Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины:
физики,
химии,
биологии,

Вложенные файлы: 1 файл

реферат!.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

    Средства научной деятельности: материально-технические приборы, инструменты, установки, различного рода знаковые средства (язык — специальный научный и естественный), методы получения, проверки, обоснования и построения знания.

Средства и методы являются важнейшими составляющими  компонентами

логической структуры  организации деятельности. Поэтому они составляют

крупный раздел методологии  как учения об организации деятельности.

    Рассмотренные  компоненты научной деятельности  раскрывают ее статическую структуру,  тогда как анализ структуры  деятельности в динамике предполагает  вычленение основных этапов научного исследования.  

 

 Этапы научной деятельности:

  1. Постановка проблемы, вычленение объекта и предмета исследования;
  2. Эксперимент;
  3. Описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, — создание гипотезы (теории);
  4. Предсказание и проверка полученного знания.

    Очевидно, что  этапы исследования варьируются  в зависимости от специфики  науки — естествознания, математики  или социально-гуманитарных дисциплин.

4. Природа и функции  метода научного познания

 

    Метод  познания — это искусственная, не существующая в природе система правил и операций, которые обусловлены объективными свойствами познавательной системы «субъект—объект».

  • не есть нечто внешнее по отношению к субъекту или нечто, стоящее между субъектом и объектом
  • включен в содержание понятия «субъект познания», выступает как его свойство
  • возникает и развивается в результате творческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и познанию мира
  • является открытой системой, метод постоянно развивается вслед за развитием производственной и информационной техники, в зависимости от постановки новых проблем и задач.
  • является единственно возможным способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта.
  • не содержится в объекте познания
  • методом становятся выработанные субъектом приемы и операции для получения нового знания

     Метод познания, по Гегелю, «поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое она соотносится с объектом» (Гегель. Соч. Т. 6. М., 1937. С. 299).

    Метод – система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изучаемого объекта.

    Метод – совокупность логических и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования и используемых для решения определенного класса задач.

    Метод – разработанная учеными целеполагающая схема определенных последовательных операций.

    Объективное  обоснование принципов и правил  метода находит свое отражение,  в частности, в процессе, при  котором «метод расширяется в систему» (Гегель). Метод реализует свои функции построения, проверки и приращения знания только в том случае, если он не просто базируется на некотором абстрактном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как предпосылку правил и норм деятельности субъекта.

Известный американский философ С. Тулмин говорил, что развитие науки не отражает «внешний вечный диктат логики», что позиция ученого определяется в гораздо большей степени его способностью откликаться на проблемы, чем следовать общепринятому научному методу. Еще более радикально эту точку зрения сформулировал П. Фейерабенд, разрабатывавший «анархистскую методологию» и отрицавший эвристическую роль метода, рациональности в целом. Основание для этого он видел в том, что всякое новое знание, открытие, достижение в науке, например коперниканская революция, квантовая теория, волновая теория света и другие, предполагает именно отклонение от метода, от методологических правил и норм в целом, происходит вопреки им.

 

Классификация методов:

1. По степени общности (общенаучные и специальные)

2. По уровням научного  познания (эмпирические и теоретические)

3. По этапам исследования (наблюдение, обобщение, доказательство  и др.).

5. Специфика научного  знания

 

    Существуют  два основных значения понятия «знание».

1. Знание как «состояние сознания» субъекта, т.е. содержащаяся в индивидуальном сознании совокупность образов, представлений, отнесенных к соответствующим объектам, процессам и принимаемая субъектом за знание.

2. Знание как «объективное содержание мышления» (К. Поппер), представленное в объективированных, «внесубъектных» формах понятия, идеи, гипотезы, проблемы, теории и других.

Обыденное знание и его конкретная форма — здравый смысл — это непрофессиональное, вообще неспециализированное жизненно-практическое, повседневное знание.

    Традиционно  оно оценивалось как примитивное,  обывательское, бытовое, «кухонное»  мышление и т. п. 

  • является первоначальным и основным регулятором человеческого поведения и общения
  • лежит в основе формирующейся у человека картины реальности, с помощью которой он ориентируется в окружающем мире
  • «жизненно-практическое, не получившее строгого концептуального, системно-логического оформления, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и являющееся общим внепрофессиональным достоянием всех членов общества» (Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л., 1987).
  • это констатация явлений, внешних связей и соотношений набора советов, рекомендаций, мнений, ссылок на примеры и авторитеты, популярные данные науки
  • отражает повседневный опыт человека
  • носит преимущественно «рецептурный» характер

Научное знание — это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание.

Методологические  требования к научному знанию: быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности.

  • носит теоретический, концептуальный характер, как знание общезначимое и необходимое
  • ориентировано на исследование закономерностей, на поиск нового, отсюда его высокая объяснительная и предсказательная способности
  • системно организовано.
  • логически организованная, непротиворечивая система высказываний, отражающих существенные свойства и отношения, которые могут выступать и в функции объяснительных принципов
  • система логически взаимосвязанных предложений, одни из которых фиксируют объективные связи и законы действительности, другие — формулируют программу получения, проверки и построения знания.

    Рассмотрение  строения научного знания на  уровне предложений позволяет  использовать общие понятия и принципы логики (логический подход): правила построения предложений, правила вывода, исследовать логическую структуру теорий, непротиворечивость ее исходных аксиом и т.д. Недостаточность рассмотрения знания на уровне предложений сказывается в ряде существенных моментов:

  • не фиксируется функциональное различие между высказываниями, одинаковыми по логической форме, в частности между предложениями эмпирического и теоретического уровней
  • не фиксируются принципиально новые качества, приобретаемые группой предложений, когда они образуют систему.

    Функциональный уровень – группировка представленных в знании предложений в соответствии с познавательными задачами (и логической природой) и выделение групп научного знания по их функциям в решении задачи (например, проблема, регулятивные принципы и правила метода, факты, знание, гипотеза, теория). Эти функциональные группы могут быть охарактеризованы также по способам получения (логическим и внелогическим), по их логической форме (описывающие и предписывающие и т. д.).

    Следует отметить, что исторически сложившаяся определенная система научного знания является необходимым и существенным базисом для возникновения нового знания. Так, при открытии нового экспериментального факта отношения его со старым знанием могут складываться следующим образом:

1.Он предсказан имеющейся теорией;

2. Не предсказан, но вписывается в нее;

3. Несовместим со старой теорией.

 

Предпосылочное  знание – система знания, складывающаяся из философско-мировоззренческих, общенаучных методологических элементов и соответствующего концептуального аппарата.

Системообразующие элементы: научная картина мира, стиль научного мышления, понятийный аппарат, мировоззренческие принципы, обыденное знание в форме здравого смысла.

  • является самостоятельным структурным образованием
  • существует в связи и во взаимодействии с научным знанием.
  • может быть представлена в виде парадигмы (Т. Кун) или научно-исследовательской программы (И. Лакатос), системы идеалов и философских оснований науки (B.C. Степин).

    В качестве специфического уровня организации научного знания и научной деятельности рассматривается сегодня такая структурная единица, как научная дисциплина, сочетающая познавательные и социальные формы организации науки. Научная дисциплина формируется на основе общности предмета (объекта) исследования, его теоретических и методологических принципов, на базе единой научно-исследовательской программы и методики, а также общих социально-организационных структур — кафедр, лабораторий, институтов и т.п.   

 

 Дисциплинарная систематизация:

  1. Онтологическая, когда научная дисциплина обращена на определенный объект;
  2. Гносеологическая, учитывающая специфику познавательных процессов;
  3. Методологическая, принимающая во внимание методы;
  4. Организационная, связывающая становление дисциплины с определенными социально-организационными структурами.
  • обеспечивают науке относительную устойчивость, целостность, что важно и при междисциплинарных исследованиях, в «пограничных» зонах.
  • обеспечивает социализацию результатов исследований, передавая их научному сообществу и превращая в образцы для учебников и системы образования в целом.

    Ведущий отечественный  исследователь дисциплинарной структуры  науки А.П. Огурцов определяет научную дисциплину как форму систематизации знания, предполагающую его институционализацию знания, принятие норм и идеалов исследования, формирование научного сообщества, специфического типа научной литературы, а также организаций, ответственных за образование и подготовку кадров (Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 244—245).

 

6. Научное  и вненаучное знание

 

    Современная  философия науки считает необходимым  признать и разрабатывать определенную  типологию знания, не сводящую  все (истинное) знание только к  научному. У «знания нет единственно  адекватной формы» (И.Т. Касавин), виды знания рождаются в зависимости от типов человеческой деятельности.

  1. Донаучное знание близко к обыденному, повседневному, когда сама жизнь рассматривается как познание;
  2. Псевдонаучное, являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание
  3. Вненаучное — это различные типы знания, отличающиеся от научного «непознавательными» способами получения, применения, апробации и формами выражения. Одним из первых обратившийся к проблеме вненаучного знания И.Т. Касавин полагает, что типология такого знания соответствует типологии практической, духовно-практической и теоретической деятельности.
  4. Практическое знание — это знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
  5. Духовно-практическое знание представлено знанием об общении, жизнедеятельности людей, культово-регулятивным, а также художественным знанием. Оно пронизывает все сферы деятельности и социальные слои, является основой личностных, межгрупповых и социальных отношений в целом. Формы его существования и функционирования — убеждение и обращение к стереотипам, образное описание, нормирование (рецептурность), целеполагание, а также надежды, стремления, оценки и идеалы.
  6. Теоретическое знание — это не только научное, но и идеологическое, философское, теологическое и даже магическое. (Касавин И. Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 21-26).

Информация о работе Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания