Происхождение человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследовать происхождение и сущность человека с точки зрения философии.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Проанализировать мнение различных авторов на происхождение человека;
Исследовать основные теории происхождения человека с точки зрения философии.

Содержание

Введение 3
Что такое человек? Мнение различных авторов. 4
Философский взгляд на происхождение и сущность человека 7
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

тема реферата Происхождение и сущность человека (2).docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

 

 

Происхождение и сущность человека

 

Содержание

 

Введение 3

Что такое  человек? Мнение различных авторов. 4

Философский взгляд на происхождение и сущность человека 7

Заключение 15

Список литературы 17

 

 

 

 

Введение

 

Возникновение человека является чудом, так же, как  и возникновение жизни. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а это возникновение не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия: крайне редко встречаются системы с одной звездой, обычно существует две звезды - а значит большая радиация и избыток света; наша система находится на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном районе; Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно); у нее оптимальная масса (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она находится в жидком состоянии) и т.д.

Проблема  человека была обозначена, хотя и в  неразвитой форме, уже в философии  древнего мира. В эту эпоху господствовал  космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Цель  работы  -  исследовать происхождение  и сущность человека с точки зрения философии.

Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Проанализировать мнение различных авторов на происхождение человека;
  2. Исследовать основные теории происхождения человека с точки зрения философии.

 

Что такое  человек? Мнение различных авторов.

 

Что такое  человек и откуда он пришел в этот мир? С этого вопроса начинается исследование метафизики человеческого  бытия в русской философии. Во Франкфурте-на-Майне, вспоминал в  «Опавших листьях» В. Розанов, он впервые увидел в зоологическом саду шимпанзе и поразился ее способностям: она помогала своему сторожу накрывать и убирать стол, сметала крошки, стлала скатерть. Дарвину, подумал тогда Розанов, даже есть честь происходить от такой умной обезьяны. Он мог бы произойти и от более мелкой, более позитивной породы.

Выдумка древних евреев о грехопадении Адама  ничуть не хуже, по мнению Л. Шестова. выдумки Дарвина о происхождении человека. Но все же выдумка евреев более правдоподобна: Об этом свидетельствует неутолимая тоска и вечная жажда человека, его вечное неумение найти на земле то. что нужно. Даже великие учителя человечества только придают себе вид «нашедших». Самого гениального творчества хватает только на то. чтобы ослепить других1.

Действительно, на свете очень много людей, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни. Но из этого следует только, что  и Дарвин, и евреи правы. Часть  людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови  грех предков, мучается им. а другие — от не согрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются  и не мечтают об избыточном2.

Современное «научное», «просвещенное» сознание с  его принципами доказательства и  верифнпнруемости ничего не хочет, по Франку, принимать на веру, для всего пишет объяснения. Только одно, самое главное, оно оставляет: оно спокойно примиряется с тем. что наше Я. Наша личность, наша внутренняя жизнь со всеми ее потребностями, упованиями и мечтаниями совершенно случайно, неведомо откуда затесалась в мир бытия и остается в нем совершенно инородным, одиноким. бесприютным существом, обреченным на крушение и гибель. Наука сводит бытие человека лишь к его природному существованию и даст смехотворные, беспомощные объяснения по поводу его происхождения3.

С точки  зрения теории эволюции, человек с  его душой и разумом постепенно развился из какой-нибудь амебы или  протоплазмы. Это все равно, считал Франк, как если бы мы сказали, что круг постепенно развился из треугольника или точки. Теория эволюции - это наивная мифология космос морфизма. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника. Можно даже сказать, что он не возникает, а в определенном смысле всегда есть, поскольку всегда есть бытие как его основа. И если человек остается одиноким перед лицом холодного и равнодушного к нему предметного мира, если он в нем - беззащитный скиталец, то это лишь значит, что он имеет родину совсем в иной сфере реальности. «И как бы далека ни была эта наша исконная родина, этот исконный метафизический приют личности от чуждого нам предметного мира внешней реальности, оба они в качестве бытия вообще, очевидно имеют некий общий корень, некое скрытое от нас первоединство»4.

Чуждость  человека и природного мира проявляется  в самом факте появления человека на станет. Удивительные строчки посвятил Розанов младенцу. Маленький человек, считал он. явственно обнаруживает трансцендентность человеческого существа, бездонную тайну своего происхождения. Младенец - это не только сияние жизни, не только свежесть и чистота, которую мы утрачиваем с годами, но это еще явление той единственно бесспорной безгрешности, какую на земле знает и испытывает человек. Мало сказать, что младенец невинен, ни в чем не виновен и камень. Младенец обладает положительной невинностью — в нем есть не только отсутствие греха, но и присутствие святости. Понимающий человеческую природу не может смотреть на младенца без слез, без «переполненного сердца» (Гёте). Откуда же это странное волнение в нас? Глядя на дитя, считал Розанов. мы и в себе пробуждаем как будто видение «миров иных», только что оставленных этим человечком, свежесть, яркость и святость этих миров»5

Творчество  неотъемлемо присуще человеческой природе, и ребенок обладает огромными  творческими задатками — памятью, воображен и- ем. непосредственном яркостью впечатлений. Потом все это ухолит, человек »темнеет» и. если ему не удается сохранить в себе это «детское» начало, превращается в обычную заурядную личность. Не прогресс цивилизации. а сама природа, по Розанову, «ад ожила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. Бог — это чистое творчество, маленьким человек гораздо ближе к своему божественному первоисточнику6.

Человек является загадкой, может быть, самой  величайшей загадкой. но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Именно сознание личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем призвании. Если бы человек не был личностью, он был бы подобен другим вешам мира и в нем не было бы ничего необычного. Однако появление личности свидетельствует о том, что мир не самодостаточен. что он может быть преодолен и превзойден.

 

Философский взгляд на происхождение  и сущность человека

 

То, что  возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа  наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские люди и, наверное, множество других, не известных нам  видов. И вот возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых  был чуть-чуть больше мозг, быстрее  скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов  и стали быстро распространяться по Земле. А могли бы и не возникнуть или не выжить, поскольку у них  были мощные противники, например неандертальцы. Есть гипотеза, что «снежные люди» это последние выжившие неандертальцы. Это могучие люди (имеются кадры кинохроники), до сих пор не знающие огня и прекрасно приспособленные к природе7.

 Человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить. Ученые считают, что для того, чтобы человек рождался совершенно готовым к жизни (жеребенок или теленок через несколько часов после рождения могут самостоятельно передвигаться, питаться и т.д.), он должен проводить в утробе матери 21 месяц. Иначе говоря, мы все рождаемся как бы недоношенными. Ребенок много лет не может жить самостоятельно, ни одно животное не может позволить себе такой роскоши - до 10 - 15 лет кормить и обучать собственное дитя8.

 Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок формируется не во чреве матери, а здесь, в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки мира. Любое животное, любое неразумное существо не может чего-то не делать, в нем все или почти все жестко запрограммировано природой. Ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов, она делает по 200 вылетов в день, и, даже если птенцы вдруг погибнут, она все равно будет носить червяков и пытаться кормить ими птенцов, пока не распадется инстинктивная связь действий. А человек может вообще ничего не делать.

Поскольку человек рождается с такой  открытой программой, то из него можно  вылепить что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди  волков - будет волком, среди обезьян - обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни9.

Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка  зрения, согласно которой труд сделал человека человеком. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие  от животных. Однако подобное положение  дел сейчас представляется неверным: примитивные каменные орудия - топоры, дубины просуществовали почти миллион  лет, не подвергаясь значительным изменениям, за это время, согласно данным археологии, не произошло существенного усовершенствования техники обтесывания камней.

 Животные в этом преуспели значительно больше, они оказались более искусными строителями и изобретателями. Плотины бобров, геометрически правильные ульи, термитники свидетельствуют о том, что животные значительнее прогрессировали в такого рода деятельности, чем человек. Если бы техническое умение могло быть достаточным основанием для определения интеллекта, то, по мнению известного американского философа Л. Мэмфорда, человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник10.

 Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне. И он давал выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в производстве очень странных, с точки зрения насущных потребностей, вещей: наскальных рисунков, культовых предметов (тотемных столбов, которым поклонялись как духам рода, молитвенных дощечек и т.д.). «Культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд11.

 Далеко не всегда при раскопках древних стоянок человека археологи находят орудия труда, но почти всегда - предметы религиозного культа или образцы примитивного искусства. Человек оказался не столько животным, производившим орудия труда, сколько животным, производившим символы, - символическим животным. Например, первобытная семья, перед тем как идти на охоту, три раза обегала вокруг тотемного столба и пять раз приседала. Считалось, что после этого охота будет удачной. Если бы животное могло размышлять, то оно решило бы, что люди ведут себя подобно сумасшедшим. Но, с точки зрения человека, это было важнейшее символическое действо, в котором он вводил себя в особое состояние, творил себе невидимых, символических покровителей, т.е. совершал чисто человеческие действия, развивал свою специфическую человеческую природу.

 Так, у некоторых народов сохранился древнейший обряд похорон, когда на них приглашаются плакальщицы. Эти женщины ведут себя артистически, рвут на себе волосы, бьются головой о гроб, жалобно кричат, хотя на самом деле никаких чувств к покойнику не испытывают, их наняли разыграть действо. Дело в том, что этот «спектакль» имеет огромный символический смысл: родственники после такой встряски уже никогда не забудут умерших, особенно дети родителей. Этот ритуал способствует образованию и закреплению памяти, потому что забывать естественно, а помнить - искусственно. Человек - существо искусственное, его не рождает природа, он сам себя рождает и творит. Человек должен был пройти через человекообразующую машину (миф, ритуал), чтобы стать человеком12.

 Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка - теперь уже производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и, в свою очередь, способствовало быстрому развитию техники. Расширявшая границы жизни культурная «работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. До этого ничего уникального в технической деятельности человека не было, не было ничего специфически человеческого в орудиях труда. Главным орудием, потрясающим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом, оно могло создавать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колья. «Даже рука, - полагал Л. Мэмфорд, - была не просто мозолистым рабочим орудием: она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в совместном ритуале некоторые иным образом невыразимые чувства жизни или смерти, о запомнившемся прошлом или желаемом будущем»13.

 Любая культурная деятельность человека, любое производство орудий были направлены не столько на подчинение окружающей среды, на увеличение добычи пищи, сколько на укрощение самого себя. Ему нужно было реализовать громадную внутреннюю энергию, суперорганические потенциальные возможности. Когда человеку не угрожало враждебное окружение, его расточительная гиперактивная нервная организация, часто неразумная и неуправляемая, служила скорее препятствием, чем помощью в его выживании. Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой14.

 Пока человек не сотворил самого себя в своем человеческом образе, он мало что мог сделать в окружающем его мире. К счастью, борьба за существование не завладела полностью энергией и жизнеспособностью первобытного человека и не отвлекла его от более насущной потребности - внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. В решении этой задачи ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего дискурсивный язык играли решающую роль.

Информация о работе Происхождение человека в философии