Понимания материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. Энгельс, таким образом, материю отождествлял с веществом. Это не отвечало всем выдающимся открытиям естествознания того времени. Ведь уже тогда появилось понятие электромагнитного поля, существовала волновая теория света. Они указывали на то, что материальное не сводимо к веществу, к телам природы. Мысль же о том, что атомы не есть нечто мельчайшее, оригинальна.

Содержание

1. Формирование философского понимания материи
2. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира
3. Движение как способ бытия материи
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР Философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Движение как способ бытия материи

 

Материя и движение неразрывны в своем единстве. Процессы - суть взаимодействия вещей. Одновременно вещь есть процесс.

Господствовавший ранее  механицизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные - из особенностей биологического развития человека. Например, Т. Гоббс и Р. Декарт рассматривали человеческий организм и животное как сложный механизм. П. Гольбах природу и общественную жизнь пытался объяснить с помощью притяжения и отталкивания.

Одни мыслители (Декарт, Ньютон, Ламетри и др.) писали о  наличии у всякого движения внешнего источника. Другие философы (Гераклит, Аристотель, Лейбниц, Толанд, Гольбах, Дидро, Гельвеций и др.) подчеркивали значение внутренних факторов и условий, самодвижения. Современная философия исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

Хотя в мире все  меняется, вместе с тем есть и  сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости. Назовем некоторые проявления относительной устойчивости явлений в живой природе и социальной сфере. Несмотря на отмирание клеток, животный и человеческий живой организм (благодаря ДНК) сохраняет свою структуру. Для личности характерно как изменение и новизна, так и неизменное, т.е. верность определенным принципам и идеалам. Индивид достигает успеха, если осознает границы своих возможностей, взвешенно оценивает свои способности и в определенной степени сдерживает себя, чтобы сосредоточиться на реально осуществимых планах. Общество, благодаря преемственности и традициям, способно сохранить свою идентичность. Гарантом обеспечения стабильности выступает порядок, предотвращающий движение к деструктурному хаосу и насилию. Важная роль в обеспечении порядка принадлежит государству. Во всех приведенных случаях устойчивость нельзя абсолютизировать, ее необходимо рассматривать в единстве с изменчивостью.

В истории философии  по вопросу о соотношении изменчивости и покоя высказывались крайние  позиции. Например, Кратил абсолютизировал  изменчивость («и о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения»), а Зенон (336 - 264 до н. э.) преувеличивал роль устойчивости. Он в апории (в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение») «Ахиллес и черепаха» доказывал, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так до бесконечности. В апории «Стрела» Зенон утверждал, что летящая стрела на самом деле покоится, так как в каждый момент времени находится в определенном месте. Значит, движение - сумма состояний покоя и, стало быть, никакого движения нет. Немецкий философ-логик Рейхенбах, комментируя позицию Зенона, писал: «Поскольку в действительности стрела летит, а бегун догоняет черепаху, то, значит, имеется какая-то ошибка в логике его рассуждений, а не в физической реальности». Если говорить об ошибках в логике рассуждений, то в приведенных случаях абсолютизируется прерывность, описывается результат движения, а не само движение, не учитывается, помимо прерывности, непрерывность. Впрочем, апории Зенона имели значение для развития диалектики и логики. Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения, как условие дифференциации материи. Покой относителен по месту и времени, а движение абсолютно.

В истории философии  предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения. Аристотель называл такие виды, как изменение  по сущности, возникновение, уничтожение, переход из одного состояния в  другое по качеству, увеличение и уменьшение по количеству, перемещение по положению. О различных видах движения материи писал Ф. Бэкон. Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Наука XX в. перестала рассматривать  механическое движение как фундамент  всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается  глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были заложены предпосылки для развертывания более сложных материальных систем и форм движения. Открыты новые формы физического движения: процессы микромира и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, обеспечивает переход от микромира к макрофизическим процессам. Применительно к неорганической материи обсуждается вопрос о геологической и астрономической формах движения.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, согласно синергетике, является флуктуация - постоянно присущие материи колебания и отклонения. В результате флуктуации появляется новое состояние материи – так называемая «диссипативная структура», которая отличается неустойчивостью. В дальнейшем происходит либо структурирование и укрепление нового состояния материи при условии притока энергии из внешней среды, либо распад и гибель структуры в результате уменьшения энергии в системе.

В социальной форме движения, помимо материальных элементов, учитывается  идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как целого. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Алексеев П.В. Философия  /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.

2. Я.С. Яскевич Философия  / Под общ. ред. Я.С. Яскевич  – Минск, 2006 – 308 с.

3. Калмыков В.Н. Философия:  Учебное пособие / В.Н. Калмыков  – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

4. Спиркин А.Г. Философия  / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.




Информация о работе Понимания материи