Предмет философии и особенности философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг.

Содержание

1. Введение...........................................................................................................2 стр.
2. Предмет философии и особенности философского знания .......................3 стр.
3. Функции философии....................................................................................3-4 стр.
4. Место философии в системе культуры......................................................5-8 стр.
5. Специфика и особенности русской философии........................................8-9 стр.
6. Место и роль русской философии в мировой культуре.........................9-15 стр.
7. Русские философы....................................................................................15-18 стр.
8. Заключение................................................................................................18-19 стр.
9. Список литературы………………………………………………………....20 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение...........................................................................................................2 стр.

2. Предмет философии и особенности философского знания .......................3 стр.

3. Функции философии....................................................................................3-4 стр.

4. Место философии в системе культуры......................................................5-8 стр.

5. Специфика и особенности русской философии........................................8-9 стр.

6. Место и роль русской философии в мировой культуре.........................9-15 стр.

7. Русские философы....................................................................................15-18 стр.

8. Заключение................................................................................................18-19 стр.

9. Список литературы………………………………………………………....20 стр.

 

 

 

Введение

Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом  историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.

Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая  философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг.

Оригинальность русской философии  не в том, что она подключилась к традиции поиска универсальной  истины, свободной от культурно-исторических условий. Она в том, что с первых шагов своих, посредством усвоения высокоразвитых форм византийской мысли, а затем европейского философствования, новое течение мысли создает свой язык, аутентичные формы и методы русской философской рефлексии. Понимание этого позволяет уяснить причину ее неакадемичности.

Русская философия воплощает в  себе противоречивость культурно-исторического развития России, сложные формы взаимодействия с европейской социально-философской мыслью.

 

Предмет философии и особенности философского знания

Предметом философии является всеобщее в системе «Человек-Мир»: предельные начала,  принципы и связи, свойства и законы всего сущего.

По определению Платона, философия  – это «постижение не приходящего», т.е. всего незыблемого.

Важнейшей мировоззренческой проблемой  для философии традиционно является вопрос о предельном освоении (материальном или же духовном, материи или же духе), о первоначальном всего сущего. Это – так называемый основной вопрос философии, который имеет два аспекта – онтологический (бытие мира) и гносеологический (познание мира). По определению Ю. Энгельса «… основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос был обозначен ещё в ходе возникновения и становления философской мысли – в древнем мире. Основой вопрос неисчерпаем и по этому вечен, получая различные способы решения в философских школах и течениях. Наличие этого коренного, по определению В.И. Ленина, вопроса со временем обусловило раскол и распад философской мысли на два главных направления (мировоззренческие ориентации): философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»), - названые именами их основателей, - древнегреческих философов. Эти направления обрели лето отчисленные исторические формы и в итоге образовали весьма сложную и многокрасочную картину противоречивого и вместе с тем единого историко-философского процесса.

Функции философии

           Специфическое  место и роль философии в  культуре, в жизни человека и  общества проявляется в функциях  философского знания.

        Являясь развивающейся  системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком). Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания. Задача философии заключается, прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)

      В своём исходном  определении философия была сформулирована  нами как особого рода форма познания, стремящаяся сформировать картину мира и бытия человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом).

В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения.  Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.

          Раскрывая  миссию философии, следует отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия   формирует исходные принципы (правила,  подходы) познания для всего  комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.

          Функция  социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу.

           Прогностическая  функция проявляется в том,  что философия стремится предвосхитить  наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества (религия, искусство и др.) и как бы «присутствует» в них изнутри.

              Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные  предоставления и ориентиры человека.

           Кроме  названных выше, философия выполняет  также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению.  Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет социализирующую функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.

 

Место философии в  системе культуры

Понятие  «культура» получило распространение  в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово  латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

       Для определения  линий взаимосвязи философии  и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) -  детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

          В философии  раскрываются общезначимые природные  и социальные условия творческой  деятельности человека, который  «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

           Развитие  культуры находится в прямой  связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных  ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются  неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так  и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе  характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и  др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение : не только в том смысле, что служит основанием для  типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека  и производство его как  человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»

Культура в концентрированном  виде воплощает в себе итог развития  человека, его  материальной (производственно- экономической) и идеальной  (духовной) деятельности. Он итожится двояко : результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение  внутреннего мира человека, его мировозренческтих  ориентиров, мотиваций,  потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм  жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов  материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Это значит, что в философии человек  рассматривается не как объект, а  в качестве активного совокупного  субъекта, не только познающего, но и  творящего мир культуры. Если внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Выработанная философии и культурологии  категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

Информация о работе Предмет философии и особенности философского знания