Проблема сознания в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Проблема сознания в истории философии……………………………..4
2.Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности…………………………………………………………….6
3.Социальная природа сознания. Сознание и язык……………………..11
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

контрошка.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

В чувственно – эмоциональном взаимодействии человека и условий его бытия  формируется эмпирический уровень  сознания, который, возникнув как  результат непосредственного, чувственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека, чувственного взаимодействия с окружающей его  действительностью, выступает как  специфический способ оценки этого  взаимодействия, его результатов, роли этих результатов в его жизнедеятельности. Эмпирическому уровню осознания  соответствует чувственно – образный способ мышления.

Рациональный  уровень осознания бытия выступает  в форме абстрактного, логического  мышления, выраженного в понятиях, категориях, теориях, системах идей закрепленного  в языке. Логическое мышление приобретает  относительную самостоятельность  по отношению к предметам, явлениям, процессам, отражением которых является, оно объективируется, становится неким  внешним феноменом по отношению  к тому или иному индивиду, может  передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению, от одной  исторической эпохи к другой.

Рациональный  уровень сознания, в свою очередь, включает в себя два уровня: обыденное  и теоретическое сознание. Обыденное  сознание представляет собой выраженное в логической форме и закрепленное в языке осознание ближайших  потребностей и интересов, сферу  житейских взаимоотношений между  людьми и их отношения к действительности. Теоретический уровень представляет собой результат познавательной и практически – преобразующей  деятельности, характеризующейся проникновением в глубинные связи и отношения, в сущность вещей. Теоретическое  мышление находит свое выражение  в логически обоснованных идеях, концепциях, теориях.

Рациональный  уровень осознания человеком  своего отношения к миру, к себе также связан с чувственно – эмоциональным  восприятием действительности. Но если на эмпирическом уровне взаимосвязь проявляется как результат непосредственного взаимодействия с предметами внешнего мира, то на рациональном – как результат воздействия слова, мысли.

Эмпирический  и рациональный уровни сознания неразрывно связаны между собой, взаимообусловливают  и взаимодополняют друг друга. Преломление  эмпирического и рационального  через чувственно – эмоциональное  находит свое выражение в общественной психологии, которая представляет собой  систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического  и рационального освоения действительности и представляющих собой субъективную оценку человеком результатов осознания  его отношения к действительности и к себе. Эмпирическое, обыденное  и теоретическое сознание приобретает  для человека значение личностного  отношения к действительности только тогда, когда находит свое выражение  в чувствах, эмоциях, т.е. когда переживается им.

Эмпирический  и рациональный уровни сознания охватывают весь процесс отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют  степень проникновения человека в  сущность действительности, а также выражают оценочное отношение человека к миру и к себе. Однако эмпирический и рациональный уровни осознания действительности еще не раскрывают содержательной стороны общественного сознания.

Чтобы раскрыть содержательную сторону отражения  действительности человека, необходимо раскрыть механизм детерминации отражения  мира в сознании человека.

Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов. Идеология, будучи осознанием коренных интересов, приобретает субъективное бытие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены.

Идеология пронизывает все формы общественного  сознания, но не сводится к их сумме  и не растворяется в них. Она приобретает  относительную самостоятельность  и играет важную роль в осознании  социальными субъектами своего отношения  к себе и к действительности в  целом. Концентрированным выражением идеологии является представление  об общественном строе, который обеспечивает для того или иного социального  субъекта необходимые условия его  жизнедеятельности. Это представление  об общественном строе, соответствующем  потребностям и интересам того или  иного социального субъекта, приобретает  для него значение общественного  идеала. Осознание значимости общественного  идеала для обеспечения жизнедеятельности  социальных субъектов превращает это  представление в высшую цель их жизни, цель, для реализации которой используются самые различные средства, вплоть до вооруженной борьбы. Осознание  необходимости реализации этой цели определяет, составляет смысл жизни  социальных субъектов. Тем самым  общественный идеал в качестве высшей цели жизни становится главным мировоззренческим  ориентиром, определяющим общую социальную направленность деятельности людей.

Идеология находит свое отражение во всех формах общественного сознания, не лишая  их своей собственной специфики, относительной самостоятельности. В то же время, идеология опирается  на содержание других форм общественного  сознания.

Роль  идеологии в жизнедеятельности  общества и личности в значительной степени зависит от взаимосвязи  ее с общественной психологией. Это  значит, что идеологические концепции  могут выполнять свои функции  только тогда, когда они восприняты и закреплены в чувствах, настроениях  и превращены в веру или убеждения  людей.

Общественное  сознание, возникнув, сформировавшись  как результат реального процесса жизни, оказывает активное воздействие  на общественное бытие. Воплощаясь в  целях, оно становится фактором, повелевающим человеку как нужно поступать в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность общественного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально было вплетено в непосредственную практическую деятельность, то в процессе становления и развития человека оно приобрело значение особой сферы жизнедеятельности людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны деятельности его как социального субъекта, особым образом организованную действительность, характеризующуюся своей внутренней структурой. Овладевая массами, идеи превращаются в силу, используя которую люди преобразуют мир и самих себя.

Идеи  способны поднимать огромные массы  людей, воодушевлять их на активные действия, они могут вызвать оптимизм и  уверенность в положительных  результатах своей деятельности, веру в осуществимость идеалов социальной справедливости, свободы. Но идеи могут  породить в человеке пессимизм, неверие  в смысл своего бытия, могут привести к трагическому завершению своей  жизни и не только своей. Поэтому, говоря об общественном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма  детерминации его содержания и структуры. Необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его  места и роли в духовной жизни  общества.

Сущность  и виды языка: “Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством  общения между людьми. Искусственный  язык создается людьми для каких-либо узких потребностей. Язык - явление  социальное. По своей физиологической  основе язык выступает, по мнению профессора И. П. Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей  физической природе условным по отношению  к тому, что он обозначает, тем  не менее обусловлен в конечном счете  процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование  и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т.д. К тому же язык представляет собой определенную систему, структуру, со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака” .

Гегель: “Язык рассматривается как продукт  интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять  в некоторой внешней стихии”. Неопозитивисты: “В 1940-50-х гг. в Англии и в США возникло направление в неопозитивизме лингвистическая философия. Основателями и приверженцами этого течения были Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, М. Блэк, П. Малкольм и др. Основная ее концепция философского анализа естественного языка был разработан Дж. Э. Муром на базе позднего учения Витгенштейна, в частности, его теории языкового значения как употребления. В основном разделяя критическую анти-метафизическую установку логических позитивистов в отношении традиционных способов философствования, представители лингвистической философии по-иному объяснили причину философских заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации метафизиками неточностей и двусмысленных форм выражения, а в самой логике языка, его глубинной грамматике, порождающей парадоксальные предложения (типа: “Идет дождь, но я в это не верю” ) и всевозможные лингвистические ловушки. С точки зрения Витгенштейна и некоторых его последователей из Кембриджского университета, философские заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способ употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации (языковые игры) , введения в качестве критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое слово предполагало возможность своей антитезы, осуществления номиналистической критики тенденции к унификации различных случаев употребления и др. приемов. При этом в отличие от логических позитивистов, сторонники лингвистической философии не призывали к усовершенствованию естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки. Одна из школ данного направления разработала сугубо терапевтическую интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с психоанализом. Другая группа лингвистич. философов - т. н. оксфордская школа обыденного языка - стремилась прежде всего к созданию позитивной концепции языковой деятельности. Ими были разработаны оригинальные идеи, введет в оборот новый категориальный аппарат для анализа речевой коммуникации (теория речевых актов Остина) , описания способов употребления психологических понятий (Райл) , выявления концептуальной схемы языка и познания (Стросон) и анализа моральный высказываний (Р. Хир) ...”  Леонтьев А. Н.: “... [мы деформируем различные тела и по зрительно воспринимаемой деформации заключаем об их относительной твердости]. Идя по этому пути, мы можем, далее, построить шкалу твердости тел и выделить такие объективные единицы твердости, применение которых способно дать точное и независимое от постоянно колеблющихся порогов ощущений познание данного свойства. Для этого, однако, опыт практических действий должен отражаться в такой форме, в которой их познавательный результат может закрепляться, обобщаться и передаваться другим людям. Такой формой и является слово, языковой знак. Первоначально познание свойств, недоступных непосредственно-чувственному отражению, является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели... Познавательный результат таких действий, передаваясь в процессе речевого общения другим людям, входит в систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества.

Языковая  форма выражения и закрепления  результатов первоначально внешнепредметной познавательной деятельности создает  условие, благодаря которому в дальнейшем отдельные звенья этой деятельности могут выполняться уже только в речевом, словесном плане. Так  как речевой процесс осуществляет при этом прежде всего познавательную функцию, а не функцию общения, то его внешнезвуковая... сторона все более редуцируется, происходит переход от громкой речи к речи про себя, в уме - к внутренней словесной мыслительной деятельности”

 

Заключение

 

В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

  1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
  2. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
  3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
  4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
  5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
  6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
  7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Умея целенаправленно  управлять своим сознанием, человек  способен выстроить свою жизнь пошагово, достигая нужного итога. Так же не стоит забывать, что в это понятие  всегда входят такие нравственные ценности как совесть, взаимоуважение, чувство  собственного достоинства.

 

Список использованной литературы

1.Аржанухин  С.В., Назаров И.А., Посыпайко А.Ф., Философия: Учебник для высших  учебных заведений. Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический  университет, 2001.

2.Голубинцев  В.О., Самыгина С.И., Концепции современного  естествознания: учеб. пособие (Высшее  образование). – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

3.Зубов  В.С., Осичнюк Ю.В., Философия: Учебное  пособие для студентов вузов, - К.: Фирма «Фита», 1994.

4.Канке  В.А., Философия: Учебник для вузов.  – М.: Издательская корпорация  «Логос», 1996.

5.Кохановская  Т.И., Философия: Учебное пособие  для высших учебных заведений.  – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

Информация о работе Проблема сознания в истории философии