Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека и человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Сущность человека определяет смысл человеческого существования. Предворяя рассуждения по этому вопросу следует оговориться, что философия не занимается конструированием смысла жизни и смысла смерти, но она обнаруживает эту проблему.
В рамках данной проблемы можно выделить два основных вопроса, на которые мы и попытаемся последовательно ответить:
1. В чём истоки смысла жизни, какова его природа, существует ли он вообще?
2. Каково конкретное содержание этой категории – для чего жить?

Вложенные файлы: 1 файл

FILOSOFIYa_ChELOVEKA.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Свидетельством  тому является алармизм и апокалиптичность массового сознания. Не случайно большинство  фильмов о будущем, создающихся сегодня на «фабриках грёз» типа Голливуд, красочно демонстрируют, как человечество уже погибло или неминуемо погибнет (х/ф «Послезавтра», «2012», и т.п.). Западное общество как бы подсознательно понимает, какая судьба его ждёт. И Запад , обладая громадной финансовой, военной и пропагандистской силой, пытается навязать свой путь и своё «мировоззрение безысходности» всему человечеству.


Бурный рост науки  и техники ставит человеческую природу  в экстремальные условия. Из-за духовной деградации человек постепенно превращается в существо, которое можно назвать животным в человеческом обличии. Мы – свидетели наступления нового этапа эволюции, точнее, контрэволюции. Процесс, происходящий в духовной жизни современного общества, можно обозначить как «МПЭНизация» (от начальных букв слов «материализация», «примитивизация», «эгоизм», «ненормальность»).

Признаки антропологического кризиса и его проявления:

 

1. Материализация.

Запад не смог разгадать  великую тайну человеческого  счастья,

гармонию духа он отождествил  с набитым желудком

Максим Калашников

современный российский философ

Суть – в уродливо одностороннем развитии общества, когда  главной и единственной его целью  становится улучшение материальных условий в ущерб всему остальному. Гедонизм – новая идеология западного мира, гедонизм пронизывает все сферы жизни общества.

Гедонизм – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.


Появляется и утверждает себя в массовом сознании теория «экономического человека», рассматривающая человека только как участника рыночного процесса. Единственная мотивация «экономического человека» – эгоистическая погоня за комфортом и наслаждением. Его разум направлен на оптимизацию прибыли и повышение эффективности своей деятельности, на усиление своего господства над окружающей средой и извлечение из неё максимальной выгоды.

Польская исследовательница  М.Оссовская выделяет такую черту  «экономического человека» как  мышление в денежных категориях. «Время - деньги», «Копейка рубль бережёт», «Бедный дурак – дурак, богатый дурак - богач» – аксиомы и заповеди такого рода людей. У американцев есть шутка: «Если у вас есть проблемы, которые нельзя решить с помощью денег, то у вас нет проблем». В этой фразе вся суть западного мировоззрения. Деньги превратились в диктатора современного общества. Всё подчиняется власти денег, а страсть к наживе становится главным смыслом бытия. За деньги можно купить всё: славу, здоровье, красоту, почёт, любовь, образование… Всё – есть товар. Деньги оккупируют мозги, общество заражается метастазами массового денежного психоза: отверни пробку бутылки, загляни внутрь – и выйграй; распечатай пачку сигарет – и получи приз; отправь по почте обёртку от пакетика со специями – и выйграй турпутёвку; отправь SMS-сообщение с мобильного телефона – и выйграй 10 млрд. рублей. Появляются люди особого рода и целые привилигированные классы – «деньговеры», «финансоверы».

Неоправданно высокий  уровень потребления стал единственной, абсолютной целью общества. Причем речь идет именно о материальном потреблении, потреблении как универсальной религии. Потребление становится единственным смыслом всей деятельности человека.

Вещизм  уверенно вытесняет из жизни интерес  к внутреннему содержанию человека, заменяет честь, достоинство, мораль. Следствием вещизма стало то, что люди стали превращаться в живых роботов, с упрощенным духовным миром, зато с хорошей производительностью труда. Духовные ценности исчезают или извращаются. Люди перестают понимать, для чего они живут.

 

2. Примитивизация.

Это самое  бедное место из всех мест, где я  когда-либо была

Мать Тереза о США

Суть –  духовная жизнь общества и отдельного человека год от года упрощается и  огрубляется. Процесс принимает  патологический характер. Всеми силами, стирая различия между нациями, полами, религиями человечество стараются превратить в серую безликую массу. Всё подлинно великое, индивидуальное уничтожается, высмеивается, отторгается. В кумиры обществу навязывают бездарных актеров, писателей, певцов, политиков. Все продукты современного духовного творчества (книги, картины, музыка, фильмы) создаются на таком примитивном уровне, что любой среднеразвитый человек способен их воспроизвести. И называются они шедеврами. Но всегда главным и единственным принципом всех великих композиторов, художников, ученых был принцип – они могли сделать то, чего не могли остальные. Они сочиняли музыку, писали, изобретали так, как не могло большинство.

  

3. Эгоизм.

Самая почётная победа – та,

которую одерживают над эгоизмом

Всё многообразие отношений индивида и общества можно сгруппировать в две направленности:

  • индивид берёт что-либо от общества;
  • индивид отдаёт что-либо обществу.

Для современного потребительского общества выгодно, чтобы  он брал, был потребителем товаров и услуг и крайне не выгодно, чтобы бескорыстно отдавал. Таким образом фокусом общественной жизни становятся интересы отдельной личности. Эгоизм превращается в основу мировоззрения современного общества.

Эгоизм играет важную роль в деградации общества. Речь идет, прежде всего, об эгоизме элит – господствующего класса. Представители элиты живут в недоступных жилищах, их дети учатся в закрытых частных школах и пансионах, они отдыхают на элитных курортах, их хоронят на элитных кладбищах. И никакого «открытого общества»!

Не случайно, одиночество стало постоянным спутником современного общества. Возникают целые философские течения (пессимизм, экзистенциализм), которым свойственны общая пессимистическая напрвленность, трагизм, проповедь одиночества и отчужденности человека. Общение стало дефицитом.

 

 
 
 
 
 
4. Ненормальность.

Когда порок  грандиозен, он меньше возмущает 

Генрих Гейне

Поведение человека постепенно сводится до уровня примитивных  инстинктов больного животного. Можно  ли назвать нормальным общество, где  обязательным условием вхождения в число цивилизованных стран является легализация всех видов извращений и извращенцев. Центральные улицы и проспекты европейских и американских городов заполонили гей-парады. Лесбиянки и гомосексуалисты основывают партии и другие общественные организации. Нетрадиционная семейная ориентация стала на Западе предметом особой гордости. На парады, проводимые извращенцами, выходят десятки, сотни тысяч. Самым удобным провозглашается состояние «транс» (между), освобождающее человека от всякой ответственности и не возлагающее никаких обязательств – транссексуальность, транскультура.

Посредством искусства  и литературы пропагандируется психический гермафродитизм – искусственно формируемый порок сознания человека, в результате которого мужчинам прививают элементы женской психологии, а женщинам – мужской психологии. Если в боевике герой – женщина, то она почти всегда, за очень редким исключением, бьет в кадре мужчин, женщина всегда права, она указывает, приказывает мужчинам. Причем обязательно в грубой форме. Не последнюю роль в пропаганде психического гермафродитизма играют различные феминистические движения. Современное общество все больше скатывается к театру абсурда.

Благодаря науке человек все больше поднимается  над природой. Теперь каждый, несмотря на любые наследственные болезни, может оставить потомство. Человечество не хочет осознавать, что любой вид, в котором ослабевает механизм естественного отбора, обречен на вымирание. Все реже можно встретить нормальных, здоровых людей. Продолжительность жизни растет, но растет за счет новых методов поддержания слабых организмов и лечения болезней. Это бутафорское здоровье сродни бутафорской красоте голливудских звезд с их вставными зубами, наращенными волосами, силиконовой грудью и губами. Наступает время пластической красоты. Увеличение числа пластических операций наблюдается во всем мире. Работает программа уничтожения индивидуальности. Мир наводняют клоны – люди с одинаковой толщиной губ, длиной носа, овалом лица.

Группой факторов антропологического кризиса выступают  также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (генной инженерии, био- и нанотехнологий), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона). Искусственный человек уже получил даже название – ИНАБИ (информационно-нано-биологический человек) или Homo Futuris.

Совершенствование технических  средств позволит в скором времени  вживлять в человеческий организм искусственные органы, которые в одном случае будут восполнять работу больных органов, а в другом, совершенствовать деятельность имеющихся. Искусственный глаз может усовершенствовать зрение, искусственное ухо – слух, аккуратно вживленный «hard disc» – память и т.д. Уже сегодня каждый десятый житель высокоразвитых стран напичкан синтетическими протезами и имплантантами. Так складывается образ «киборга», «репликанта» – получеловека-полумашины.

Все эти темы, связанные  с постчеловеком сегодня являются типичными сюжетами научной фантастики. Но если вспомнить, что большинство технических изобретений, описанных в научной фантастике XIX века (подводные лодки, самолеты, связь на расстоянии), в XX веке стали обыденными предметами обихода, нетрудно предположить, что появление «постлюдей» вполне может рано или поздно стать реальностью.


Информация о работе Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека и человечества