Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:07, реферат
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины:
физики,
химии,
биологии,
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И СПОРТА МОЛОДЕЖИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ
И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-
Кафедра товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
ИЗС по дисциплине: «Методология и организация научных исследований»
На тему «Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания»
Выполнила студ. Гр. ТКДН 08 МА
Орловская Л.В.
Проверил
Рыбаченко
Донецк 2012 год
Введение
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельност
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины:
Специфика развития
Наиболее существенный
вклад в разработку методологии
науки внесли Платон, Аристотел
Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением
технологической сферы и промышленного
производства на передний план в социуме
наука приобретает большое значение в
отношении разработок новых технологий
и рациональных принципов упорядочивания
форм производственной деятельности.
Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования
в области методологии науки. В работах Конта, Спенсера, Дюркг
Особое значение в
становлении методологии науки
имели исследования Буля, Фреге
Открытия Фарадея, Максвелла, Э
Все это привело к бурному прогрессу науки в ХХ веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономическую жизнь общества (вплоть до трансформации науки в разновидность бизнеса).
Основная задача методологии
науки заключается в
1) как система принципов
и способов, используемая исследователем
в своей теоретической и практи
2) как учение об
этой системе, обеспечивающей
научный поиск ответов на
Для достижения успеха в исследовательской деятельности ученый должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления. Далеко не каждый исследователь может создать оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы много последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы.
1. Понятия метода и методологии научных исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые
могут применяться в гуманитарн
3) частные – для родственных наук;
4) специальные – для
конкретной науки, области
Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литературе.
От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования.
Методика – это совокупность способов и приемов познания.
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией.
Каждая наука имеет свою методологию.
2. Понятие
методологии научного познания.
Этапы, способы научной
Один из
характерных признаков
Можно указать на ряд существенных причин, породивших эту особенность науки:
1. Сложность структуры эмпирического и теоретического знания, способы его обоснования и проверки;
2. Тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами;
3. Сопряжение результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента».
Исследователи испытывают постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить ее приемы и методы с применяемыми в других науках.
Методологический анализ − форма самосознания науки, проясняющая способы совмещения знания и деятельности, строение, организацию, способы получения и обоснования знаний.
Выявляя условия
и предпосылки познавательной
деятельности, в том числе философско-
Уровни методологического анализа:
Единство общенаучного и философского уровней (последних 2-х уровней) познания лежит в основе дисциплины, получившей название методологии научного познания − философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания.
Назначение — выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику.
Основывается: на общефилософских принципах и законах.
Возникла и развивается: на основе гносеологии и эпистемологии, логики, истории, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно смыкается с философскими учениями о языке.
Наука − не только совокупность теоретических знаний о реальной действительности, но и особый вид общественного духовного производства — производства истинного, систематизированного знания.
Наука − единство познавательной деятельности и ее результата — научного знания.
Она может быть раскрыта в ходе анализа:
Гносеологическая система
«субъект — объект»
Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях:
1. Как индивид — исследователь, ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый — это не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована.
2. Коллектив, научное сообщество, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действует как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.).
3. Общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.
Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается прежде всего предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта познания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта. Историк и философ науки Л.М. Косарева отмечала, что «предметом науки являются определенного типа отношения человека к миру и к самому себе, т.е. мир сквозь призму определенного типа деятельности. Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально-гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д.