Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 14:05, контрольная работа
Актуальность данной темы представляется в том, что человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т. д.
Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.
Введение 3
1. Единство и противоположность природных и социальных процессов. Географический детерминизм. 4
2. Основные этапы взаимодействия общества и природы и их специфика. 9
3. Социально-философские и этико-гуманистические аспекты экологической проблемы. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере. 11
Заключение 13
Список литературы: 15
Соответствующие объяснения дает Монтескье и при описании специфики жизни островных народов. Они якобы более склонны к свободе, чем жители континентов, так как обычно небольшие размеры островов, по его мнению, затрудняют возможность для одной части населения угнетать другую. Острова отделены морем от больших империй, и тирания не может получить от них поддержку, море также преграждает путь завоевателям. Отсюда, считает он, «островитянам не угрожает опасность быть покоренными, и им легче сохранять свои законы».
Оценки и выводы Монтескье о жесткой зависимости общественной жизни людей от природных условий получили не только дальнейшее развитие, например, у Г.Т.Бокля, Э.Реклю, Л.И.Мечникова и др., но и были подвергнуты серьезной критике с позиции так называемого географического индетерминизма— отрицающего причинность во взаимодействии природы и общества.
Из сказанного выше следует, что проблема роли географической среды для общества нуждается в более глубоком осмыслении, чем это делается в географическом детерминизме.
Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа – это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила в 1875 г. название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера - это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры. Особое место в биосфере занимает человек, который являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды.
Отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества изменялось.
1 ЭТАП. Первобытнообщинный. Первобытный человек занимается охотой, рыболовством, собирательством, удовлетворяя свои потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его жизнь - бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной зависимости. Явления природы обожествляются.
2 ЭТАП. Античность. Исходный пункт нового этапа – возникновение и развитие земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает оказывать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в долине Тигра и Ефрата явилось результатом ирригационных работ.
Однако разрушение носит локальный характер и зачастую приводит к исчезновению самих цивилизаций - зависимость от природных условий жизни людей очень велика.
Природа остается грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа – идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос, включает в себя и природу, и богов и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.
3 ЭТАП. Средневековье (IV-ХIV вв.) и эпоха Возрождения (ХV- ХVI вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается, освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе6.
Это период господства в Европе христианства, в котором противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа, одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой жизни – в соединении с Богом, природа отходит на второй план. Отношение к природе носит достаточно пренебрежительный характер.
Однако, в рамках все той же христианской традиции постепенно получает развитие совершенно иной взгляд на природу и отношение к ней. Познать (соединиться) с Богом человек может не только через молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование природы. Бог отражается в природе. Познавая законы природы, человек познает Бога и приближается к нему. Но это еще не все: задачей человека в приближении к Богу является также сотворчество ему. Он призван не только познавать, но и активно изменять, преображать существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного взлета науки в последующие века, современной технократической эпохи. На востоке же отношение к природе не изменялось с античных времен – сохраняется представление о человеке как части природы и запрет на вмешательство в естественные процессы мироздания (нарушение закона и гармонии).
4 ЭТАП. Новое время (ХVII-ХIХ вв.). Основная задача, стоящая перед человеком – освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее освоения и покорения – познание законов природы - наука. «Знание – сила!» (Ф.Бэкон) - девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он – ее вершина в силу своего сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рассматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивно- потребительский характер.
В ХХ веке активная преобразовательная деятельность человека на Земле приобретает разрушительный характер и в конце концов ставит человечество перед проблемой не только самоуничтотожения, но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. ХХ век – это век экологического кризиса.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась, и довольно противоречивым образом.
С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им "второй природой", человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейсмостойких сооружений - все это и многое другое позволяет не только обеспечить людям более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории Земли, а теперь и ближнего космоса7.
Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологическо кризиса.
Суть «экологического кризиса» состоит в следующем:
1. В результате вмешательства происходит нарушение равновесия в природных процессах, естественные взаимосвязи внутри экологических систем разрушаются (например, площадь лесов в Африке за последнее столетие сократилось вдвое, причина – в экстенсивном земледелии; резко увеличилось количество пустынь на планете - 40% поверхности суши).
2. Природа не справляется с антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности (сама численность людей угрожающе увеличивается: при существующих темпах к 2150-2200 гг. достигнет 60 млрд. человек – предельное число, которое способна прокормить Земля).
3. Разрушение природы начинает носить необратимый характер (озоновые дыры, возможность «ядерной зимы», парниковый эффект и т.д.)8.
В настоящее время и
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- природа знает лучше;
- ничто не дается даром.
Эти законы определили неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость человека с окружающей средой и установили запрет на необдуманное вмешательство в природу. Выдвинут «экологический императив» по аналогии с категорическим императивом И.Канта: поступай так, чтобы норма твоего поведения могла стать всеобщим экологическим законом. Этот императив возлагает ответственность за все, происходящее с природой не только на человечество в целом, но и на каждого человека.
Выдающий русский ученый В.И. Вернадский, анализируя проблему взаимоотношения природы и общества, в 30-40 гг. прошлого века пришел к выводу, что в связи с активной деятельностью человека наряду с литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой появилась новая сфера – ноосфера или сфера разума. Преобразование природы привело к качественным изменениям биосферы в глобальном масштабе. Человечество, взятое в целом, становится мощной «геологической силой», его деятельность - определяющий фактор в развитии биосферы вообще и носит уже не локальный, а глобальный характер. Вернадский описывал это новое качественное состояние биосферы со знаком «+». Ноосфера понимается ученым как высший этап эволюции, соединения на разумной основе природы и общества, их дальнейшего гармоничного развития в одном направлении. Переход биосферы в ноосферу предполагает, что человек берет всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя на себя, руководствуясь принципом «Не навреди». Этот этап только формируется, но он обязательно должен быть. Концепция В.Вернадского и должна быть положена в основание принципиально нового отношения человека к природе, если он хочет выжить на планете.
Природа в целом бесконечна в
пространстве и во времени, эволюционируя
и изменяясь, она была, есть и будет.
Ее развитие подчинено естественно-
Таким образом, природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека. Это неотъемлемое условие жизни человека и общества. Общество возникает в природной среде, а возникнув, взаимодействует с ней: использует ресурсы, природные факторы-условия для своего развития. Природа влияет на процесс развития общества, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия.
Общество в свою очередь оказывает влияние на природу. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования.
Проблема взаимодействия общества и природы - одна из основополагающих в истории развития человеческой цивилизации. Всю историю взаимодействия общества и природы можно разделить на несколько крупных, переходящих друг в друга этапов. Для первого из них древнейшего, характерно непосредственное присвоение и употребление готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда: собирательство, охота, рыболовство, применение природных укрытий (пещеры) для жилья.
На современном этапе
По мере развития производительных
сил и усложнения производственных
отношений усиливалось
Информация о работе Природа как объект философского осмысления