Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:07, реферат
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины:
физики,
химии,
биологии,
Средства научной деятельности: материально-технические приборы, инструменты, установки, различного рода знаковые средства (язык — специальный научный и естественный), методы получения, проверки, обоснования и построения знания.
Средства и методы являются важнейшими составляющими компонентами
логической структуры организации деятельности. Поэтому они составляют
крупный раздел методологии как учения об организации деятельности.
Рассмотренные
компоненты научной
Этапы научной деятельности:
Очевидно, что
этапы исследования
Метод познания — это искусственная, не существующая в природе система правил и операций, которые обусловлены объективными свойствами познавательной системы «субъект—объект».
Метод познания, по Гегелю, «поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое она соотносится с объектом» (Гегель. Соч. Т. 6. М., 1937. С. 299).
Метод – система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изучаемого объекта.
Метод – совокупность логических и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования и используемых для решения определенного класса задач.
Метод – разработанная учеными целеполагающая схема определенных последовательных операций.
Объективное
обоснование принципов и
Известный американский философ С. Тулмин говорил, что развитие науки не отражает «внешний вечный диктат логики», что позиция ученого определяется в гораздо большей степени его способностью откликаться на проблемы, чем следовать общепринятому научному методу. Еще более радикально эту точку зрения сформулировал П. Фейерабенд, разрабатывавший «анархистскую методологию» и отрицавший эвристическую роль метода, рациональности в целом. Основание для этого он видел в том, что всякое новое знание, открытие, достижение в науке, например коперниканская революция, квантовая теория, волновая теория света и другие, предполагает именно отклонение от метода, от методологических правил и норм в целом, происходит вопреки им.
Классификация методов:
1. По степени общности (общенаучные и специальные)
2. По уровням научного познания (эмпирические и теоретические)
3. По этапам исследования (наблюдение, обобщение, доказательство и др.).
Существуют два основных значения понятия «знание».
1. Знание как «состояние сознания» субъекта, т.е. содержащаяся в индивидуальном сознании совокупность образов, представлений, отнесенных к соответствующим объектам, процессам и принимаемая субъектом за знание.
2. Знание как «объективное содержание мышления» (К. Поппер), представленное в объективированных, «внесубъектных» формах понятия, идеи, гипотезы, проблемы, теории и других.
Обыденное знание и его конкретная форма — здравый смысл — это непрофессиональное, вообще неспециализированное жизненно-практическое, повседневное знание.
Традиционно
оно оценивалось как
Научное знание — это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание.
Методологические требования к научному знанию: быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности.
Рассмотрение строения научного знания на уровне предложений позволяет использовать общие понятия и принципы логики (логический подход): правила построения предложений, правила вывода, исследовать логическую структуру теорий, непротиворечивость ее исходных аксиом и т.д. Недостаточность рассмотрения знания на уровне предложений сказывается в ряде существенных моментов:
Функциональный уровень – группировка представленных в знании предложений в соответствии с познавательными задачами (и логической природой) и выделение групп научного знания по их функциям в решении задачи (например, проблема, регулятивные принципы и правила метода, факты, знание, гипотеза, теория). Эти функциональные группы могут быть охарактеризованы также по способам получения (логическим и внелогическим), по их логической форме (описывающие и предписывающие и т. д.).
Следует отметить, что исторически сложившаяся определенная система научного знания является необходимым и существенным базисом для возникновения нового знания. Так, при открытии нового экспериментального факта отношения его со старым знанием могут складываться следующим образом:
1.Он предсказан имеющейся теорией;
2. Не предсказан, но вписывается в нее;
3. Несовместим со старой теорией.
Предпосылочное знание – система знания, складывающаяся из философско-мировоззренческих, общенаучных методологических элементов и соответствующего концептуального аппарата.
Системообразующие элементы: научная картина мира, стиль научного мышления, понятийный аппарат, мировоззренческие принципы, обыденное знание в форме здравого смысла.
В качестве специфического уровня организации научного знания и научной деятельности рассматривается сегодня такая структурная единица, как научная дисциплина, сочетающая познавательные и социальные формы организации науки. Научная дисциплина формируется на основе общности предмета (объекта) исследования, его теоретических и методологических принципов, на базе единой научно-исследовательской программы и методики, а также общих социально-организационных структур — кафедр, лабораторий, институтов и т.п.
Дисциплинарная систематизация:
Ведущий отечественный
исследователь дисциплинарной
6. Научное и вненаучное знание
Современная
философия науки считает