Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:57, доклад
Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества.
Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.
мировоззрение развитие исторический общество
Философское мировоззрение
Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение. Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию.
Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.
По мере развития человеческого
общества, установления человеком определенных
закономерностей бытия, совершенствования
познавательного аппарата появилась
необходимость возникновения
Философия зарождается из
потребности рационального
Появление философии - это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. «reflexio» - обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. «transcendens» - перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».
Таким образом, предмет философии
образуют всеобщие сущности мира и
его основных фрагментов. Философия
рационализирует складывающиеся в
различных сферах духовной культуры
наиболее общие представления о
мире и человеке, которые носят
название универсалий культуры. Универсалии
культуры - это категории, которые
аккумулируют исторически накопленный
социальный опыт и в системе которых
человек определенной эпохи оценивает,
осмысливает и переживает мир, сводит
в целостность все явления
действительности, попадающие в сферу
его бытия. Универсалии культуры,
прежде всего, это формы мышления,
характеризующие любое
Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи.
Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.
В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.
Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры.
Заключение
Если обобщить все вышеизложенное,
то можно сказать, что исходным началом
философского анализа, исследования, становятся
результаты богатого и разнообразного
опыта духовно-практического
Литература
1.Основы современной
2.Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов. Попов Е.В.- Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997 г., 320 стр.
.Введение в философию. История философских учений. Учебно-методическое пособие. Терехова Г.Л., Дробжева Г.М.- Тамбов, издательство ТГТУ, 2004 г., 44 стр.
.Краткий справочник по философии. Петров Г.В. - Псков, издательство ПГПИ, 2004 г., 52 стр.
.Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов. Крюков В.В. -Новосибирск, издательство НГТУ, 2006 г., 219 стр.
.Введение в философию.
Учебное пособие для ВУЗов. 3-е
издание, переработанное и
.Философия. Учебное пособие
для высших учебных заведений.
6-е издание дополненное и
.Философия. Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Балашов Л.Е.- Москва, издательство «Дашков и К», 2004 г., 672 стр.
.Философия. Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Перевод с 9 немецкого издания. - Москва, издательство «Рыбари», 2002 г., 268 стр.
.Философия. Высшее
.Философия для аспирантов. Учебное пособие. 2-е издание. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2003 г., 448 стр.
.Философия. Учебник. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. - Москва, издательство «Инфра-М», 2004 г., 519 стр.
.Философия. Учебник.
.Философия. Учебник. Спиркин А.Г. - Москва, издательство «Гардарика», 1998 г., 816 стр.
.Философия. Учебное пособие
для студентов высших и
.Философия. Конспект лекций. Якушев А.