Пространство и время. Понятие движения, его основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:09, реферат

Краткое описание

В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Воззрения диалектического материализма на П. и в. были сформулированы Ф. Энгельсом. По Энгельсу, находиться в пространстве — значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени — значит быть в форме последовательности одного после другого. Энгельс подчёркивал, что «... обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550).

Кризис механистического естествознания на рубеже 19—20 вв. привёл к возрождению на новой основе субъективистских взглядов на П. и в. Критикуя концепцию Ньютона и правильно подмечая её слабые стороны, Э. Мах снова развил взгляд на П. и в. как на «порядок восприятий», подчёркивая опытное происхождение аксиом геометрии. Но опыт понимался Махом субъективистски, поэтому и геометрия Евклида, и геометрии Лобачевского и Римана рассматривались им как различные способы описания одних и тех же пространственных соотношений. Критика субъективистских взглядов Маха на П. и в. была дана В. И. Лениным в книга «Материализм и эмпириокритицизм».

Развитие представлений о пространстве и времени в 20 в. В конце 19 — начале 20 вв. произошло глубокое изменение научных представлений о материи и, соответственно, радикальное изменение понятий П. и в. В физическую картину мира вошла концепция поля  как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи. Все тела, т. о., представляют собой системы заряженных частиц, связанных полем, передающим действия от одних частиц к другим с конечной скоростью — скоростью света. Полагали, что поле — это состояние эфира, абсолютно неподвижной среды, заполняющей мировое абсолютное пространство. Позже было установлено (Х. Лоренц и др.), что при движении тел с очень большими скоростями, близкими к скорости света, происходит изменение поля, приводящее к изменению пространственных и временных свойств тел; при этом Лоренц считал, что длина тел в направлении их движения сокращается, а ритм происходящих в них физических процессов замедляется, причём пространственные и временные величины изменяются согласованно.

Вначале казалось, что таким путём можно будет определить абсолютную скорость тела по отношению к эфиру, а следовательно, по отношению к абсолютному пространству. Однако вся совокупность опытов опровергла этот взгляд. Было установлено, что в любой инерциальной системе отсчёта все физические законы, включая законы электромагнитных (и вообще полевых) взаимодействий, одинаковы. Специальная теория относительности А. Эйнштейна, основанная на двух фундаментальных положениях — о предельности скорости света и равноправности инерциальных систем отсчёта, явилась новой физической теорией П. и в. Из неё следует, что пространственные и временные отношения — длина тела (вообще расстояние между двумя материальными точками) и длительность (а также ритм) происходящих в нём процессов — являются не абсолютными величинами, как утверждала ньютонова механика, а относительными. Частица (например, нуклон) может проявлять себя по отношению к медленно движущейся относительно неё частице как сферическая, а по отношению к налетающей на неё с очень большой скоростью частице — как сплющенный в направлении движения диск. Соответственно, время жизни медленно движущегося заряженного p-мезона составляет ~ 10-8 сек, а быстро движущегося (с околосветовой скоростью) — во много раз больше. Относительность пространственно-временных характеристик тел полностью подтверждена опытом. Отсюда следует, что представления об абсолютном П. и в. несостоятельны. П. и в. являются именно общими формами координации материальных явлений, а не самостоятельно существующими (независимо от материи) началами бытия. Теория относительности исключает представление о пустых П. и в., имеющих собственные размеры. Представление о пустом пространстве было отвергнуто в дальнейшем и в квантовой теории поля с его новым понятием вакуума (см. Вакуум физический). Дальнейшее развитие теории относительности (см. Тяготение) показало, что пространственно-временные отношения зависят также от концентрации масс. При переходе к космическим масштабам геометрия П.-в. не является евклидовой (или «плоской», т. е. не зависящей от размеров области П.-в.), а изменяется от одной области космоса к другой в зависимости от плотности масс в этих областях и их движения (см. Космология, где изложен также вопрос о конечности или бесконечности П. и в.). В масштабах метагалактики геометрия пространства изменяется со временем вследствие расширения метагалактики. Т. о., развитие физики и астрономии доказало несостоятельность как априоризма Канта, т. е. понимания П. и в. как априорных форм человеческого восприятия, природа которых неизменна и независима от материи, так и ньютоновой догматической концепции П. и в.

Связь П. и в. с материей выражается не только в зависимости законов П. и в. от общих закономерностей, определяющих взаимодействия материальных объектов. Она проявляется и в наличии характерного ритма существования материальных объектов и процессов — типичных для каждого класса объектов средних времён жизни и средних пространственных размеров.

Из изложенного следует, что П. и в. присущи весьма общие физические закономерности, относящиеся ко всем объектам и процессам. Это касается и проблем, связанных с топологическими свойствами П. и в. Проблема границы (соприкосновения) отдельных объектов и процессов непосредственно связана с поднимавшимся ещё в древности вопросом о конечной или бесконечной делимости П. и в., их дискретности или непрерывности. В античной философии этот вопрос решался чисто умозрительно. Высказывались, например, предположения о существовании «атомов» времени (Зенон). В науке 17—19 вв. идея атомизма П. и в. потеряла какое-либо значение. Ньютон считал, что П. и в. реально разделены до бесконечности. Этот вывод следовал из его концепции пустых П. и в., наименьшими элементами которых являются геометрическая точка и момент времени («мгновения» в буквально смысле слова). Лейбниц полагал, что хотя П. и в. делимы неограниченно, но реально не разделены на точки — в природе нет объектов и явлений, лишённых размера и длительности. Из представления о неограниченной делимости П. и в. следует, что и границы тел и явлений абсолютны. Представление о непрерывности П. и в. более укрепилось в 19 в. с открытием поля; в классическом понимании поле есть абсолютно непрерывный объект.

Проблема реальной делимости П. и в. была поставлена только в 20 в. в связи с открытием в квантовой механике неопределённостей соотношения, согласно которому для абсолютно точной локализации микрочастицы необходимы бесконечно большие импульсы, что физически не может быть осуществлено. Более того, современная физика элементарных частиц показывает, что при очень сильных воздействиях на частицу она вообще не сохраняется, а происходит даже множественное рождение частиц. В действительности не существует реальных физических условий, при которых можно было бы измерить точное значение напряжённостей поля в каждой точке. Т. о., в современной физике установлено, что невозможна не только реальная разделённость П. и в. на точки, но принципиально невозможно осуществить процесс их реального бесконечного разделения. Следовательно, геометрическое понятия точки, кривой, поверхности являются абстракциями, отражающими пространственные свойства материальных объектов лишь приближённо. В действительности объекты отделены друг от друга не абсолютно, а лишь относительно. То же справедливо и по отношению к моментам времени. Именно такой взгляд на «точечность» событий вытекает из т. н. теории нелокального поля (см. Нелокальная квантовая теория поля). Одновременно с идеей нелокальности взаимодействия разрабатывается гипотеза о квантовании П. и в., т. е. о существовании наименьших длины и длительности (см. Квантование пространства-времени). Сначала предполагали, что «квант» длины — 10-13 см (порядка классического радиуса электрона или порядка «длины» сильного взаимодействия). Однако с помощью современных ускорителей заряженных частиц исследуются явления, связанные с длинами 10-14—10-15 см; поэтому значения кванта длины стали отодвигать ко всё меньшим значениям (10-17, «длина» слабого взаимодействия, и даже 10 -33 см).

Решение вопроса о квантовании П. и в. тесно связано с проблемами структуры элементарных частиц. Появились исследования, в которых вообще отрицается применимость к субмикроскопическому миру понятий П. и в. Однако понятия П. и в. не должны сводиться ни к метрическим, ни к топологическим отношениям известных типов.

Тесная взаимосвязь пространственно-временных свойств и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе симметрии П. и в. Ещё в 1918 (Э. Нётер) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени — закон сохранения энергии, изотропности пространства — закон сохранения момента количества движения. Т. о., типы симметрии П. и в. как общих форм координации объектов и процессов взаимосвязаны с важнейшими сохранения законами. Симметрия пространства при зеркальном отражении оказалась связанной с существенной характеристикой микрочастиц — с их чётностью.

Одной из важных проблем П. и в. является вопрос о направленности течения времени. В ньютоновой концепции это свойство времени считалось само собой разумеющимся и не нуждающимся в обосновании. У Лейбница необратимость течения времени связывалась с однозначной направленностью цепей причин и следствий. Современная физика конкретизировала и развила это обоснование, связав его с современным пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой материальных процессов, как развитие, являющееся принципиально необратимым.

К проблемам П. и в., также обсуждавшимся ещё в древности, относится и вопрос о числе измерений П. и в. В ньютоновой концепции это число считалось изначальным. Однако ещё Аристотель обосновывал трехмерность пространства числом возможных сечений (делений) тела. Интерес к этой проблеме возрос в 20 в. с развитием топологии. Л. Брауэр установил, что размерность пространства есть топологический инвариант — число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства. В ряде исследований была показана связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля (Г. Вейль), между трехмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц. Всё это показало, что число измерений П. и в. неразрывно связано с материальной структурой окружающего нас мира.

 

Заключение

Таким образом, философия Китая претерпевала значительные изменения на самых ранних ступенях своего развития. Поиск смысла жизни и стремление найти своё место в этом мире позволила многим величайшим умам человечества оставить свой неповторимый и яркий след в истории.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. История философии: учебник  для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского, В.П.Яковлева. изд. 5-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

2. Канке В.А. Философия. История  и систематический курс: учебник  для вузов. изд. 5-е. перераб. и доп. М.: Логос, 2007.

3. Краткий философский  словарь / под. ред. А.П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2008.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. М.: Гардарики, 2009.

5. Философия: курс лекций / С.Г. Банных и др. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2008.

 

Дополнительная литература

6. Алексеев П.П. История  философии: учебник. М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2008.

7. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль Б. Серия «Из истории логики ХХ века» Изд-во М.:ЛКИ, 2007.

8. Балашов Л.Е. Занимательная  философия: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. /Балашов Л. Е. Изд-во «Дашков и К», 2008.

9. Банных С.Г., Емельянов  Б.В., Миронов М.П. Геософия русской мысли. историко-философские очерки. Монография. Екатеринбург: Ури ГПС МЧС России, 2009.

10. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.

11. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

12. Бессонов Е. Н. Философия. История и современные задачи: учеб. для вузов / Б. Н. Бессонов. М.: Наука, 2006.

13. Бубер М. Я и Ты. – М., 1993.

14. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х частях /Под общей редакцией И.Т. Фролова. М., 1989.

15. Вебер А. История европейской  философии. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

16. Гегель Г.В.Ф. Феноменология  духа. СПб., 1993.

17. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия  философских наук. В 3-х т. М., 1974 – 1977.

18. Георгиева Т.С. Историческая  взаимосвязь мировых религий // Философские  науки. 2002. № 1.

19. Гриненко Г.В. История  философии: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-издат, 2007.

20. Громов А.В. Теория творческой  причинности в философии Льва  Михайловича Лопатина: монография. – Екатеринбург, Ури ГПС МЧС России, 2008.

21. Гумилев Л.Н. Этногенез  и биосфера Земли. М., 1993.

22. Дюркгейм Э. О разделении  общественного труда. М., 1991.

23. Евлампиев И.И. История  русской философии: Учебное пособие  для вузов. М., 2002.

24. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.

25. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический проект, 2002.

26. Зеньковский В.В. История  русской философии. Л., 1991.

27. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

28. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000.

29. История философии: учебник  для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - изд-5-е. Ростов на Дону, Феникс, 2007.

30. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

31. Канке В.А. Философия  для технических специальностей: учебник. -2-е изд. стер. М.: Издательство  «Омега-Л», 2010.

32. Кантемиров Е.В. Проблема  другого в современном обществе: монография. Екатеринбург: Ури ГПС МЧС России, 2010.

33. Китайская «Книга перемен». М., 1993.

34. Кузнецов Б.Г. История  философии для физиков и математиков. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

35. Культурология. Учебник  для студентов втузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 2002.

36. Купцов В.И. Философия  и методология науки. М., 1996.

37. Лосев А.Ф. Дерзание  духа. М., 1988.

38. Лосев А.Ф. История античной  философии в конспективном изложении. М., 1989.

39. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

40. Лукьянов Е.А. Лао Цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.

41. Маркс К. Предисловие. К  критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13.

42. Маркузе Г. Одномерный  человек. М., 1994.

43. Мир философии Чч. 1, 2. М.: Политиздат, 1991.

44. На переломе: философские  дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1990.

45. Новгородцев П.И. Об  общественном идеале. М., 1991.

46. Орлов С. В. История философии. Спб.: Питер, 2008.

47. Основы религиоведения. М., 1994.

48. Полторацкий Н.П. Русская  религиозная философия // Вопросы  философии. – 1992. №2.

49. Поппер К. Логика и  рост научного знания. М., 1983.

50. Рассел Б. История западной  философии в ее связи с политическими  и социальными условиями от  Аристотеля до наших дней: в  трех книгах. М.: Академический проспект, Деловая книга, 2008.

51. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от источников до наших дней. В 3-х т. М., 1996.

52. Самосознание европейской  культуры XX в. М., 1991.

 


Информация о работе Пространство и время. Понятие движения, его основные формы