Природа и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа пребывают в органической связи и единстве.

Содержание

Введение 3
Проблема отношения человека и природы в философии 4
Исторические формы отношения человека к природе 7
Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения 7
Философия Нового времени 8
Понятие о ноосфере 10
Проблемы во взаимодействии общества и природы 13
Проблема народонаселения 13
Экологическая проблема 13
Заключение 19
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  общеобразовательное учреждение

Рязанский государственный  радиотехнический университет

 

 

 

Кафедра истории и философии

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Философия».

 

 На тему: «Природа и общество».

Выполнила: студентка группы 1043 Шувалова А.Н.

 Проверил: преподаватель Ростовцев А.Н.

 

 

 

 

 

г. Рязань 2012 год

Оглавление

Введение 3

Проблема отношения человека и природы в философии 4

Исторические формы отношения человека к природе 7

Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения 7

Философия Нового времени 8

Понятие о ноосфере 10

Проблемы во взаимодействии общества и природы 13

Проблема народонаселения 13

Экологическая проблема 13

Заключение 19

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Природа в философии  понимается как все сущее, весь  мир, подлежащий изучению методами  естествознания. Общество – особая  часть природы, выделившаяся как  форма и продукт деятельности  человека. Взаимоотношение общества  с природой понимается как  отношения между системой человеческого  общежития и средой обитания  человеческой цивилизации. В широком  смысле слова под природой  понимается все сущее, в узком  смысле она рассматривается как  то, что породило и окружает  человека, служит для него объектом  познания. Природа – это объект  естествознания, рамки которого  определяются технологическими  возможностями человечества для  познания закономерностей мира  и его изменения в соответствии  с потребностями человека.

 В философском плане  природа, прежде всего, соотносится  с обществом, поскольку она  является естественным условием  существования людей. Общество  предстает как обособившаяся  часть природы, условие и продукт  человеческой деятельности. Взаимоотношение  природы и общества – вечная  и всегда актуальная проблема  философии и всего гуманитарного  знания. Самой острой проблемой  современности считается соотношение  человечества и живой и неживой  сфер нашей планеты. Общество  и природа пребывают в органической  связи и единстве. Это проявляется,  во-первых, в том, что общество  возникло как продукт природы,  в результате ее длительной  эволюции. Во-вторых, общество не  может существовать отдельно  и независимо от природы. Человек  живет природой, она - его часть.  С нею человек, чтобы не умереть,  должен оставаться в процессе  постоянного общения. В-третьих,  единство природы и общества  заключается в их материальности. Материальность находит свое  выражение в общей связи процессов  и предметов. Природа и общество  существуют объективно, вне сознания  человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом  и природой подтверждается тем,  что в обществе, как и в природе,  действуют единые, общие законы развития.

 С появлением человеческого  общества природа стала испытывать  на себе антропологическое влияние  (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось  воздействие человека на природу.  Уже в конце XIX века появились  первые признаки ухудшения качества  биосферы вследствие развития  техногенной цивилизации. Это  стало началом эры покорения  природы. Природа стала рассматриваться  человеком не как самостоятельная  реальность, а как сырьевой источник  в производственной деятельности. В результате произошедшей в  XX веке научно-технической революции  антропогенное влияние приблизилось  к катастрофическому порогу. Главная  проблема антропологического влияния  – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы.

 Цель исследования  – установить аспекты взаимодействия  общества и природы.

 Задачи исследования:

 раскрыть проблему  отношения человека и природы  в философии;

 рассмотреть исторические  формы отношения человека к  природе;

 рассмотреть проблемы  во взаимодействии общества и  природы.

  Проблема отношения человека и природы в философии

 

 Проблема отношения  человека и природы вырастает  из объективного противоречия, характеризующего  положение человека в природе:  человек, являясь природным существом,  противопоставляет себя остальной  природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет  человека с природой (осуществляется  естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека  из природы, формируя несводимую  к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.

 Что же является  определяющим в отношении человека  и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем  он принципиально отличается  от нее?

 Решение этого вопроса  предполагает понимание сущности  человека, его места, роли, назначения  в природе, мире.

 Поэтому исследование  отношения человека к природе  с самого начала было связано  с самопознанием человека. Эта  связь обусловлена и тем, что  человек, в отличие от всех  других природных существ, относится  к природе главным образом  не непосредственно, а через  других людей - через посредство  общественных связей с другими  людьми.

 Природа раскрывается  людям в общественно развитых  способах их человеческой деятельности  как «очеловеченная», носящая  на себе печать самого человека. Человек в известном смысле  соотносится в природе с самим  собой.

 Природа выступает  для человека в зависимости  от того, как человек выступает  по отношению к ней, т.е. каковы  те социальные условия, тот  общественный организм, внутри которого  человек осваивает и «присваивает»  природу.

 КАК человек увидит  природу и ЧТО он в ней  увидит, обусловлено и тем, сквозь  какие «очки», т. е. с точки  зрения каких общественно развитых  задач, возможностей он на нее  смотрит.

 Но это значит, что  вопрос об отношении человека  к природе вовсе не есть  абстрактно-познавательный или же  производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический  вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.

 Не случайно, что в  античной философии интерес к  человеку с особой силой выступил  в эпоху начала кризиса древнегреческого  мира, когда нараставшие экономические  противоречия разрушили привычные  социальные пропорции, общепринятые  нормы, оценки.

 Обостренный интерес  к человеку возник вместе с  поисками устойчивых оснований  его гражданственности, нравственной  и познавательной деятельности.

 Не случайно, что позже  интерес к человеку вспыхнул  с новой силой в эпоху Возрождения  — начало кризиса феодального  общества. Европа просыпалась от  «средневековой спячки». В это  время европейское общество выступило  против средневековой регламентации.

 И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы.  Отношения общества и природы  остро встали в современную  эпоху.

 Современная социальная  картина мира характеризуется  тем, что ярко обозначилась  агония старого мира. Противоречия  исторического процесса никогда  не достигали такого накала.

 В двух прошедших  мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом  неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший  русский ученый и гуманист  Владимир Иванович Вернадский  писал: «Человек на наших глазах  становится могучей геологической  силой, все растущей. В геологической  истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление» Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.

 Все сильнее слышатся  голоса, полные тревоги за судьбу  человека, человеческого общества.

 В середине XVIII века  К. Линней в своей «Системе  природы ввел человека как  особый вид homo sapiens – человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как «животное, делающее орудия»

 В ХХ веке американский  палеонтолог В. Грегори назвал  человека «разрушителем с большим мозгом»

 Рассмотреть отношения  человека и природы – значит  раскрыть специфическую позицию  человека в природе, в мире. Философия должна показать, в  чем специфичность человеческого  отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит  вопрос не только о месте  человека в мире, но и о соответствии  мира человеку, не только о  природности человека, но и о  человечности мира. Этот гуманистический  горизонт философского исследования  составляет его характерную черту.

Исторические  формы отношения человека к природе

Античная  философия, средневековая христианизированная  философия, философия Эпохи Возрождения

 

 Античная философия  разрабатывала и обосновывала  идеи гармонии человека и природы,  космоса. Человек есть частица  Космоса («микрокосмос»), в нем  нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума. С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный, упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.

 Аристотель наиболее  основательно в древней философии  разработал проблему отношения  человека и природы. Он первый  ввел слово «антропология». Он  выдвинул идею «лестницы существ» - ряд последовательного усложнения  организации живых существ. Аристотель  ставил вопрос о специфическом  отличии человека от других  живых существ. Отличие он видел  в разуме человека.

 Древние греки принимали  природу в ее непосредственной  полноте, в богатстве и своеобразии  живого бытия. В этом отношении  очень характерна философия стоиков,  основным мотивом которой было: жить в соответствии с природой.

 Средневековая христианизированная  философия развивает концепцию  ущербности природы как результат  грехопадения человека. Неизмеримо  высоко над природой стоит  Бог.

 Возрождение, выступая  против средневекового резкого  противопоставления Бога и природы,  их сближает и довольно часто  доходит до пантеизма, до отождествления  Бога и мира, Бога и природы.  У Джордано Бруно Бог стал просто-напросто природой.

Философия Нового времени

 Декарт был одним  из родоначальников науки и  техники Нового времени. Основное  назначение философии он видел  в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное  познание. Начала всех вещей, по  мысли Декарта, открываются в  искусстве привального мышления, которое рассматривалось по аналогии  с механическим производством.

 

 Природа перед наукой  и техникой Нового времени  выступила главным образом как  технический материал труда, объект  производственной эксплуатации. Такое  односторонне-утилитарное отношение  к природе было связано с  общим активно – практическим  духом времени, отражавшим потребности  и возможности складывающегося  нового буржуазного способа производства.

 Рассмотрение природы  с точки зрения ее доступности  для техники и производственного  использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеются лишь количественные изменения (движения, перемещения).

 Природа – с этой  точки зрения – огромный механизм, раз и навсегда заведенная  самодействующая машина и такое  толкование природы надолго переживает  Новое время.

 То, что человек видит  в природе, зависит от того, что он способен и хочет  увидеть в ней.

 Мера, которую человек  прилагает к природе, выражает  меру самого человека, меру его  собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства  человека и общества обретала  новое звучание.

 Западная философская  мысль разрешала ее по двум  путям:

 понимание человека  как простой части природы,  растворение законов человеческого  существования в общих природных  законах;

 выявление специфики  человеческого отношения к миру, идеалистически истолкованного.

 Первое направление связано с широким фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к нему философии. Второе – с развитием идеалистической философии, особенно немецкого классического идеализма.

 Материализм, используя  быстро растущий естественнонаучный  материал, обосновал идею, что сущность  человека не в противопостановлении природе, а в единстве с ней. В этой концепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы и человека оказывалась природа.7

Информация о работе Природа и общество