Санкт-Петербургский Государственный
Архитектурно-Строительный университет
Кафедра философии
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Контрольная работа
по философии
(часть 1)
Власова Наталья Александровна
ФБФО ПГС 09-198
СПб 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и структура мировоззрения….…………………………….
………..3
2. Сочинения Платона…………………………………………………………….6
3. Учение о душе ………………………………………………………………….9
3.1 Дуализм души и тела………………………………………………………9
3.2 Три части души……………………………………………………………9
3.3 Первый аргумент в пользу бессмертия
души ………………………….11
3.4 Второй аргумент в пользу бессмертия
души……………………….......11
3.5 Третий аргумент в пользу бессмертия
души…………………………...12
3.6 Четвертый аргумент в пользу
бессмертия души……………………….13
3.7 Судьба души человека……………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………16
Список использованной литературы
…..………………………………………17
1
ВВЕДЕНИЕ
Нет на свете, наверное, ни одного человека,
который не размышлял бы над вопросом
о жизни и смерти, о неминуемости своего
конца. Такие размышления нередко действуют
угнетающе на человека. Вот что писал по
этому поводу известный русский философ
Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов
приносит смерть, и это не может не вызывать
тоски». Тоска, в сущности, всегда есть
тоска по вечности, невозможность примириться
со временем. Тоска направлена к высшему
миру и сопровождается чувством ничтожества,
пустоты, тленности этого мира. Философия
же «освобождена от тоски и скуки жизни».
Философия,
конечно, не дает нам вечности, но она помогает
осмыслить эту жизнь, помогает найти ее
смысл и укрепить свой дух. Потеря высших
мировоззренческих ориентиров в жизни
может вести к самоубийствам, наркомании,
алкоголизму, преступлениям. В этом заключается
актуальность данной работы.
Понятия «философия»
и «мировоззрение» очень взаимосвязаны,
ибо сама философия есть мировоззрение,
то есть совокупность взглядов на мир
в целом и на отношение человека к этому
миру. Иными словами, понятие «мировоззрение»
шире понятия «философия». В одном ряду
с философией находятся другие формы мировоззрения:
мифологическое, религиозное, художественное,
натуралистское, обыденное. Не определив
для себя характер и сущность мировоззрения,
мы не сможем определить и сущность философии,
а также ее функции.
2
1. ПОНЯТИЕ И
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Мировоззрение
или взгляд на мир является неотъемлемым
и необходимым элементом человеческого
сознания. В мировоззрении сложно взаимосвязаны
и взаимодействуют знания, чувства, мысли,
убеждения, настроения, на основе которых
мы стремимся вывести всеобщие принципы,
способные объяснить происходящее во
«внешней» действительность и нашем «личном»
мире. Подобные «универсалии», образующие
мировоззрение и придающие ему целостный
вид, позволяют осознанно понимать и оценивать
происходящее вокруг нас, определять своё
место в мире и отношениях, регулирующих
человеческую деятельность.
Мировоззрение это активное отношение
к миру, в результате которого формируется
общее представление об окружающей действительности
и человеке в ней. В более развёрнутом
виде мировоззрение можно рассматривать
как целостную самостоятельную социально
детерминированную систему, в которой
сложно отражены и взаимосвязаны наиболее
общие взгляды, образы, оценки, принципы,
чувственные и рациональные представления
индивида и коллектива о действительности
в объективном (природном, общественном)
и субъективном (индивидуальном) состоянии
и отношении к ним человека в его духовной
деятельности. В мировоззрении закреплены
познавательное, поведенческое, ценностное
значения (или функции).
Философия составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг которого
образовалось своего рода духовное облако
обобщенных обыденных взглядов житейской
мудрости, что составляет жизненно важный
уровень мировоззрения. Но мировоззрение
имеет и высший уровень обобщение достижений
науки, искусства, основные принципы религиозных
взглядов и опыта, а также тончайшая сфера
нравственной жизни общества. В целом
мировоззрение можно было бы определить
следующим образом: это обобщенная система
взглядов человека (и общества) на мир
в целом, на свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком смысла своей
жизни и деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщенных научных, философских,
социально-политических, правовых, нравственных,
религиозных, эстетических ценностных
ориентаций, верований, убеждений и идеалов
людей.
Основной вопрос
мировоззрения отношение человека к миру
в целом. По мнению А.Н. Чанышева, мировоззрение
есть общая картина мира, то есть более
или менее сложная и систематизированная
совокупность образов, представлений
и понятий, в которой и через которую осознают
мир в его целостности и единстве, а также
(что самое главное) положение в этом мироздании
такой его важнейшей (для нас) части, как
человечество; основной вопрос мировоззрения
это вопрос о взаимоотношении «мы» (части)
и «оно» (целого).
Проблема
ценностей в составе мировоззрения теснейшим
образом связана с такими феноменами духа,
как вера, идеалы и убеждения.
Вера являет собой феномен сознания, обладающий
силой неустранимости и огромной жизненной
значимости. Акт веры это сверхсознательное
чувство, ощущение, своего рода внутреннее
«ясновидение», в той или иной мере свойственное
каждому человеку.
Важной составляющей
мировоззрения являются идеалы. Человек
в своей жизни, в своем постоянном моделировании
будущего не может обойтись без стремления
к идеалу. Человек испытывает потребность
измышлять идеалы.
Идеалы это
мечта и о самом совершенном устройстве
общества, где все «по справедливости»,
и о гармонически развитой личности, и
о разумных межличностных отношениях,
и о нравственном, и о прекрасном, и о полной
реализации своих возможностей на благо
человечества.
Стержень
мировоззрения и духовное ядро личности
составляют убеждения. По словам С.Н. Булгакова,
«Чрезвычайно важную промежуточную ступень
между верою и знанием составляет так
называемое убеждение. Убеждение есть
субъективно наиболее ценная для нас часть
наших мнений, но вместе с тем убежденным
можно быть лишь в том, что не имеет характера
логической бесспорности, а в большей
или меньшей степени поддерживается верой».
Таковы
составляющие мировоззрения, теоретическим
стержнем которого является система философских
знаний.
_________________________
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD\
3
великое путешествие.
Сначала Платон отправился в Египет, и
эта древняя цивилизация произвела на
него глубокое впечатление. Из Египта
перебрался в Южную Италию, задержавшись
в Кирене у математика и астронома Феодора.
В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами,
которых было много в этих краях (эта философская
школа переживала тогда период расцвета).
Из своего пребывания среди пифагорейцев
он извлек величайшую любовь к жизни и
общественному благу. Признаки влияния
пифагорейцев прослеживаются и в последних
произведениях Платона.
Затем Платон
переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал
тиран Дионисий I. Он подружился с молодым
зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным
принцем, которого вдохновили нравственные
и политические идеалы Платона. Но Дионисий
враждебно отнесся к тому, что Платон обрел
такое влияние на Диона, и философу пришлось
покинуть Сиракузы: его высадили на острове
Эгина, находившемся в состоянии войны
с Афинами, и продали в рабство. К счастью,
он был выкуплен гражданином Кирен, который
находился на острове и узнал Платона.
Таким образом,
Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то,
в возрасте сорока лет, он основал Академию,
в которой преподавал до конца своих дней,
лишь дважды покинув Афины ради двух новых
путешествий на Сицилию. Академия была
обращена в сторону Востока. Ученики Платона
были даже из Вавилона. Влияние философии
Востока на Академию еще больше усилилось
с приходом Евдоха, астронома, побывавшего
в различных районах Востока. Платон не
сделал, подобно Сократу, философию предметом
социальной беседы; напротив, он жил в
уединении, ограничившись кругом своих
учеников. Однако, благодаря престижу
его
4
имени, несколько греческих
городов просили его составить для них
свод законов, и в некоторых случаях Платон
делал это.
Его последние
годы были омрачены трагической смертью
Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н.э.
в возрасте восьмидесяти лет, до конца
жизни сохранив всю полноту своего могучего
ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку
от Академии.1
_________________________
1. http://newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/Plato_Biograph/
5
2. СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
Литературная деятельность Платона продолжалась
в течение полувека. Платон - первый крупнейший
философ древности, от которого до нашего
времени дошли все (или почти все) философские
сочинения. Учение, излагаемое в них, не
свободно от противоречий. В некоторых
из них излагается идеалистическое учение
о бытии и о познании, получившее наименование
теории “идей”. Но есть среди сочинений,
дошедших под именем Платона, и такие,
в которых теория эта отсутствует. Есть,
наконец, и такие сочинения, в которых
Платон подвергает собственную теорию
“идей” серьезной критике (например,
диалог “Парменид”).
Не удивительно поэтому, что уже более
полутораста лет учеными обсуждается
“платоновский вопрос”. Так называют
исследования, филологические и философские,
посвященные вопросам: 1) о подлинной принадлежности
Платону дошедших под его именем сочинений
и 2) об их хронологии, или исторической
последовательности их написания.
Впоследствии для решения проблемы
хронологии написания диалогов Платона
стали применять так называемый стилометрический
метод. Он состоит в статистическом изучении
некоторых повторяющихся стилистических
особенностей языка платоновских диалогов.
Самая ранняя группа так называемых
сократических диалогов. В них Платон,
находящийся еще под влиянием Сократа,
исследует главным образом понятия этики.
Таковы, например, “Евтифрон”, “Хармид”,
“Лахет”, “Менон”. В более поздний период
были написаны “Кратил”, “Пир”, “Федон”и
первая книга “Государства”. Еще позднее
возникли остальные 6
6
книги “Государства”, “Федр”,
“Теэтет” и “Парменид”. Наконец, к последнему
периоду деятельности Платона относятся
“Софист”, “Политик”,
“Филеб”, “Тимей”, “Критий” и “Законы”.
В подлинности всех этих сочинений, т.
е. в их действительной принадлежности
Платону, вряд ли возможно сомневаться.
Подлинными являются, по-видимому, и такие
неясные по своей хронологии диалоги,
как “Ион” и “Гиппий Больший”, который,
несомненно, возвещает начало будущей
теории “идей”.
По форме, по характеру и достоинствам
изложения диалоги Платона неоднородны.
Часть из них написана с почти драматической
живостью изображения. Это блестящие сцены
из духовной жизни Афин. В этих диалогах
действующие лица - ярко очерченные характеры,
в центре которых стоит личность Сократа,
софисты, поэты, рапсоды, политические
деятели. Таковы, например, диалоги “Протагор”,
“Федон”, “Пир”. Диалоги эти принадлежат
истории древнегреческой литературы в
не меньшей степени, чем истории древнегреческой
философии.
Другую часть философских сочинений Платона
составляют произведения, в которых диалогическая
форма только видимость, слабо обрамляющая
основное теоретическое содержание. Это
диалоги-трактаты. В них исследуются труднейшие
и отвлеченнейшие проблемы диалектики.
Значение их не в художественном воплощении
философских воззрений, а в их диалектическом
развитии и обосновании. Образцы таких
диалогов -“Софист”, “Парменид”, “Филеб”.
Несмотря на свойственную Платону замечательную
ясность изложения, они по сложности содержания
принадлежат к числу труднейших произведений
мировой философской литературы.
Итальянским исследователем А. Кьяпелли
(A. Chiapelli) было 777777777777777777777777777777777777
высказано предположение, что
некоторые диалоги в первоначальной редакции
были написаны в повествовательной форме
и лишь впоследствии были изложены в форме
драматической.1
_________________________
1. Асмус В., Платон (Мыслители
прошлого), М., Изд - во «Мысль», 1969,
26 с. 88888888888888888888888888888888
3. УЧЕНИЕ О ДУШЕ
3. 1 Дуализм души и тела
В философии Платона легко обнаружить
признаки. Платон часто противопоставляет
душу и тело как две разнородные сущности.
Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна.
Согласно учению, изложенному в диалоге
«Государство», в отличие от тела, которое
можно погубить, душе ничто не может помешать
существовать вечно. Если мы согласимся,
что вред душе наносит порок и нечестие,
то даже и в этом случае остаётся признать,
что порок не приводит душу к смерти, а
просто извращает её и делает её нечестивой.
То, что неспособно погибнуть ни от какого
зла, можно считать бессмертным: «раз что-то
не гибнет ни от одного из этих зол — ни
от собственного, ни от постороннего, то
ясно, что это непременно должно быть чем-то
вечно существующим, а раз оно вечно существует,
оно бессмертно».
3. 2 Три части души
В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый
образ колесницы души. Рисуется следующая
картина: «Уподобим душу соединенной силе
крылатой парной упряжки и возничего.
У богов и кони, и возничие все благородны
и происходят от благородных, а у остальных
они смешанного происхождения. Во-первых,
это наш повелитель правит упряжкой, а
затем, и кони-то у него — один прекрасен,
благороден и рожден от таких же коней,
а другой конь — его противоположность
и предки его — иные. Неизбежно, что править
нами — дело тяжкое и докучное» Возница
изображает здесь разум, добрый конь —
волевую часть души, а дурной конь — страстную
или эмоциональную часть души. 1 В диалоге «Государство» Платон
более _________________________
1.
Лосев А. В., Античная философия истории,
М., Изд-во «Наука», 1977, 180 с. 999999999999999 9
подробно
разбирает эти три составляющих психики
человека. Так, он уподобляет разумную
часть души — пастырю стада, волевую или
яростную часть души — сопутствующим пастырю
собакам, помогающим ему управляться со
стадом, а неразумную, страстную часть
души он называет стадом, добродетель
которого — подчиняться пастырю и собакам.
Таким образом, Платон выделяет три начала
души: