Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:00, реферат
Прагматизм возникает в конце ХІХ – начале ХХ вв. в США. Основателями его были американцы Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914), Уильям Джемс (1842–1910) и Джон Дьюи (1859–1952). В начале ХХ века прагматизм получил распространение в Англии, Италии, Чехословакии и даже Китае, но многие историки философии считают его чисто американской философией и не только и даже не столько потому, что его создатели – философы-американцы, а потому, что считают прагматизм выражением американского духа, американской деловитости («прагматизм» этимологически происходит от греческого слова pragma – дело, действие), американского прагматизма. Конечно, это не означает, что прагматизм не имел предшественников в европейской философии. Он перекликается с такими философскими системами, как позитивизм, философия жизни, но его понимание истины как полезности, успешности, функциональности той или иной идеи выделяет его из других философских течений.
10.3 Прагматизм
Прагматизм возникает в конце ХІХ – начале ХХ вв. в США. Основателями его были американцы Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914), Уильям Джемс (1842–1910) и Джон Дьюи (1859–1952). В начале ХХ века прагматизм получил распространение в Англии, Италии, Чехословакии и даже Китае, но многие историки философии считают его чисто американской философией и не только и даже не столько потому, что его создатели – философы-американцы, а потому, что считают прагматизм выражением американского духа, американской деловитости («прагматизм» этимологически происходит от греческого слова pragma – дело, действие), американского прагматизма. Конечно, это не означает, что прагматизм не имел предшественников в европейской философии. Он перекликается с такими философскими системами, как позитивизм, философия жизни, но его понимание истины как полезности, успешности, функциональности той или иной идеи выделяет его из других философских течений.
Для прагматизма человек – это, прежде всего, не познающее существо, а «делающее», действующее существо. А процесс действия неразрывно связан с верой. Преодоление сомнения и достижение веры и составляет главную цель познания. То есть процесс познания, по мысли Пирса, представляет собой не отражение действительности в мышлении человека, а знание есть не соответствие мысленного образа реальности, а преодоление сомнения и достижение верования, формирование привычки действовать. «Деятельность мысли, – говорит Пирс, – возбуждается раздражением вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто; таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли». Поскольку верование есть привычка действовать, можно сказать и так: «Вся функция мысли состоит в том, чтобы производить привычки действия, а все, что связано с мыслью, но не имеет отношения к ее цели, есть некий нарост на ней, но не ее часть». Но как тогда быть с содержанием мысли, идеи? Что она отражает или выражает? Ответ на этот вопрос дает концепция значения Пирса, именно в ней формулируется принцип Пирса. С точки зрения Пирса, содержание значения идеи или понятия следует искать не в соотношении идеи, образа и прообраза, объекта, а в отношении понятия к субъекту. Содержание значения, с точки зрения Пирса, раскрывается в том, что данное понятие означает для субъекта, к каким практическим последствиям оно сводится, какие практические последствия оно вызывает. «Рассмотрите, какие практические следствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены объектом нашего понятия. Понятие о всех этих следствиях есть полное понятие объекта». Это и есть формулировка «принципа Пирса». Понятие вещи, предмета целиком сводится Пирсом к чувственно-практическим следствиям, ощущениям, вызываемым у нас этим предметом. Более ничего в понятии предмета нет. Каков предмет мысли по своей природе: материальный или идеальный, реально существующий или только мыслимый, физический или психический – для прагматизма не имеет большого значения. Важно только то, что он побуждает нас действовать определенным образом и сводится к этому опыту. Ощущения, составляющие содержание нашего опыта, могут быть вызваны как вне нас находящимися предметами и явлениями, так и любыми переживаниями и состояниями нашего сознания. Опыт ученого в лаборатории и «опыт» верующего в церкви одинаково реальны и одинаково значимы как для их участников, так и вообще по своей природе. Ведь если предмет значим только как те верования, действия и последствия, которые он у нас вызывает и к которым он нас принуждает, то не так уж важно для самого действия, вызваны ли наши практические действия реальными явлениями, воздействующими на наши органы чувств и через них – на мышление, или просто состояниями нашего сознания. Из такого понимания природы знания прагматизм подходит к трактовке истины. Любое высказывание, идея, теория проявляют себя в тех последствиях, которые они вызывают в нашем поведении и нашем действии.
Но последствия воздействия идей на наше поведение могут быть и бывают различными: они могут способствовать осуществлению наших намерений, достижению результата, а могут и не способствовать этому процессу. Истинным должны признаваться то суждение, та теория, которые способствуют осуществлению наших намерений, помогают нам достичь результата.
«Истина…, – по мнению Пирса, – отличается от лжи просто тем, что действие, основанное на ней, по зрелом размышлении приведет нас к той цели, к которой мы стремимся, а не в сторону от нее». Но в таком случае мы сталкиваемся как минимум с двумя трудностями: во-первых, истина в таком случае носит чисто субъективистский, даже субъективно-релятивистский характер и, во-вторых, такое понимание истины не дает нам ответа на вопрос об истинности тех суждений, последствия которых не присутствуют в нашем жизненном опыте.
Первую трудность Ч. Пирс пытается преодолеть с помощью того, что предлагает считать истинным то суждение, ставшее верованием, которое таковым признали бы исследователи данной проблемы при условии неограниченного опыта. Таким образом, истина приобретает интерсубъек-тивный характер. Чисто американский подход даже терминологически предлагает У. Джемс для решения второго затруднения. «Истина, – говорит он, – в значительнейшей своей части покоится на кредитной системе. Наши мысли и убеждения «имеют силу», пока никто не противоречит им, подобно тому, как имеют силу (курс) банковские билеты, пока никто не отказывает в приеме их… «Вы принимаете от меня проверку какой-нибудь вещи, я принимаю вашу о какой-нибудь другой. Мы торгуем друг с другом своими истинами». Таким образом, Джемс утверждает, что если практические последствия какого-либо высказывания вы не имели и не наблюдали в своем опыте, вы можете иметь суждение об истинности или ложности данного высказывания при условии свидетельства человека, в опыте которого имелись эти практические последствия, и они не противоречат вашему опыту. Я доверяю вашему опыту, а вы моему, и мы обмениваемся нашим опытом в вопросе истинного как деньгами, доверяя существующему курсу обмена.
Особая роль в пропаганде и развитии прагматизма принадлежит Джону Дьюи, которого сами американские философы называют главным американским философом первой половины ХХ века. Прагматическая концепция Дьюи получила в философии название «инструментализм».
Центральным понятием философии Дьюи является понятие «опыт». Но само это понятие у Дьюи получает иное значение, чем в классической философии и даже чем у его непосредственных предшественников. В классической философии понятие «опыт» употребляется в гносеологическом плане, как важнейший элемент познавательного процесса. Даже у Пирса и Джемса «опыт» имеет большую гносеологическую нагрузку. Правда, Джемс много говорит о религиозно-нравственном опыте человека. У Дьюи понятие «опыт» получает широкое обыденное значение, оно включает в себя все, с чем имеет дело человек в своей жизни. «Ценность понятия опыта для философской рефлексии состоит в том, – пишет Д. Дьюи, – что оно обозначает как поле, солнце, облака и дождь, семена и урожай, так и человека, который трудится, составляет планы, изобретает, пользуется вещами, страдает и наслаждается. Опыт обозначает все, что переживается в опыте, мир события и лиц; он обозначает мир, воспринятый в опыте, деятельность и судьбу человека». Для Дьюи человек – это биологическое существо и, чтобы выжить, он должен приспособиться к окружающей среде. Эту идею он берет у Дарвина. Если бы окружающий человека мир был устойчивым, постоянным, то человек мог бы спокойно обойтись инстинктами, обычаями, традициями. Но мир изменчив, события в нем во многом случайны, он ставит каждого из нас в проблематическую ситуацию, порождает неуверенность и сомнение, неуютность нашего бытия. Поэтому человеку необходимо знание. Оно дает ему возможность приспособиться к изменяющейся среде, превратить проблематическую ситуацию в устойчивую, то есть знание является тем инструментом (отсюда инструментализм), который дает нам возможность преодолеть сомнение и достичь верования. Истинность того или иного высказывания есть его способность выполнять инструментальную роль, его способность помочь нам решить проблематическую ситуацию. «Если идеи, значения, концепции, понятия, теории, системы инструментальны… по отношению к устранению некоторого специфического беспокойства, замешательства, то проверка их надежности и ценности состоит в выполнении ими этой работы». Речь при этом идет не о том, соответствуют идеи чему-то в реальности или нет, главное, чтобы они работали, были инструментальны. В связи с этим особый интерес представляет трактовка прагматизмом религиозных догм и религиозного опыта. Можно ли его считать истинным? Прагматизм при решении этого вопроса исходит из принципа полезности и инструментальности. Выиграет или проиграет верующий человек по сравнению с атеистом? По мысли Джемса, конечно, выиграет. Ведь если окажется (после смерти), что бога нет, то верующий ничего не потеряет, а если окажется, что он существует, то он по сравнению с атеистом выиграет, ибо ему воздастся за его веру. И в этой жизни, по мнению и Джемса, и Дьюи, вера помогает человеку преодолевать трудности, добиваться успеха в своих начинаниях, решении своих проблем. Поэтому вопрос о научности или ненаучности религии должен быть снят и заменен вопросом о ее полезности, инструментальности.
10.4 Феноменология
Понятие «феноменология» в истории философии употреблялось в различных смыслах. У Канта оно служило для обозначения предметов человеческого опыта. У Гегеля оно понималось как учение о становлении научно-философского знания – «Феноменология духа», которая по мысли Маркса была истоком и тайной гегелевской спекулятивной философии. В работах немецкого философа Франца Брентано (1838–1917) феноменология понималась как описательная психология, вычленяющая и описывающая структуру психических явлений. Ему принадлежит открытие интенциональности сознания, соотносительности предмета и акта переживаний, утверждение о самоочевидности внутренних переживаний.
В двадцатом веке под
В своем двухтомнике «
Если говорить о специфике феноменологии как философского направления, занимающегося исследованием природы научного знания и истины, то следует говорить о ее подходе к решению этих проблем. Главная особенность естественнонаучного знания и его понимания предшествующей философией заключается, с точки зрения Гуссерля, в том, что знание рассматривается в его соотношении с реальностью, с фактами опыта, а познавательный процесс изображается реальным взаимодействием субъекта и объекта. Истина в таком случае рассматривается как соответствие знания реальности. Такой подход к познанию и истине не устраивает Гуссерля. Не устраивает Гуссерля и наметившийся в конце ХІХ века, прежде всего благодаря усилиям Маха и Авенариуса, психологический подход к познанию, в котором познание рассматривается через призму психологических восприятий и переживаний, возникающих у субъекта при его взаимодействии с объектом в познавательном процессе.
С точки зрения Гуссерля, задача феноменологической философии заключается в том, чтобы познать общую структуру психического процесса переживания истинного, общезначимого знания. Феноменология концентрирует свое внимание на структурах чистого сознания истины. Её интересует функционирование сознания как такового вне его отношения к предметной действительности и даже вне его отношения к психическим переживаниям процесса осознания предметной действительности. Феноменология имеет дело с чистым потоком сознания, лишенного всякой предметности, элементами которого выступают феномены. Феномены выступают теми конечными элементами нашего сознания, к которым приковано внимание феноменологической философии.
В гносеологии понятие «феномен» вводит Кант. У него оно противопоставляется ноумену, «вещи в себе» и является её проявлением. Феномен есть результат познавательной деятельности человека, продукт переработки воздействия «вещи в себе» на априорные формы чувственности и рассудка человека. Феномен у Канта есть проявление, явление «вещи в себе», сущности. Поэтому и феномен интересен для нас не сам по себе, а как проявление другого, сущности. Гуссерль высоко ценит Канта за его анализ сознания, за его рассмотрение сознания как самодостаточного, исходного в его взаимодействии с предметной действительностью. Но Кантово понимание феномена для него неприемлемо.
Для Гуссерля феномен есть то, что само себя обнаруживает, выступает элементом чистого сознания и включает в себя словесную оболочку, психические переживания, смысл и значение познавательного переживания и полагаемый через значение предмет. Феномен не есть явление чего то, он есть целостность явления и сущности, за ним ничего не стоит, он сам есть крайняя точка, предел чистого сознания. Феномен – это не образ отраженного предмета и не психические переживания, связанные с восприятием находящихся вне нас предметов. Феномен – это акт чистого сознания, образующий смысл и значение предмета. Действительность дана человеку в виде истока феноменов и, чтобы ее постичь, необходимо, прежде всего, исключить из рассмотрения физический мир, мир внешних предметов, то есть применить метод феноменологической редукции. Тогда перед нами останется чистое сознание с его интенцией – направленностью на предмет. Именно здесь и тогда рождаются смыслы и значения вещей, предметов, именно здесь и тогда мы приходим к подлинному миру вещей, «к самим вещам». Гуссерль здесь акцентирует внимание на том, что сами предметы мыслятся нами такими, какими значениями мы их наделяем в своем сознании. Так, дом может восприниматься и как помещение для жилья, и как объект архитектуры, и как преграда, и в других значениях. И это определяется интенцией нашего сознания. Значение воспринимается как инвариант интенциональных смыслов предмета, и оно не зависит от исторических и иных обстоятельств. При этом для феноменологического анализа важен не предмет значения и даже не само значение, а сам интенциональный акт придания значения, открытия значения. Есть, к примеру, предмет любви, есть любовь как процесс психических переживаний и действий человека, и есть акт сознания любви как потока чистых феноменов.
Этот поток нельзя представить себе как объект или как явление чего-то другого. Он может и должен быть пережит, описан изнутри. Сознание в самой своей сущности не предметно и не может рассматриваться как объект. Оно интенционально и обнаруживает себя как направленность на объект через смысл и значение и потому не может выступать объектом познания, а может быть лишь пережито изнутри, может быть усвоено, рассмотрено с помощью интуиции.
Исходя из этих посылок, феноменология подходит к науке и истине. Кризис, который переживает современная наука, по мысли Гуссерля, связан с натурализмом науки, с тем, что существующее отождествляется с физической природой, даже сознание рассматривается в плане зависимости от природы. Знание, истина рассматриваются как результат деятельности отражательной способности психики, в плане соотношения образа и объекта. Но в таком случае релятивизм и субъективизм неизбежны. И речь идет не только о релятивизме в наших представлениях о природе, но и об относительности наших идеалов и норм. Поэтому кризис науки вызывает кризис цивилизации.
Истина, с точки зрения Гуссерля, вне времени и не есть результат рефлектирующей деятельности мышления. Истина самоочевидна и самораскрывается и постигается она с помощью интуиции, непосредственного усмотрения сущности, смысла, значения. Здесь Гуссерль обращается к Декарту, к его пониманию истины как того, что не вызывает у разума никаких сомнений. Гуссерль называет истиной определенность самого бытия, единство значений, заключенных в бытии. В то же время истинность – это акт сознания, усматривающий эту определенность, воспринимающий значения в их истинном единстве. Истина абсолютна и вневременна. «Что истинно, то абсолютно, истинно «само по себе», истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги». Мир значений, с точки зрения Гуссерля, не зависит от человека, геометрические фигуры, как идеальные значения реальных пространственных характеристик предметов, интерсубъективны и не определяются субъектом. В то же время поздний Гуссерль говорит о жизненном мире как смысловом фундаменте науки. Данное положение, конечно, не следует понимать так, что смысл и значение сознание дедуцирует из сферы обыденного опыта, но это означает, что наука должна сопоставлять, соотносить свои смыслы и значения с субъективно-смысловыми значениями ученого. Жизненный мир выступает основой всякого объективного познания, он не просто первичен в генетическом плане, но задает основу для создания смысловых структур.
Феноменологическое направление оказало огромное влияние на всю философию ХХ века. Экзистенциализм по существу вырос из феноменологии и не только потому, что Хайдеггер был учеником Гуссерля. Герменевтика и прагматизм, и даже неопозитивизм. и аналитическая философия имеют точки соприкосновения с феноменологией.