Проблема сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Содержание

Примерный план

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Сущность и структура сознания.

3. Проблема происхождения сознания.

4. Сознание и язык. Функции сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

философия Тема 18.docx

— 26.09 Кб (Скачать файл)

       Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру.

       В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное – это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

       Другой  подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

       Каждый  из названных подходов к проблеме идеального выявляет лишь один из аспектов изучаемого явления, абсолютизируя  либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову идеального. 
 
 
 
 
 

       Литература 

Алексеев  В.П. Становление человечества. М., 1984.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

Леонтьев  А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Малыхина  Г.И. Логика. Мн., 2002.

Мир философии. Книга для чтения. В 2  ч. М., 1991. Ч.1.

Проблема  сознания в современной западной философии. М., 1989.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание).

Философский словарь студента. Мн., 2003.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.


Информация о работе Проблема сознания