Проблема происхождения сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:31, реферат

Краткое описание

Проблема происхождения сознания – это, по сути, проблема происхождения человека, ибо носителем сознания в единственно известной нам на сегодняшний день форме является человек. Идея о множественности миров, форм жизни и разума неоднократно высказывалась учеными и философами в ходе истории, и современная наука прислушивается к данной точке зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

фил.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Труд начинается с изготовления орудий труда, которые разрывают  непосредственную связь человека с  природой. Отношение человека к природе  опосредуется процессом создания и  использования орудий труда, и это  не может не сказаться на характере  отражения мира.

Изготовление орудий труда невозможно без построения плана деятельности, целеполагания. Процессы создания, применения орудий труда и потребления результатов  деятельности разделены во времени, и это требует удержания в  голове образца будущего изделия, предвидении  желаемого эффекта. Созданное для  удовлетворения определенной потребности, допустим, пищевой, орудие труда лишь опосредованно, в конечном итоге  выполняет эту задачу (непосредственно  само оно, естественно, не употребляется  в пищу). Словом, в процессе труда  отражение становится планомерным, целенаправленным, опережающим, и эти  его черты совершенствуются по мере развития самого труда.

Однажды изготовленное орудие труда  применяется много раз в различных  ситуациях, этим субъект труда –  древний человек отличается от животного, эпизодически использующего изъятые  из внешней среды предметы, и не способного к закреплению совершенного действия. Благодаря многократному  использованию орудия труда происходит формирование способности к аналогиям, обобщению, формированию общих понятий. Можно сказать, что носителем  первого обобщенного образа, первой абстракции и было орудие труда. Материальное и идеальное выступали в процессе эволюции как диалектически неразрывные  компоненты рождающегося сознания.

В процессе труда, вырывая предмет  из естественных условий и ставя  его в иные связи, человек выявляет существенные свойства, скрытые от непосредственного чувственного наблюдения. В ходе изготовления орудия труда (изменение  камня под воздействием другого  камня и других подобных процессов) улавливались причинно-следственные связи, рождались отвлеченные представления  о твердости, остроугольности и  т.п., которые при пассивном отношении  к миру невозможно выявить. Таким  образом, происходило постепенное  становление мышления как способа  отражения внутренних, существенных, необходимых связей. Рационально-логический компонент первобытного сознания сконцентрирован  в самых ранних мифах, истоки которых  теряются на границе животного и  социального миров.

В трудовой деятельности подвергаются испытанию не только предметы, но и  образы этих предметов: обнаруживается их неточность, недостаточная информативность. Отражение развивается в сторону  все большей адекватности, сознание обретает когнитивную (познавательную) функцию, которая дополняет функцию  регулятивную. В сравнении полученного  результата с предполагаемым вырабатывалась способность к оценке, оценочному отражению.

В орудиях и результате труда, в  создаваемом им мире человек созерцает  себя. Узнавая в процессе совместной трудовой деятельности других людей, он тем самым осознает и себя. Таким  образом, и самосознание как важнейший  элемент сознания является не внезапно и случайно вспыхнувшим в голове первобытного человека, а сформировавшимся в ходе усложнения и разделения труда, в процессе становления социума. Самосознание – наиболее поздний  продукт антропосоциогенеза, появляющийся на завершающем его этапе.

Таким образом, процесс формирования собственно человеческого сознания был связан с расширением гносеологического  горизонта, с возрастанием элементов  абстрактного мышления. Но было бы неверным сводить все богатство формирующегося сознания к появлению неведомого животным абстрактно-логического мышления. Последнее сосуществовало с вереницей  предметно-чувственных образов окружающего  мира. Разум осветил чувства, эмоции наших предков, постепенно очеловечивая их. Чувственная ткань сознания обогащалась, расцвечивалась неведомыми прежде красками, образами, символикой. Свидетельством этого было зарождение первобытного искусства. Древнейшие мифологические предания, первобытное искусство  приоткрывают не только предметно-рациональный, но и духовно-эмоциональный мир  древнего человека.

Первобытное сознание еще не обладало самостоятельностью по отношению к  бытию. «Производство идей, представлений, сознания, - писали основоположники  марксизма, - первоначально непосредственно  вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование  представлений, мышление, духовное общение  людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения  людей». Эту исходную, неизбежно  ограниченную, синкретичную, слабо  дифференцированную форму сознания, выполняющую познавательную и регулятивную функции, называют мифологическим сознанием.

3. Социологическое направление, в рамках которого труд рассматривается как фактор становления общества, выработки специфически человеческих механизмов коммуникации – языка и речи.

Первобытный труд представляет собой  не только систему взаимодействия людей  с природой посредством орудий труда, но и обусловленную этим взаимодействием  социальную (общественную, конкретно  – первобытнообщинную) форму отношений  между людьми. Изготовление орудий охоты и добывание пищи, освоение огня и сооружение жилища требовало  разделение функций, совместных согласованных, коллективных действий, т.е. кооперации. Первобытная кооперация обусловила элементарную организованность, дисциплину и координацию трудовой деятельности всех членов сообщества, выступала «ядром» складывающейся социальности. Кооперация вела к утверждению духа солидарности и взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества как форм социальных отношений, способствующих выживанию. С усложнением трудовой деятельности, возникновением на этой основе общественного производства, других видов деятельности, формированием многообразных общественных отношений (производственных, политических, духовных), а также «прояснением» на этой основе формирующегося сознания, происходил процесс развития социальности, становления общества.

Коллективный характер труда требовал развития средств коммуникации, посредством  которых можно было бы передавать информацию (предупреждать о врагах, сигнализировать о добыче и т.д.), обмениваться опытом. Становление человека, его сознания, человеческого общества было связано с образованием внебиологических форм коммуникации, возникновением языка  и речи.

У животных нет сознания, нет у  них и языка, равного человеческому. Мимико-жестикуляторные, звуковые средства взаимного общения - так называемый «язык» животных - привязаны к конкретной ситуации и не предназначены к  оперированию отвлеченными понятиями, абстрактным смыслом в отрыве от наличной ситуации. Они служат средствами сигнализации о биологически значимых факторах, выражением субъективного  состояния (вызываемого голодом, страхом  и т.д.), простым указанием, призывом к совместным действиям. Аналогом этому  в человеческом языке являются междометия, восклицания, окрики, жесты и т.п. Животные не владеют словесной речью  и то немногое, что они имеют  сообщить друг другу, может быть сообщено без речи. Тип коммуникации, основанный на использовании высшими животными  звуковых сигналов, послужил базой  для возникновения человеческого  языка и речи.


Информация о работе Проблема происхождения сознания