Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Содержание

Введение

1. Проблема антропогенеза

2. Сущность и существование

3. Биологическое и социальное в человеке

4. Индивид, индивидуальность, личность

5. Смысл и цель жизни человека

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Возможно, больше всех над  вопросом о смысле и цели жизни  человека размышлял Л.Н. Толстой. В  результате своих размышлений он пришел к выводу о том, что смысл и цель жизни - самосовершенствование личности. Однако нельзя сказать, что Толстой разрешил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна», — таков окончательный вывод Толстого.[16]

Большое внимание вопросу  смысла жизни уделяется в философии  экзистенциального направления.

Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».

В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).

Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек — это ничто».[17]

Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии — это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос: «Кто установил эту цель?» — и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя.

 

Думается, однако, что  к решению вопроса о смысле и цели жизни, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Ф. М. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».[18] Вместе с тем глубокий смысл содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как».[19]

В этой связи большое  значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. [20] Она ставит своей задачей помощь людям, утратившим смысл жизни, в  обретении его, так как отсутствие смысла жизни приводит многих людей  к трагическому концу.

Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, можно сказать: смысл  жизни состоит в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как  писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».[21]

Поскольку человек —  существо общественное, поэтому и  смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов  и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума  дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить себе, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.

Нет готовых рецептов того, как найти смысл и цель своей жизни. Однако мудрая мысль на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским: прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, надо полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму»! [22] Сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

 

Заключение

 

Одной из важнейших тенденций  развития современной философии  является все большее внимание к  человеку, к проблемам его бытия  в мире и к его внутреннему миру.

Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый  ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие “индивид”. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и  качества, присущие данному индивиду.

Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

По природе своей  человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

 

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также  и рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень  образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Бердяев Н.А. Мое  философское миросозерцание //Н.А.Бердяев  о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 16 – 46.

2.  Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — 438 с.

3.  Достоевский Ф.  М. Собрание сочинений в 15 томах.  Т. 11. Л.: Наука 1992. – 427 с.

4.  Кант И. Сочинения:  В 6 г. М.: Просвещение, 1966. Т. 5. – 627 с.

5.  Кохановский В.П.  Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 538 с.

6.  Левонтин Р. Человеческая  индивидуальность: наследственность  и среда. М.: Прогресс, 1993. – 285 с.

7.  Маркс К., Энгельс  Ф. Сочинения: В 50 т. Т. 42. М., 1968. – 519 с.

8.  Ницше Ф. Сочинения:  В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1990. – 329 с.

9.  Рубинштейн С.  Л. Принципы и пути развития  психологии. М.: Наука, 1989. – 348 с.

10.  Тейяр де Шарден  П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. – 329 с.

11.  Толстой Л. Н.  Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989. – 439 с.

12.  Франкл В. Человек  в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. – 274с.

[1] Тейяр де Шарден  П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.

[2] Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 117.

[3] Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 118.

[4] Тейяр де Шарден  П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.

[5] Там же.

[6] Левонтин Р. Человеческая  индивидуальность: наследственность  и среда. М., 1993. С. 193.

[7] Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т. 42. С. 265.

[8] Кохановский В.П.  Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 217.

[9] Кохановский В.П.  Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 219.

[10] Там же.

[11] Гуревич П.С. Основы философии.  М.: Гардарики, 2000. — С. 121.

[12] Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 125.

[13] Рубинштейн С. Л. Принципы  и пути развития психологии. М., 1989. С. 122.

[14] Гуревич П.С. Основы философии.  М.: Гардарики, 2000. — С. 127.

[15] Бердяев Н.А. Мое философское  миросозерцание//Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.

[16] Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в  22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989.С. 196.

[17] Кохановский В.П. Философия.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 224.

[18] Достоевский Ф. М. Собрание  сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. – С. 376.

[19] Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 217.

[20] Франкл В. Человек в поисках  смысла. М., 1990.

[21] Кант И. Сочинения; В 6 г.  М., 1966. Т. 5. С. 469


Информация о работе Проблема человека в философии