Проблема сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Содержание

Примерный план

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Сущность и структура сознания.

3. Проблема происхождения сознания.

4. Сознание и язык. Функции сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

философия Тема 18.docx

— 26.09 Кб (Скачать файл)

       Тема 18. Проблема сознания 

       Примерный план

       1. Проблема  сознания в истории философии.

       2. Сущность и структура сознания.

       3. Проблема происхождения сознания.

       4. Сознание и язык. Функции сознания. 

       1. Проблема сознания в истории философии 

       Проблема  сознания  всегда привлекала пристальное  внимание философов, ибо определение  места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей его действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что  те или иные подходы к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и  управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма  характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

       Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который  становится предметом исследования не только философии, но и специальных  гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной  деятельности, а в настоящее время  и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается  на определенную философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных  научных исследований стимулирует  разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный  с этим процесс компьютеризации  человеческой деятельности заставили  по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной  компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

       Важнейшим философским вопросом всегда был  и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о  включенности человека, обладающего  сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая  форма человеческого отношения  к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки  создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия  без сознания, независимого от тех  или иных его форм. Другое дело, что  реальное бытие человека, его взаимоотношения  с окружающей социальной и природной  действительностью выступают как  более широкая система, внутри которой  сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную  систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы  сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность  человеческого сознания по отношению  к человеческому бытию выступает  как вторичность элемента по отношению  к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые  сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление  обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую  фактуру бытия, которая выходит  за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно  выходит за пределы сознания как  идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с  тем это расширение "бытийного  горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой  и живой природы, то сознание выступает  как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость  проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в  процессе его эволюции. Важнейшей  предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

       Если  учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается  в совместной деятельности людей, в  процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной  окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в  их индивидуальной психике.

       С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и  представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории  человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение  можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

       Философский подход к проблеме происхождению  и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле – через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

       Можно выделить следующие концепции, объясняющие  происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

       Объективно-идеалистический  концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы  материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает  как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

       Согласно  «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы  «мирового сознания» рассеяны в  природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций – монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой  им материи.

       Теория  гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.

       Теория  социализации сознания ставит его в  зависимость от внешней, в том  числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист  Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.

       Субъективный  идеализм абсолютизирует человеческое сознание  как первичное по отношению  к чувственному миру и противоположное  ему. Крайняя форма субъективного  идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир –  комплекс моих ощущений». Сознание, с  точки зрения солипсистов это  единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Дж.Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

       Дуалистический  подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому –  психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

       Метафизический  материализм признает сознание вторичным  по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

       Вульгарные  материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители  этого направления утверждают, что  «мозг вырабатывает мысль подобно  тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

       Диалектический  материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи  с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

       Представленное  многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и  многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.

       В качестве одной из особенностей античного  понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний мир. Античный человек  не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

       Христианская  трактовка сознания заключалась  в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает необходимость познания внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось  вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о  внешнем мире, но, прежде всего, как  способность знать свой внутренний мир.

       В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в  структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные  компоненты духовного опыта вытеснялись  элементами логики. Новоевропейское  толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного  мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к  содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые  данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным  путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные  способности: воспроизводить внешний мир как  пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Трансценденталистская новоевропейская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Сознание трактуется как мышление, сделавшее объектом познания самого себя.

       С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных  факторов, в частности, общественных отношений.

       Экзистенциалистская традиция видит истоки сознания в  мире человеческой коммуникации. Основой  экзистенциального мышления является социокультурная обусловленность сознания. Представители естественнонаучного знания отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, но она не дает ответов на фундаментальные вопросы о происхождении мыслящей материи в процессе эволюции и о природе идеального.

Информация о работе Проблема сознания