Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа
На пороге третьего тысячелетия среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Отсюда и возникает актуальность обращения к проблеме человека в философии и к познанию его сущности.
Целью данной работы является: рассмотреть основные аспекты проблемы человека в философии.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Происхождение человека и уникальность его бытия……………....5
Глава II. Сущность и существование человека……………………………....9
Глава III. Соотношение природного и социального в человеке…………...12
Глава IV. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность………………………………………………………………………..14
Глава V. Смысл жизни и назначение человека……………………………...19
Глава VI. Космос и будущее человека…………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………....….28
Список использованной литературы………………………………....……....30
Речь идет, прежде всего, о всякого рода проектах радикальной перестройки природы человека, в частности его генетики, о таком вмешательстве в функционирование мозга и психики человека, которое привело бы, в сущности, к возникновению "нового вида", существенно отличающегося от вида Homo sapiens, к созданию "сверхчеловека", наделенного "сверхмозгом" и необычайными умственными и психическими способностями.
Что касается будущего, причем весьма отдаленного, то в этой области, предстоят крупнейшие события - может быть, самые крупные за всю историю науки, которая вступит тем самым в "век человека", когда вся мощь научного знания обратится к человеку как своему главному объекту. Но для этого нужны соответствующие разуму и гуманности социальные условия. И на этой стадии, может быть, придет осознание уникальности человека разумного и гуманного, а какие выводы последуют из этого - судить не нам. Именно это и позволит решать в будущем проблемы его биологического совершенствования в соответствии с тем идеалом, который создавался человеком на протяжении истории в мифах и утопиях и который он утвердит в будущем как результат синтеза науки и искусства, разума, добра и красоты.
Этот философский подход, основывающийся на научном понимании смысла человеческой жизни, конечности индивидуального бытия и бесконечности исторического существования человечества, утверждает бессмертие человека в том, что единственно и соответствует его сущности - материальной и духовной культуре человечества, в бессмертии его разума и гуманности.
Заключение
С выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований — в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому существованию, формированию надбиологической, социальной сферы, историческому развитию культуры. Именно наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.
Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности — от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.
Человек обладает также и рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.
Призвание, назначение каждого человека в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности, в том числе способности мышления и любви. Содействуя созданию достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими формами зла формируется человек большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значимость ценностей, ради которых стоит жить.
Список использованной литературы:
1 Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 117.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.
3 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 217.
4 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 219.
5 Там же.
6 Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 121.
7 Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 125.
8 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1989. С. 122.
9 Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989.С. 196.
10 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 224.
11 Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. – С. 376.
12 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 217.
13 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
14 Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.
15 Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. С. 325.