело эмпирический уровень
исследования. В свою очередь, эмпирический
уровень научного познания не может существовать
без достижений теоретического. Эмпирическое
исследование обычно опирается на определенную
теоретическую конструкцию, которая определяет
направление этого исследования, обусловливает
и обосновывает применяемые при этом методы.
Вклад философии в систему методов познания
Вклад философии в систему методов познания в не меньшей мере заключается и в разработке содержания предельно общих понятий нашего мышления — категорий общего и единичного, необходимого и случайного, формы и содержания. Категориальная сетка нашего мышления имеет и методологическую функцию. Система категорий есть не только средство сохранения знания, но одновременно и средство анализа, рассечения любой реальности и на любом уровне (будь то теоретический или обыденный). Установление точного значения этих категорий и отслеживание их генезиса и исторической изменчивости есть не что иное, как построение метода познания, причем самого общего и универсального из всех возможных. Систему наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах принято называть методологией. Ныне методология научного познания имеет статус относительно самостоятельной философской дисциплины (некоторые, наиболее популярные, ее концепции мы рассмотрим в главе 17 учебника). Однако степень влияния философии на процесс познания определяется не только, и даже не столько, сугубо теоретическими ее построениями в области методологии. Философия оказывает воздействие на общее развитие познания, встраивая свои базовые принципы в мировоззрение людей (как ученых, так и неученых). Один из таких принципов — гносеологический оптимизм — безусловная уверенность в том, что истина в процессе познания в конечном счете достижима. Однако философия не была бы философией, если бы и здесь не увидела проблему, а не просто констатацию очевидности.
Человека окружает многообразный и еще полный тайн мир природы, да и общество устроено весьма непросто. Поэтому неудивительно, что в нашем знании еще немало пробелов и ошибочных представлений. И опыт более чем двухтысячелетнего развития научного познания показывает, что не бывает так, чтобы какая-то теория давала исчерпывающее и окончательное объяснение определенной области реальности. В науке теории постоянно совершенствуются, сменяют друг друга. В процессе познания люди всегда пытаются отличить заблуждения от достоверного знания, стремятся к более полному и точному знанию. А это означает, что целью познания является истина.
В теории познания есть разные концепции истины. Главная из них называется классической теорией истины, она была сформулирована еще Аристотелем. Согласно этой теории, истина есть соответствие знания действительности. Как уже говорилось, при познании сложных явлений человек не может сразу получить окончательную истину. В его знании истинные элементы переплетены с заблуждениями. Таким образом, развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно отражающими изучаемую реальность. Совершенно полное и точное знание - абсолютная истина - выступает, поэтому целью человеческого познания. В познании сложных объектов (Вселенной, микромира, жизни, сознания) человек вряд ли когда-либо получит исчерпывающее знание. Поэтому абсолютная истина - это бесконечно удаленная цель, к которой стремится человеческое познание в своем историческом развитии.
Движение к истине как цели познания можно также понять как движение к объективному знанию. В знании можно выделить две стороны. Одна из них зависит от человека, от особенностей его органов восприятия, мышления, языка, используемых им средств наблюдения и эксперимента. Другая сторона зависит от объективной реальности, от самих объектов, которые познает человек. В поисках истины человек от субъективного взгляда на реальность переходит к объективным представлениям о ней. Итак, у истины могут быть разные уровни. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития науки, общества, техники. Но в стремлении к истине люди открывают все новые свойства мира, устраняют заблуждения и получают все более достоверное знание.
Существуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называются критериями истины. Главными такими критериями являются экспериментальная проверка знания и возможность его применения на практике. Экспериментальная проверка знания характерна прежде всего для науки. Научное познание отличается от других форм познания (повседневного, философского и т. п.) тем, что наука тщательно проверяет результаты познания путем наблюдения и проведения эксперимента.
Эксперимент
- это целесообразно
Необходимо
отметить, что современная теория
познания считает, что нет универсальных
и однозначных критериев
Заключение
Человек отличается от любого другого живого существа уже тем, что способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а также свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов. Особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира посвящен такой раздел философии, как гносеология (греч. gnosis - познание), теория познания. В современных исследованиях практикуется использование другого, практически равноценного термина при обозначении круга проблем, связанных с теорией познания, - эпистемологии (греч. episteme - знание). Формы и методы познания непосредственно связаны между собой. Под формами познания понимают научные факты, гипотезы, принципы, проблемы, идеи, теории, категории и законы.
Список литературы:
1)
Философия (1 часть). Методическое
указание по выполнению
2) Копры
3)Лекции по философии.
4)Философия: Учебник / Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник ИНФРА-М., 2012г.-313с.
5) http://www.philodream.ru/
6) http://www.philosophyday.ru/