Проблема человека в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия возникла и сформировалась сначала в Древней Греции, которая на заре человеческой истории появилась еще в начале второго тысячелетия до нашей эры - в эпоху бронзового века. За полтора тысячелетия Греция прошла огромный исторический путь: от варварства - до цивилизации, от родоплеменных объединений - до государственного устройства всего греческого народа, и уже в 8 столетии до нашей эры стала наиболее развитым и передовым - и в политическом, и в экономическом, и в культурном отношениях - государством того времени. И за все это время как в обществе, так и сознании отдельных греков единым мировоззрением было мировоззрение религиозное.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. вариант № 8_.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Идеалист Платон для объяснения процесса и содержания познания выдвинул широко известную  теорию анамнезису (воспоминания). Он учил, что истина - это Идея всего того, что мы стремимся познать. Эту Идею более или менее адекватно может познать душа человека; познать не через свои чувства или при помощи разума, а... из самой себя. Для души человека такое становится возможным, поскольку его душа некогда находилась в мире Идей, - жила «в мире высших эмпирий». Там некогда душа непосредственно общалась с идеями чистых истин. Когда же душа, сама будучи идеей, поддалась влечениям чувств, огрубела, она «выпала» в материальный мир, - на землю. На пути к воплощению в человека душа переходила реку Стикс, напилась из нее воды - и начисто забыла свое прошлое. Поселившись в человеке, душа после полного подавления своих чувств только путем философского диалектического мышления постепенно может вспоминать (анамнезин) те истины, с которыми она непосредственно общалась в потустороннем мире.

Путем такого вот  мышления-воспоминания и происходит процесс познания подлинных истин. Что же касается органов чувств, как и самих чувств вообще, то они вводят человека в заблуждение, дают ему искривленные, ложные, в корне неверные знания и истины. Доверие чувства Платон уподобляет восприятие теней на стенах пещеры за то, что в самом деле происходит у входа в пещеру.

Реально существующий мир Платон, подменял миром идей, на вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо  противоположна взглядам древнегреческих  материалистов. В ее основе лежит  учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику  Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них. Согласно его учению, движение и изменение  является предметом, о котором нельзя составить строгого знания, а можно  иметь только «мнение». В то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное) в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным: «Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизического. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный».

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды  господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов:

1) крестьян, ремесленников  и купцов;

2) стражей;

3) правителей.

В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика. Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.

Такая дерзкая  концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где  все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность должна была уступить место общественной.

Воспитание, достойное  правителей, должно было соединять  практические занятия с освоением философии. Период пестования «истинного политика-истинного философа» назывался «длинной дорогой», ибо продолжался он до 50 лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50, внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а государственная власть должна принадлежать аристократии.

Аристотель  подверг критике теорию анамнезиса Платона. Он, Аристотель, был убежден, что в чувствах человека отражаются конкретные вещи и явления, хотя подлинную истину о них можно выразить только в понятиях - непосредственных продуктах не чувств, а разума.

Признавая вечность материи, Аристотель считал ее инертным, пассивным элементом Вселенной, в движение которую приводит форма. Формою всех форм, перводвигателем Вселенной он признавал Неподвижного Бога.

Подводя итог развития философии своего времени Аристотель впервые систематизирует философские категории, 10 из которых провозглашает основными и необходимыми для любой философской мысли. Этими категориями он признавал: Субстанцию, Количество, Качество, Положение, Отношение, Пространство, Время, Свойства, Пассивность и Активность. При вычленении категорий Аристотель исходил из особенностей структуры греческого языка, в котом обязательно должно быть Подлежащее (Субстанция), о котором можно сказать в измерениях количества, качества, отношения, его нахождении во времени и пространстве, отношении, наличных свойствах и его пассивную или активную форму. Не обязательно, чтобы в каждом предложении присутствовали все указанные параметры описания предмета или явления, но вне эти категорий ничего по-гречески сказать невозможно. Правда, в сочинениях Аристотеля встречаются и другие философские категории, (форма и содержание, сущность и другие), но они не считались категориями основными и необходимыми.

Много внимания Аристотель уделял учению о природе  человека и государстве. Человека он понимал как «политическое животное», т.е. гениально предугадывал социальное в человеке. Отличие человека от животного Аристотель видел в его способности к интеллектуальной деятельности. Социальность человека он связывал прежде всего с семьей, потому что отстаивал «природное» происхождение и устройство государства: исторически развитие общества, согласно его учению, идет от семьи к общине (селению), а от него - к государству (городу, полису).

В «Политике» государство  определяется как общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования. Положение людей определяется собственностью, мысль о которой доставляет человеку истинное наслаждение. Гражданами общества могут быть только свободные (воины, судьи, правители), а ремесленники, торговцы и т.д. - неполноправные граждане, ибо их жизнь не способствует добродетели. Исследуя формы государственного устройства, Аристотель пришел к выводу, что лучшей из правильных форм (монархия, аристократия и «полития» - власть среднего класса) является «полития», ибо она должна объединять добродедель, богатство, свободу, выражать интересы богатых и бедных. Плохими формами государства Аристотель считал тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политии).

Аристотель  отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества  граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Согласно учению Аристотеля, рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие - подчиняться и следовать указаниям первых.

Здесь он использует мысль о противоположности души и тела. «Те люди, которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от животного... по своей природе - рабы; для них... лучший удел быть в подчинении у деспотической власти» - такой, какой подчиняются тела и животные. Рабы - это прежде всего варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку Аристотель, - но дружить с ним можно, поскольку он человек.

Заключение

 

 Софисты  выступили с критикой основания  старой цивилизации. Они видели порок этих оснований - нравов, обычаев, устоев - в их непосредственности, которая составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существование получило только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, то есть обоснованно, доказано им. Тем самым индивид становился судьей над всем тем, что раньше индивидуального суда не допускало.

Софистов справедливо  называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли  философские учения прошлого, сколько  популяризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары  за обучение.

В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).

В качестве важного  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный  и этический: Добро - результат знаний, Зло - результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем  мире.

Предпосылка политических концепций античных философов - признание  законности  необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель; те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспи-ать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Вестник Московского  университета. Серия 7. Философия. №5. 2000  С. 21-30

2. Григорьян  Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973. 286с.

3.  Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1993. 368с.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. 244 с.

5. «Фрагменты ранних греческих философов». Ч. 1. М., 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973. С. 50.

2 Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1993. С 8.

3 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 4.

4 «Фрагменты ранних греческих философов». Ч. 1. М., 1989


Информация о работе Проблема человека в античной философии