Проблема познаваемости мира. Агностицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:13, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить философскую теорию познания.
Задачи работы:
1) изучить проблему познаваемости мира;
2) представить понятие «агностицизм»;
3) обозначить чувственное познание и его формы;
4) охарактеризовать рациональное познание и его формы;
5) рассмотреть диалектику чувственного и рационального познания;
6) проанализировать философское учение об истине.

Содержание

Введение 3
1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм 4
2. Чувственное познание и его формы 6
3. Рациональное познание и его формы. Диалектика чувственного и рационального познания 9
4. Философское учение об истине 13
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 

Кафедра Философии

 

 

 

 

 

Контрольная работа  

по дисциплине «Философия»

 

Тема 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Кудрявцева Софья Васильевна

 Группа: 304

Факультет: Заочный

Специальность: Менеджмент

Проверил:

Тимошенко Иван Георгиевич  
               

 

 

                                                                                                           

 

 

 

 

Новосибирск, 2014 г.

Содержание

 

 

 

 

Введение

Познавательная деятельность в настоящее время изучается в контексте психологии, физиологии, кибернетики, логики, семиотики, общего  
языкознания, лингвистики, истории культуры и др.  
При всем сходстве проблематики гносеологии как философской теории познания с другими дисциплинами, изучающими различные аспекты  
познавательной деятельности человека, есть одно существенное отличие: философская теория познания изучает предельно общие отношения  
познания как такового и объективной реальности как возможность возникновения истины.  
Тем самым, гносеология не может быть сведена ни к одной из частных дисциплин, изучающих процесс познавательной деятельности  
человека, ни даже к их совокупности. Хотя в соответствии со сложным требованием объективно существующего процесса, определяемого  
тенденциями дифференциации (специализации) и интеграции знания, философская теория  
познания должны использовать достижения других научных дисциплин, предметом которых является познание как таковое.  
Цель работы – изучить философскую теорию познания. 
Задачи работы: 
1) изучить проблему познаваемости мира; 
2) представить понятие «агностицизм»; 
3) обозначить чувственное познание и его формы; 
4) охарактеризовать рациональное познание и его формы; 
5) рассмотреть диалектику чувственного и рационального познания; 
6) проанализировать философское учение об истине. 
1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др. 
Сама проблема: "Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?" выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 - 420 гг. до н.э.) сомневался в существовании богов. Он писал: "О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка". По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому "как оно кажется, так оно и есть". Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому "человек есть мера всех вещей". Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 - 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на "ускользающую" сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа.

На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.

 

2. Чувственное познание  и его формы

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром. Чувственное познание – это уровень познавательной деятельности, который осуществляется с помощью органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно является первичным источником наших знаний, так как отражает лишь внешние стороны познаваемого объекта. Следовательно, чувственный образ всегда конкретен. В то же время, между чувственным образом и его прототипом (прообразом) существуют единство и различие. Единство это заключается в том, что гносеологический образ всегда является субъективным по форме и объективным по содержанию, т.е. каков прообраз (объект познания), таков и образ этого объекта. Но объект познания по своему содержанию намного богаче образа его отражения, последний может отражать объект лишь в определенном ракурсе, поэтому не может быть полного единства между ними.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение является исходной формой познания. Оно отражает какое – либо одно свойство объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств (цвет, свет, запах, звук, мягкость, твердость, соленость, сладость и т.д.). Следовательно, ощущение дает частичное знание о познаваемом объекте и через него устанавливается непосредственная связь субъекта с познаваемым объектом. Например, по одному лишь зрительному ощущению нельзя судить о вкусе, твердости или аромате яблока. В силу активной деятельности человеческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке (как бы синтезируются) и превращаются в образы восприятия.

Восприятие есть целостный конкретно – чувственный образ отражаемого предмета или явления. Оно составляет первую ступень в процессе познания как с исторической, так и с логической точки зрения, как в истории знания человечества, так и в индивидуальном развитии знаний каждого отдельного индивида. Благодаря активного практического воздействия человека на внешний мир возможности восприятия непрестанно расширяются, а потому их характер значительно видоизменяется. Это находит выражение в том, что восприятие отражает мир не только в меру биологических способностей органов чувств, но и с помощью многочисленных специальных приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений.

Восприятие направляется целями и задачами практической деятельности и потому приобретает активный характер, выражающийся в устойчивом внимании и интересе к тем или иным предметам, в стремлении к их ясному и точному осмыслению в связи с предшествующим опытом. Активность субъекта в процессе восприятия выражается и в том, что человек своими действиями стремится поставить предмет в такие условия, когда бы он мог восприниматься наилучшим образом и с различных сторон. Поэтому на основе восприятия накапливается тот фактический материал, обобщение которого приводит к тем или иным концепциям и теориям или к суждениям на уровне обыденного сознания, что обычно понимается как житейская мудрость.

Чувственное познание не ограничивается только непосредственным восприятием предметов. Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Это накопление есть результат многообразных воздействий внешних предметов на органы чувств, а потому в мозгу человека сохраняются определенные следы, которые являются основой для возникновения конкретных образов тех предметов, которые ранее воспринимались человеком. Это его память. Благодаря памяти человек может удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он ему непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания - представление.

Представление – третья форма чувственного познания – воспроизводит чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но воспроизводится на основе чувственного опыта субъекта или, иначе говоря, представление – это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти. Наша память функционирует избирательно, поэтому в представлении воспроизводится конкретно – чувственный образ не всего предмета или явления, а только то, что важно для субъекта. Следовательно, здесь появляются элементы абстрагирования (отвлечения), поэтому представление является переходной формой к следующей – рациональной ступени познания. 

 

 

 

3. Рациональное познание  и его формы. Диалектика чувственного и рационального познания

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления (процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности). Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах абстрактное мышление формирует понятие о свойствах, присущих определенному их множеству (круглое, холодное, кислое), о множестве предметов (яблоко, дом, человек), оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности. Таковы, например, философские категории: «бытие», «объективная реальность», «движение», «общество» и др. Являясь отвлечением, отходом от действительности, мышление вместе с тем и благодаря этому, способно выделять общие свойства, существенные связи вещей и процессов, устанавливать их причины, познавать законы движения и развития природы и общества, создавать целостную картину мира.

Мышление неразрывно связано с языком. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определенных языковых формах: словах и словосочетаниях, предложениях и их связям Разновидности языка — внутренняя речь, язык глухонемых, разнообразные средства передачи информации с помощью искусственных языков не опровергают, а, напротив, подтверждают единство языка и мышления. Язык — это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу, язык — материальное явление, он представляет собой систему звуков или знаков; не отражая предметов, он обозначает их, выступает их символом.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями, абсолютизирующими одну из сторон этого единства. Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания, считая, что все знания происходят из опыта, из чувственного восприятия. Рационалисты абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее. Если эмпирики-материалисты (Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеции, Гольбах и др.) исходили из признания материального мира, образами которого являются ощущения, то эмпирики-идеалисты (Беркли, Мах, позитивисты) ограничивали опыт комбинацией ощущений, признавая ощущения единственной реальностью. В учениях рационалистов, стоящих на идеалистических позициях (например, в философии Гегеля) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух. Вместе с тем, отстаивая тезис об активности мышления, его способности к безграничному познанию, рационализм в любой его форме противостоит различным течениям иррационализма, принижающим рациональное дознание, интеллект, выдвигающим на первый план сверхразумные способы освоения действительности.

Информация о работе Проблема познаваемости мира. Агностицизм