Предмет философии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Философия права – это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специфическим понятийным аппаратом.Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII века.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ ФИЛИСОФИИ ПРАВА.docx

— 23.87 Кб (Скачать файл)

ПРЕДМЕТ ФИЛИСОФИИ ПРАВА

 

Философия права – это самостоятельная  дисциплина, которая обладает собственной  богатой традицией и специфическим  понятийным аппаратом.

Несмотря на то, что философия  права имеет длинную и богатую  историю, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце  XVIII века.

Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке. Его  автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения «философии позитивного права».

Широкое распространение данный термин получил с гегелевской «Философией  права» (1820 г.) немалая значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Предмет философии права Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление».

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы  постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью  правильного мышления и философского познания права.

Вопрос о предмете философии  права является дискуссионным не только в мировой философии, но и  в отечественной марксистской философии. Но, несмотря на все противоречия, сегодня  с уверенностью можно констатировать, что философия права является особым, строго очерченным направлением изучения на стыке правоведения и  философии.

При этом нельзя забывать, что формирование и развитие философии права как  особой самодостаточной научной  дисциплины не просто продукт неких  умозрительных операций за письменным столом по соединению фрагментов философии  и правоведения. Это – обусловленная  самой логикой жизни и рассматриваемых  областей знаний интеграция философских  идей и данных правоведения.

Философия права занимается исследованием  смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в  мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов  и человечества.

При изучении данного вопроса исследователи  рано или поздно сталкивались с проблемой  различения и соотношения права  и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного  правопонимания и тем самым способствует обозначению предметной области  философии права.

Прошлые и современные философские  учения о праве включают в себя тот или иной вариант различия права и закона. Речь идет о различии права по природе и права по человеческому установлению, права  естественного и права волеустановленного, справедливости закона, философского права и позитивного права (термин «позитивное право» возник в средневековой  юриспруденции и обозначал отрицание  необходимости и возможности  философии права) и т. д.

За этим терминологическим разнообразием  по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной форме мы обозначаем право  и закон, их различение и соотношение.

Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские  интерпретации права оказывали  и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку  и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время  юриспруденция, теоретические положения  о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают  большое влияние на философские  исследования правовой тематики. Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие остается и по сей день тесно связанным с философской мыслью.

Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в  системе философских и юридических  наук напрямую зависят от общего состояния  философии и юриспруденции в  стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций.

В нашей философской литературе философия права, ранее разрабатывавшаяся  в рамках общей теории государства  и права в качестве ее составной  части, постепенно оформляется в  качестве самостоятельной юридической  дисциплины наряду с теорией государства  и права, социологией права историей правовых и политических учений и  другими предметами.

И в таком качестве философия  права призвана выполнять ряд  функций методологического, гносеологического  и аксиологического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

В понимании задач философии  права так же мало твердо установленного, как и в понимании задач  философии вообще. Даже больше. На постановке задач, на определении предмета и  методов философии права отражались не только колебания, проявлявшиеся  в самой философии, но и те особые сомнения, которые вызывались философией права.

Задача философии права с  теоретической стороны ограничивается установлением отличительных признаков  тех явлений общественной жизни, которые носили и носят в разное время и у разных народов название права, государства, преступления и  т.п. Задача философии права выяснить, в чем заключается то единообразное, что давало основание соединять с многообразными явлениями одно и то же представление и наименование.

Решение такой теоретической задачи возможно только при том условии, если философия права откажется  от исканий сущности основных понятий  в материальной стороне, а постарается  открыть ее с формальной стороны. Без перехода к формальному моменту  философия права не выполнит своей  задачи дать правоведению основные понятия, независимые от исторического многообразия. Без таких формальных понятий  отдельные юридические науки  будут всегда страдать неточностью  своих заключений. Только при помощи формального понятия о праве  возможно решать сомнение, составляет ли данный случай юридический вопрос, и где юридическая сторона  граничит с другими сторонами.

Практическая задача философии  права предполагает прежде всего  точное проведение границы между  теоретической и практической сторонами, потому что смешение их представляет слабое место современной философии. Так всю этику, а с ней и  право, готовы перенести в практическую философию, тогда как нравственность и право составляют достояние  теории, пока изучается проявление их в исторической действительности. С другой стороны, научная философия права не должна допускать, чтобы за теоретические понятия выдавались практические постулаты, чем опять-таки страдает современная философия, которая нередко подставляет свои желательные представления под понятия действительности. Необходимо строгое разграничение при изучении права, как оно есть, и права, как оно должно быть.

Таким образом, перед нами обнаружились две стороны философии права, теоретическая и практическая. Но к ним примыкает еще третья, историческая. Понятия человека составляют сами продукт исторического развития. Чтобы оценить значение приобретенных  современным знанием теоретических  понятий и поставленных современной  жизнью практических целей, надо сопоставить  их с понятиями и целями других эпох. Отсюда выясняется содержание современной  научной философии права, которое  состоит из следующих трех частей:

I. Общая теория права. II. История  философии права. III. Политика права.

Рассмотрим теперь, в каком отношении  находится философия права к  наукам с одной стороны, к философии - с другой.

Отношение философии права к  специальным юридическим наукам выражается в том, что она должна исследовать все те понятия, которые  лежат в основании последних, и выработать при помощи этих понятий  и на почве исторического опыта  общий идеал правового порядка.

 

Отдельные юридические науки будут  пользоваться в своей систематической  работе установленными философией теоретическими понятиями, а в политике займутся вопросом об осуществлении, каждая в  своей области, идеала, начертанного общими штрихами той же философией права. Тогда восстановится общее  представление о правовом порядке, как о чем-то цельном, ныне совершенно ускользающее от внимания, благодаря  изучению права лишь по частям. На обязанности  специальных юридических наук лежит доставление философии права материала, по возможности обработанного и готового для высших обобщений. Только тогда установится правильная связь как между отдельными юридическими науками, так и между правоведением вообще и философией права.

Философия права не может быть построена  на одних юридических науках. именно, основные понятия, которыми пользуется правоведение, выходят за пределы  области, отведенной ему для специального изучения. Право есть одно из проявлений общественности, и, чтобы его понять, необходимо отграничить его от других проявлений в той же области познания. Отсюда следует, что право, в его  целом, есть понятие социологическое, a не юридическое. Если право есть произведение человеческое, то уяснение его сущности невозможно без понимания природы  человека во всех ее проявлениях, без  проникновения в потребности  человека, его способности, стремления.

Теория права должна начинать с  антропологического момента. Право  ставить своей целью определить отношения между людьми, которые  приходят в столкновение если не исключительно, то преимущественно на почве борьбы за материальное благополучие, - и здесь  философия права приходит в тесное соприкосновение с политической экономией. Когда возбуждается вопрос, что заставляет людей соблюдать  установленные нормы права, и  что побуждает к нарушению  их, когда возникает вопрос, чем  поддерживается власть одних людей  над другими, необходимая для  понятия о государстве, - то исследователь  должен искать ответа психологического, а не юридического. Если философия  права, в своей практической части, ставит вопрос, какие цели желательно достигнуть при помощи того могучего оружия, которое называется правом, она выходит за границы правоведения и почерпает свои положения в  этическом источнике. Применяя нормы  права к конкретным случаям, систематизируя и обобщая юридический материал, юрист пользуется общими законами логики, а не каким-то специальным юридическим мышлением.

Таковы те различные отрасли  человеческого знания, с которыми должна прийти в соприкосновение  философия права для того, чтобы  выполнить свои задачи.

Из всего сказанного выясняется также отношение философии права  к общей философии. Это прежде всего отношение части к целому, от которого она не может отличаться по существу. Проблемы философии права  для своего выяснения требуют  твердой теоретической почвы, какую  способна дать только философия. С другой стороны философия, занятая выработкой общего мировоззрения на основании  выводов отдельных наук, не в состоянии, при современном развитии знания, вступать в непосредственное сношение с каждой специальной наукой. Философия  права является в данном случае в  роли посредницы. Это как бы мост, перекинутый от философии к правоведению. По этому мосту провозится от правоведения к философии отчасти обработанный юридический материал для того, чтобы  потом вернуть его с той  стороны вполне обработанным при  помощи таких средств, которыми правоведение не располагает

 

 

 

 

           Философия права в системе  наук.

Возникновение философско-правовых представлений  происходит в древности. Начало философии  права было положено учением о  естественном праве (в рамках теологии, философии, юриспруденции, политической науки). Само понятие философия права  возникает в XYIII в. Какова дисциплинарная принадлежность философии права? В  целом она является междисциплинарной  наукой, соединяющей прежде всего  философию и юриспруденцию. Как философы, так и юристы претендуют на монопольное отнесение философии права к своей науке. Поэтому все множество существующих концепций философии права можно разделить на два основных направления - юридические и философские.

           Среди  тех, кто относит философию  права к юриспруденции и считает,  что эта наука должна заниматься  непосредственными юридическими  явлениями, можно назвать немецкого  юриста Г. Гуго, российского юриста  С.С. Алексеева.

           Практически  все основные философские течения  философской мысли ХIХ-ХХ вв. - кантианство и неокантианство; гегельянство  и неогегельянство; христианская  философия (неотомизм, протестантизм); позитивизм, марксизм и неомарксизм,  феноменология; философская антропология; экзистенциализм, постмодернизм  - разработали свои философско-правовые  концепции (Критический анализ  постмодернистской философской  концепции права см. хрестоматию  10.7).

           Степень  развитости философии права и  ее место в системе наук  зависят от общего состояния  философии и юриспруденции в  обществе. Имеют также значение  степень развитости и места  в обществе политики, идеологии,  религии, научного знания, междисциплинарных  связей. В дореволюционной России, начиная с XYIII в. был накоплен  определенный опыт исследования  и преподавания философии права.  Среди известных специалистов  можно назвать имена С.Е. Десницкого, А.П. Куницына, П.Г. Редкина, Б.А.  Кистяковского, Г.Ф. Шершеневича,  Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А.  Ильина. Они находились под влиянием  кантианства, гегельянства, позитивизма,  персонализма, соединяя идеи этих  учений с христианско-нравственной  трактовкой жизни общества и  пытаясь утвердить нравственный  идеализм в философии права.  В советском обществе этот  опыт был отброшен и длительное  время господствовала идеологическая  марксистская схема трактовки  государства и права, общая как для юриспруденции, так и для философии. В целом ее можно охарактеризовать как юридический позитивизм. В 90-ее гг. ХХ века философия права вновь возвращается в российскую науку и высшее образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

  1. Алексеев С. С. Философия права. М.: Норма. 1998.
  2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990.
  3. Керимов Д.  А. Основы философии права. М, 1992.
  4. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997
  5. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М: Вестник. 1997.
  6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 1996.

Информация о работе Предмет философии права