Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 14:11, контрольная работа
Западная философия ХХ века отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей. Террор, гражданская война с десятками тысяч невинных жертв заставила многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Последующие события в Европе и Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии.
Экзистенциалисты возводят страх в главный принцип жизни каждого человека. Хайдеггер утверждает, что сущность человека заключается в особом способе жизни - существовании в страхе. Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестает интересовать мир, обращается к себе и тем самым начинает понимать себя. Страх - основноe переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека. Весь мир, по Хайдеггеру, проникнут «мировым страхом», или «первобытным страхом». Человек понимает конечность своего бытия, понимает, что его существование это, по сути, «бытие для смерти». Смерть оказывается последней, решающей и подлинной возможностью бытия. Итог простой: существование человека везде отягощено страхом. Человек пытается избавиться от страха, но это попытка убежать от своей собственной сути. Экзистенциалисты противопоставляют страх разуму, преувеличивая его значение в жизни человека. Они утверждают, что страх создает человека, что только в страхе лежит возможность полного раскрытия личности, так как страх разобщает людей. Через страх человек обнаруживает свою индивидуальность, т. е. свободу. Тем самым они характеризуют страх как форму обнаружения свободы.
В отличие от Хайдеггера, Карл Ясперс считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завершенное целое, ни как бесконечно расчлененный в себе космос. Мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания. Это «бытие в себе» [3].
В реальной жизни, считал Ясперс, мы ощущаем одновременно свою силу и способность изменить мир и свою беспомощность, уязвимость, одиночество в мире. Человек покинул мир природы ради техники, он стремится жить в толпе «как все» Человек стал элементом массы, Но в массе человек не может найти опору. Только в философии его опора. «Всякое философствование есть преодоление мира, аналог освобождения» [15]. Вне философии же человек познает себя в кризисных ситуациях. «Нужно исходить из пограничных ситуаций, поскольку именно отсюда проистекает основное побуждение: в ситуации крушения обрести путь к бытию» [15].
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Свобода в понимании экзистенциалистов это сама экзистенция, экзистенция - это и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в направленности вовне, в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции, которая, в сущности, и является «обиталищем» человеческой свободы. Для религиозных экзистенциалистов это означает, что только в боге можно обрести свободу. В духе Канта экзистенциалисты подчеркивают, что человек отличается от всех природных существ способностью выбирать самого себя и нести ответственность перед самим собой за свой выбор; более того, выбирая себя, человек тем самым выбирает и все человечество, так что выбор не просто его частное дело. Так, по Хайдеггеру, выбор своего «Я» предполагает поставить себя перед самой последней возможностью своего бытия смертью [14,45]. Тем самым человек освобождается от власти сущего, от предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия, которое есть ничто. Поскольку подлинное бытие и его «принципы» не могут быть сформулированы в виде общезначимых моральных требований, постольку человеку ничто не может облегчить задачу выбора.
В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом бога. Согласно Бердяеву, подлинный выбор - это выбор в себе образа «божьего», который составляет сущность личности, но является скрытым для самого индивида, пока он живет в мире «обыденности».
Ж.П. Сартр утверждает, что человек свободен сам созидать свою сущность. Он не завершен подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя. Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью. Он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок [12, 128].
Таким образом, свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.
Однако быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы: в век полного отчуждения остаться неотчужденным, в век всеобщего безверия остаться верным вере как таковой, в то же время не имея действительно живой и конкретной веры, неимоверно трудно. Это значит все время идти против течения, быть обреченным на нонкомформизм, быть вечным аутсайдером в этом мире. Поэтому под знамя экзистенциализма встают и те, кто ищет нового, неведомого бога, и те, кто ничего не ищет, а лишь предает анафеме все существующее. Таков общий настрой постоянно ищущего, отрицающего, неудовлетворенного и «безблагодатного», по выражению Бердяева, экзистенциализма.
Одним из важнейших определений экзистенции является трансцендирование, то есть выход за свои пределы.
Экзистенциализм утверждает присутствие некой трансцендентной сущности, стоящей за переживаниями, на которую эти переживания направлены. Отсюда, глубинная тайна человеческого существования состоит, с одной стороны, в постоянной направленности (интенциональности) на что-то вне его самого, а с другой - в открытости, незамкнутости - в силу направленности к этой трансцендентной сущности. В религиозном экзистенциализме эта трансцендентная сущность понимается как Бог, но Его невозможно рационально понять, проанализировать, описать: Он есть тайна, недоступная нам, тайна, на которую можно лишь «намекнуть» на языке поэзии и мифа. В атеистическом экзистенциализме эта трансцендентная сущность понимается как Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии иллюзорности этой сущности [4, 536].
Тяжесть выбора себя как личности усугубляется в атеистическом экзистенциализме тем, что личность всегда одинока. Общение в мире объективации не является подлинным общением - любовь, дружба и т.п. проникнуты ханжеством и фальшью. Находясь перед лицом Ничто, осознавая бессмысленность и конечность человеческой жизни, личность понимает бесплодность и безнадежность прорыва к другой личности, находящейся в таком же положении. Осознание бессмысленности своего существования, превращающее наше сознание в «несчастное сознание», превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. Абсурдный человек знает, что сознание и каждодневный бунт - свидетельства той единственной истины, которой является брошенный им вызов» - пишет Камю [10, 54].
Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны. Именно свобода, выражающаяся в бунте, придает смысл человеческой жизни. «Переживать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно полнее - значит жить, и в полную меру» [10, 57].
Несколько иначе трактуется эта проблема в религиозном экзистенциализме, в частности у Марселя. У него любовь понимается как трансцендирование, прорыв к Богу или другому человеку, осуществляемый перед лицом Бога. Но это не может осуществляться рационально и постигаться рассудком.
Однако прорыв объективированного мира с точки зрения и религиозного, и атеистического экзистенциализма все-таки возможен: он осуществляется в сфере творчества - религиозного, художественного, философского. Причем имеется в виду только творчество «ради творчества», ибо, как только в сферу творчества проникает «объективированный мир» - хотя бы в виде мыслей о том, какие выгоды (деньги, слава, престиж и т.п.) можно получить за продукт творчества, наш прорыв терпит крушение, и мы оказываемся в том же самом объективированном мире.
Заключение
Экзистенциализм возник и распространялся в периоды социального дискомфорта - после первой и второй мировых войн, при утверждении фашизма, когда возникла угроза существованию человечества, свободе, достоинству и неприкосновенности личности, при наступлении государственно-бюрократической машины на Востоке и Западе, в годы «холодной войны».
Заслуга экзистенциализма в стремлении обратить внимание на человека в его конкретности, индивидуальности, противоречивости; в попытке ответа на вопрос о том, как жить человеку, потерявшему иллюзии перед лицом исторических катастроф.
Экзистенциализм не просто умозрительная философия. Она - выражение состояния кризиса культуры XX в., которая испытала огромные потрясения, связанные с нарушением элементарных норм человеческой гуманности в разных частях света, крушением традиционных ценностей, разрывом социальных связей. Успех экзистенциализма, коренится в проблемах социального бытия современной эпохи: утрата индивидуальности, серьезные угрозы целостности личности, распространение массового сознания.
На протяжении нескольких десятилетий экзистенциализм был ведущим философским направлением в Западной Европе. Он приблизил философию к жизни и включил в предмет ее рассмотрения множество новых реальных проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ веке.
Однако экзистенциализм имеет и ряд существенных недостатков. Прежде всего, объявляя человека свободным и активным субъектом, экзистенциалисты не дали ответа на поставленный вопрос: в чем же заключаются действительная свобода и активность человека. Это стало ясно особенно в 60-е годы, когда появились новые общественно-политические проблемы, выросло новое послевоенное поколение, желавшее активно участвовать в жизни. Поэтому экзистенциализм постепенно стал угасать. Ныне обострение глобальных проблем оживляет идеи экзистенциализма