Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:15, реферат
Представленная работа посвящена актуальной теме - «человек-общество-государство», которой посвящено множество работ. Здесь будут рассмотрены точки зрения на эту проблему известных мыслителей 17 в. Гоббса и Локка, а также будут рассмотрены узкие вопросы о ественных правах человека и гражданском государстве.
Введение 3
Глава 1. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека 4
Глава 2. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека 15
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека 4
Глава 2. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека 15
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С момента выделения человека из животного мира его интересует вопрос о том, какие права он имеет как личность, и какие у него есть права в отношении общества. При образовании разных видов общества человек задается вопросом, кто должен управлять деятельностью всего этого общества, и какую правовую форму оно должно представлять. Другими словами, возникает ли из объединения людей государство, и какие права и обязанности при его возникновении появляются между государством и людьми, его образующими. Интересную точку зрения на естественные права человека и государство выражают Томас Гоббс и Джон Локк.
Проблема власти, генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов. В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработка вопросов моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекала внимание этих мыслителей. Их учения и идеи сыграли огромную роль в истории развития философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка явились толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.
Глава 1. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека
Томас Гоббс (1588-1679) - выдающийся философ, политический мыслитель Англии периода буржуазной революции середины XVII века. Родился в семье сельского священника. В 1608 году окончил Оксфордский университет с ученой степенью бакалавра искусств и правом преподавания логики. В период революции покинул Англию, жил в Париже, преподавал математику и философиюию наследнику английского престола. Здесь же опубликовал свои первые работы: «Элементы законов, естественных и политических», «О теле», «О человеке», «О гражданине» (1642), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
Политические взгляды Гоббса сложились под влиянием английской революции, учений Ф.Бэкона, Госсенди, Декарта и других мыслителей. В работе «Левиафан» философ изложил принципиально новую концепцию гражданского общества возникающего при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, где власть принадлежит государству.
Гоббс считает, что сознательно все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Более того, природа сама и человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. Государство Гоббс относит к искусственно созданным «политическим телам».
Согласно Гоббсу основу социально-политической жизни, ее движущую силу составляют потребности человека, его материальные и духовные интересы. Для их удовлетворения люди взаимодействуют между собoй и создают искусственные организации («тела»), об одном из которых - государстве - упоминается выше. Особое место в системе потребностей и интересов людей Т.Гоббс отводит власти, стремлению к ней или обладанию ею. Вокруг нее и разворачивается игра интересов, препятствующая признанию политики в качестве строгой науки. «Если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, - пишет он в «Левиафане», - противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, учение геометрии было бы, если бы не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Человек также является и существом глубоко эгоистичным, обуреваемым жадностью, страхом и честолюбием. Человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлечены в конфликт с другими. Естественное, догражданское состояние людей порождает известную формулу: «Человек человеку – волк», отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Томас Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».
«Всякое общество, - пишет Гоббс, - создается либо ради пользы, либо ради славы, то есть из любви к себе, a нe ближнему». Это еще не государство, но люди, будучи разумными, осознали безнадежность своего существования в «естественном разумными состоянии» и нашли выход в создании общества со всеми властными полномочиями. Учение о государстве Гоббс развивает с помощью концепции договорного происхождении политической власти. Государством является общество, где «есть единая личность (один человек, либо одно собрание), чья воля на основании соглашения многих людей должна считаться волей их всех, с тем чтобы оно имело возможность использовать силы и способности каждого для за общего мира». Итак, люди соглашались передать все свои естественные права монарху, суверену, который в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Так возникает государство – Левиафан, чья власть ограничена естественными законами, выражающимися в стремлении к миру и утверждению справедливости. «При установлении государства, - отмечает Гoббс, - люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей».
Условиями преодоления естественного состояния общества служат естественные законы: закон самосохранения, стремления к миру, отказ каждого человека от своих прав в той мере, в какой требуют интересы мира, перенесение прав на определенное лицо (группу лиц) и всеобщая обязанность выполнять соглашение. Но сами по себе эти законы не срабатывают. Принудить людей к их исполнению может только государство. Его цель - преодоление состояния всеобщей войны, обеспечение мира безопасности, порядка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми.
С
появлением государства
Государство,
возникшее в результате
Гоббс оставался сторонником сильной централизованной власти. Его этатистские (от франц. etat - государство) устремления не предусматривали возможности иметь собственность в руках отдельных граждан без разрешения государства. «Никто не обладает какой-либо собственностью вопреки воле того, кому принадлежит верховная власть», - тезис, отстаиваемый Гoббcoм. Он утверждает, что государство формирует собственность и оно же господствует над нею. До создания государства человечеству предшествовало естественное состояние. «Война всех против всех» обусловлена тем, что в естественном состоянии все люди равны, а значит равенство опасно. Гоббс, говоря о форме правления, приемлет к монархии, успехом которой будет подчинение церкви. Религии он отдавал должное внимание в системе обеспечения политической власти, сохранения целостности государства. Демократия, по Гоббсу, это смерть Власть же (государство), пусть даже чудовище (Левиафан), должна быть всегда. Она нужна, чтобы спасти человечество от самоистребления. Исходным положением в обосновании необходимости государства для Гоббcа служит: тезис о естественном развитии друзей как природных существ, признание двуединой природы человека, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, равенство же способностей людей обусловливает и равенство их прав на блага. Но эгоизм, властолюбие людей ведет в конечном итоге ко всеобщей войне как естественному состоянию общества.
Учение Томаса Гоббса не было востребовано и в большей степени это объяснялось тем, что государство, согласно его теории, имело право вмешиваться в собственность подданных (частную собственность). Фактически спор о сущности государства, его отличии от гражданской власти завершил Джон Локк.
Глава 2. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека
Одним из первых в европейской науке к идее разграничения государства и общества пришел Джон Локк (1632-1704) - английский философ-просветитель и политический мыслитель.
В
своих рассуждениях он
Гражданское общество возникло задолго до государства. По Локку, «каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого общества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным». Это согласие дает начало любому законному правлению в мире.
Локк в понимании концепции гражданского общества расходился с Гоббcом во взглядах на эту проблему. Он считал, что надо ограничить «верховную власть», утвердив над ней власть Закона, который уравнивал бы всех граждан государства без исключения и изъятия. Цель гражданского общества - утверждение абсолютного всевластия Закона, от которого никто не может уклониться, ибо каждый, кто попытается сделать это, автоматически оказывается в «естественном состоянии», исключающим его из числа полноправных членов «гражданского общества».
«Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе; но те, кто не имеют такого общего судилища, я имею в виду - на земле, все еще находятся в естественном состоянии». B естественном состоянии индивиды, не спрашивая ни чьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Но здесь отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. Поэтому люди соглашаются образовать политическое (гражданское) общество. Джон Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».
Гражданское общество, по Локку, это правовое общество, которое исключает всякий авторитаризм (и, соответственно, «харизматизм») верховность, государственной власти. Харизма - дар божий, благодать, милость божья.
Джон
Локк считается основателем
«… Ошибочно думать, - писал он, - что верховная или законодательная власть любого государства может делать все, что ей угодно, и деспотически распоряжаться имуществом подданных или брать часть этого имущества по собственной прихоти». Более того, деспотическую власть или абсолютную монархию Локк относил к стадии естественного состояния, в котором находился каждый абсолютный государь в отношении тех, кто ему подвластен. Деспотия и гражданское общество, по Локку, несовместимы. От деспотии как раз и спасает то, что каждая из трех ветвей власти (законодательная исполнительная и судебная) должна контролировать и сдерживать друг друга.
Вступление в гражданское общество, по Локку, означало образование государства. Гражданское общество для него - это политическое общество.
Локк ввел понятие «неравенство». Собственностью человека он называет труд. Различие в трудолюбии людей создает и различие в размерах собственности. Но Локк придал своей теории буржуазный оттенок: собственность буржуазии, т.е. крупную собственность он ставит вперед. Локк создал идеал политической надстройки, т.е буржуазно-конституционную монархию, которая лишена была права вмешиваться в права подданных. В этом заключается главное отличие теории Гоббса и Локка. Поэтому теория Джона Локка в обществе получила большие одобрения, нежели учения Гоббса.
Заключение
Томас Гоббс и Джон Локк стали в идеологии Нового времени одними из авторов глубокой разработки концепции гражданского общества. Оба здесь рассматривали вопросы о правах людей, о государстве. Английские философы искали ответы на многие насущные проблемы и в тексте Библии, обращаясь к раннему христианству. Какова связь между пуританской концепцией политического равенства и библейской доктриной равенства людей перед Богом? И Гоббс, и Локк признавали божественное происхождение земли, как собственности человека. И оба являлись сторонниками теории «естественного права», исходящими из того, что гражданскому обществу предшествовало именно данное право. Гоббс обосновывает свою концепцию тем, что мир (природа, общество, человек) - это совокупность естественных и искусственных тел, и в этой системе человек двуедин. Но естественное тело, как носитель разума, психики, чувств творит «искушение тела», многообразие культуры. Эгоизм, присущий людям, порождает бесконечную бессмысленную «войну всех против всех». Положить конец этому может только сувенирная (независимая) власть - или один человек, или какой-либо государственный орган (собрание). Так рассуждает Гоббс.
Информация о работе Проблема прав человека и государства в трудах мыслителей XVII века