Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:38, реферат
Наблюдение за окружающим миром даёт возможность утверждать, что части и элементы, из которых состоят материальные объекты, определённым образом расположены друг относительно друга, что делает их протяжёнными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними. Следовательно, пространство — это свойство объектов быть протяжёнными, взаимно располагаться друг относительно друга.
Пространственно-временная организация бытия: понятие о пространстве и времени и их историческая эволюция.
Наблюдение за окружающим миром даёт возможность утверждать, что части и элементы, из которых состоят материальные объекты, определённым образом расположены друг относительно друга, что делает их протяжёнными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними. Следовательно, пространство — это свойство объектов быть протяжёнными, взаимно располагаться друг относительно друга.
Материальные системы не только как-то расположены в пространстве, они находятся в движении, которое может состоять из нескольких стадий, сменяющих друг друга. Смена стадий может наступать быстрее или медленнее, повторяться и т.д. Такие особенности протекания процессов характеризуются понятием длительности (времени). Следовательно, время - это дление или продолжительность бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.
Пространство и время являются всеобщими и необходимыми формами существования материи, поскольку бытие материальных систем вне пространства и времени невозможно.
В истории философии существовало две противоположных концепции, касающихся трактовки пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция (Демокрит, Эпикур, Ньютон) утверждала, что пространство и время являются самостоятельными субстанциями, существующими сами по себе, т.е. независимо от материальных объектов. Они неизменны и постоянны.
Реляционная концепция (является ведущей в современной науке) утверждает, что пространство и время — это не самостоятельные сущности, а свойства материи или формы её существования, поскольку связаны с состоянием движущейся материи и характером взаимодействия материальных объектов (систем). Это утверждение зародилось в недрах диалектической традиции и окончательно было подтверждено специальной (СТО) и общей (ОТО) теорией относительности А.Эйнштейна. Специальная теория относительности исходит из того, что при приближении скорости движения тела к скорости света линейные размеры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется. Общая теория относительности подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство и время характеризуют бытие материи как пространственно-временное отношение, т.е. можно утверждать не просто о единстве пространства, времени и движущейся материи, а о зависимости пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.
Материальный мир неисчерпаем,
поэтому неисчерпаемы и пространственно-временные
формы его существования: каждый
уровень организации материи (неживая
природа, живая природа, общество) обладает
своей пространственно-
Существование постоянно изменяющегося мира во времени и пространстве является одним из аспектов проблемы бытия вообще. Ещё одним из важнейших аспектов проблемы бытия мира является познание человеком тех объективных закономерностей, в соответствии с которыми происходит его развитие. Изучением этих закономерностей занимается специальный раздел онтологии - диалектика.
Человек и общество
Проблема субстанциальных
И тем не менее, не природа, а общество особенно эффективно порождает и убивает личность. Войны, социально обусловленные болезни, экономическая и политическая несправедливость, суды, тюрьмы, армии, государство, церкви, транснациональные корпорации, СМИ и т.д. — все они жаждут заполучить нас, говоря по-простонародному, с потрохами, т.е., не спросясь, они желают заполучить все пространство внутреннего мира человека и, более того, наше Я, нашу свободу, желания, потребности, симпатии, любовь, надежду, мечты...
Общество — это и колыбель
и распятие человека. Со стороны
общества спектр позитивных ценностей
в его отношении к человеку
включает в себя невероятное множество
элементов: от заботы общества о благополучном
рождении ребенка до организации
достойных похорон своих
Однако субстанциальность
Но в чем же состоит ценностная суть транссубстанциальных коммуникаций между человеком и обществом? Об этом думали и этим мучились сотни и тысячи философов, социальных мыслителей, политиков, богословов, художников и поэтов. Но только незначительная их часть видела или хотела видеть существо самой проблемы, остальные связывали свои проекты с достижением справедливого (гармоничного, счастливого, истинного...) общества, которое грезилось им в образах земного рая, коммунизма, представительной демократии, народного капитализма или государства всеобщего благоденствия. Во всех этих случаях речь шла и идет о решении прежде всего социальных вопросов, а не о принципиально равноправных и равноценных отношений между человеком и обществом.
Для усмотрения субстанциальности
их отношений необходима как минимум
метафизическая процедура радикального
разрыва, разграничения полномочий
и очерчивание горизонта
На завершающем этапе, если таковой достигается, человеку приходится выбирать себя в одиночку. Судьба человека решается им на основе его наличных (а не просто потенциальных или врожденных) разума и свободы, его взрослостью и зрелостью. Здесь нет и не может быть никаких коллективных действий, принуждений или уговоров. Далеко не все готовы пережить чувство «малого сиротства», далеко не всем хватит мужества стать и быть. Кому-то это совсем «не интересно», кто-то просто не понимает, о чем здесь речь и к чему все это. И это естественно, поскольку нет такой метасубстанциальной инстанции, которая обязывала бы нас как индивидов или побуждала бы субстанции природы, общества, ничто и неизвестности к тому, чтобы все мы «поголовно» стали и продолжали бы быть субстанциями. Дело упирается в свободу, разум, самосознание, достоинство и условия их вызревания. [255]
Условие вызревания... Его приметами засеяно все пространство социальности, все его прошлое и настоящее. Смешные или заумные в глазах усредненного большинства метафизические вопрошания о человеке и его самородности, непрекращающиеся, почти сизифовы усилия личности по самоопределению, стремление к самоактуализации, самоопределению и самореализации остаются главной формой поиска человеком самого себя. Немалое значение для установления реальных транссубстанциальных коммуникаций между человеком и обществом имеют персоналистические составляющие анархизма, либерализма и аристократизма как политических мировоззрений, а также идеи естественного права и общественного договора, правового государства. Но наиболее концентрированно интуиция самородности человека, самой ее возможности и перспективы выражена в традиции человеческого свободомыслия, в современном мировом светском гуманистическом движении и в ряде областей наук о человеке, в частности, в гуманистической (экзистенциальной) психологии.
Укрепление свободы человека и
свободно принимаемых им социальных
обязательств наряду с возрастающим
уважением достоинства
В перспективе равноценные и равнодостойные отношения между личностью и обществом могут оказаться наиболее плодотворными, богатыми и интенсивными, поскольку общество ближайший — в смысле «последний» — из творцов условий и возможностей человека как человека. В ценностном плане это могло бы означать прежде всего существенное сужение взаимодеструктивных отношений между социумом и личностью и достижение максимально возможной степени согласованности, взаимоуважения и мира между ними. Однако границы ценностных отношений в этой области взаимопересечений первореальностей будут напоминать о себе всегда и везде. Было бы опасной иллюзией полагать, что общество в целом и его отдельные структуры, в первую очередь государство и церковь, могут быть абсолютно безопасными, невластными и не тоталитарными по отношению к личности. Отношение к ним личности, если она желает сохранить себя, непременно [256] будет включать в себя осмотрительность, критичность, осторожность, рациональность, свободу и достоинство. Вместе с тем человек не в состоянии изгнать из себя (что было бы противоестественно) качества социальности как своей протоличностной предпосылки и наследия. Их неустранимая позитивная роль — быть противовесом антисоциальности и обращенного против общества нигилизма личности.
И все-таки субстанциальность, о которой
все время заходит речь при
обсуждении вопроса о коммуникациях
в системе «человек — общество»,
— это не непосредственный контакт
и общение субстанций, а выделение
субстанциальными деятелями областей
реальной или потенциальной
Этими общими соображениями можно
и закончить, поскольку вся книга
посвящена главным образом
ВЫВОД
Человек представляет собой целостное
единство биологического (организменного),
психического и социального уровней,
которые формируются из двух: природного
и социального, наследственного
и прижизненно приобретенного. При
этом человеческий индивид — это
не простая арифметическая сумма
биологического, психического и социального,
а их интегральное единство, приводящее
к возникновению новой
Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение.
Особым компонентом личности является ее нравственность.
Личность — это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности.
Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Человеческое общество — это
высшая ступень организации живых
систем. Личность не растворяется в
обществе: сохраняя значение неповторимой
и самостоятельной
Человек — это субъект общественно-
Степень свободы человека зависит от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Смысл жизни человека раскрывается
в многообразных видах