Проблема понимания науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:08, реферат

Краткое описание

Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений. В науке предполагает использование методологических правил и предстает как интерпретация (истолкование). Понимание - познавательный процесс, образующий с процессом объяснения взаимодополняющую структуру. На всех этапах познавательной деятельности постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В этих случаях мы и говорим, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего или почти ничего не знаем. Мы можем, например, не понимать те или иные древние тексты, потому что нам неизвестен данный язык. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс.

Содержание

1. История развития герменевтических идей.
2. Риторика в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема понимания в науке.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали  также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

   

История риторики

 

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув  в трудах дореволюционных русских методистов 40-60-ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века. Поиск генетических корней целенаправленного развития речи закономерно привёл исследователей к праматери методики развития речи - риторике. Несмотря на ведущиеся дискуссии о соотношении риторики и культуры речи (точки зрения многочисленны: от признания риторики высшим уровнем культуры речи – до подчеркивания их антиномической сущности), разумно принять положение: риторики не существует без речевой культуры, но они не равноценны по отношению друг к другу. Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся убедить кого угодно в чём угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т. е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.

    

Античная риторика

 

Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. Платон, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?» Аристотель, также неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Значит, не собственно убеждение в чем-либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.

Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым,

но его уважали сильные и  власть имущие. Иван Грозный остался  в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.

Риторика ( от греческого «ритор» - оратор ) - одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в.в. до н. э. - период расцвета риторики в Древней Греции.

Древние верили в силу слова. Кроме  того, слово было социально значимо: не случайно « сама риторика. зарождается в недрах различных цивилизаций». Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи – устной, прежде всего. ЦИЦЕРОН писал: «.сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия». Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер. В античные времена ораторскому искусству обучали, прежде всего, как умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как

особый жанр литературы, и как  мастерство любого вида речи, и как  наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью - есть тонкие различия, о которых в своей работе я упоминать не буду.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А. Михайличенко,  являются:

·         логическая культура,

·         языковая культура

·         психолого  – педагогическая культура,

·         культура общения,

·         техника речи.

Формирование этих качеств и  составляет предмет риторики как  учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, « ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

    

Устная словесность. Бытовая речь.

 

Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью

понимают использование человеком  языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Письменная Устная Монологическая Диалогическая

Выделяют следующие виды речи:

Внешняя- Внутренняя

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне.

Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».

Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между  ними

определяются:

1. Способами кодирования. Устная  речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим кодом), а письменная- видимая, написанная- буквами (графическим кодом).

2. Механизмами порождения. Письменный  текст, как правило, - подготовленный, - записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т. е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.

3. Механизмами восприятия. Устная  речь должна восприниматься сразу, письменная осмысливается при многократном чтении.

4. Грамматическими и лексическими  особенностями. В письменной речи  четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые

предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5. Видами норм. Только к устной  речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной - орфографические, пунктуационные и каллиграфические.

6. Выразительными возможностями.  Устная речь обладает средствами  звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

7. Характером адресата. Устная речь  зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя  видами речи психологи объясняют  наличием общей основы - внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру: мысленная подготовка фразы - воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация мысли. Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.

При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество:

способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог- это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей.

Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с  аудиторией, то

есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например,

ответы на вопросы присутствующих.

Диалог - это непосредственный обмен  высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

    

Стиль речи

 

Известный лингвист Е. Н. Ширяев так  определяет понятие «культура речи»:

«Культура речи - это такой выбор  и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным  нормам?

2.Является ли речь «хорошей»,  уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3.Соответствует ли речь правилам  этики общения (речевому этикету)? Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке».

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Информация о работе Проблема понимания науки