Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:15, курсовая работа
Актуальность курсовой работы по данной теме заключается в том, что процесс социализации – это процесс становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Ведение……………………………………………………………………3.
Глава 1.Сущность понятия «социализация», её процессы и стадии.
1.1 Понятие «социализация»…………………………………….4-5.
1.2 Процесс и стадии социализации человека………………....6-11.
Глава 2.Институты и механизмы социализации.
2.1 Сферы и институты социализации………………………..12-13.
2.2.Главные механизмы социализации……………………….14-16.
Заключение……………………………………………………………….17.
Список литературы………………………………………………………18.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). 1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться). 2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество - только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.
Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.
Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение - всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни - вещи совершенно разные.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация - такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.
Глава 2. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Сферы и институты социализации человека.
Как правило, в литературе выделяются три сферы жизни, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер может быть охарактеризована как область обретения, расширения и умножения социальных связей личности с ее внешним и внутренним миром. В каждой из них осуществляется одновременно и расширение, и усложнение многослойных и многозначных социальных связей.
Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность расширяет, по выражению А.Н. Леонтьева, “каталог” своих деятельностей. Осваивает новые и новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системе деятельностей, их связей. Происходит выбор (личностный) деятельности, и, вследствие этого, возникает второй процесс - определенное центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных видов деятельности.
Общение (коммуникация, интеракция, взаимное восприятие и взаимооценка) - в контексте социализации получает некоторое расширительное толкование. Социализация связана с деятельностью и, априори, умножает связи общения. Более того, Личность в общении как сфере социализации приобретает новые черты: усваивает определенные конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальных качеств (традиции, обычаи).
Самосознание. В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его “Я”. Этот образ не возникает сразу, складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. “Я” и мое отношение ко всему, что вокруг моего “Я”. Осознаю, что идея бога - это не от реальности, а от внутреннего личностного отношения.
Множество теорий, концепций рассматривают в психологических науках проблему самосознания.
Как известно из общей психологии, образ “Я” определяется (рассматривается) в зависимости от концепции личности, которую разделяет или провозглашает конкретный исследователь.
И, тем не менее, следует признать, что развитие самосознания в ходе социализации личности - это процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Процесс социализации - это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.
Для развития личности (а не только ее становления) небезразлично, через какие группы она входит в социальную среду. Высший уровень развития группы - коллектив - по-новому задает содержание тех процессов, которые составляют жизнедеятельность группы.
Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, безусловно, оказывает воздействие на личность на всех стадиях ее социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно, или через группу: это нормы, ценности и знаки. Не будем спорить о том, что нормы и ценности усваиваются при помощи знаков и знаковых систем.
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей (они выступают трансляторами социального опыта), называются институтами социализации. Термин “институт” используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в ходе развития общества форма отношений между людьми.
2.2 Механизмы социализации личности.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление)
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Заключение.
Итак, социализация
– процесс, посредством которого индивид
становится членом общества, усваивая
его нормы и ценности, овладевая теми или
иными социальными ролями. При этом, старшее
поколение передаёт младшим свои знания,
формирует у них умения, необходимые для
самостоятельной жизни. Так одно поколение
сменяет другое, обеспечивая преемственность
культуры, включая язык, ценности, нормы,
обычаи, мораль.
Именно посредством
систематического взаимодействия с другими
людьми у индивида формируются свои собственные
убеждения, моральные стандарты, привычки
– всё то, что создаёт уникальность личности.
Таким образом, социализация
имеет две функции: передача культуры
от одного поколения другому и развитие
Я. Для того, чтобы показать важность преемственности
исторического процесса, А.Н. Леонтьев
обращается к иллюстрации, заимствованной
из работы знаменитого французского психолога
А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла
катастрофа, в результате которой остались
бы в живых только маленькие дети, а всё
взрослое население погибло, то хотя человеческий
род и не прекратился бы, однако история
человечества неизбежно была бы прервана.
Сокровища культуры
продолжали бы физически существовать,
но их некому было бы раскрыть для новых
поколений. Машины бездействовали бы,
книги остались бы непрочитанными, художественные
произведения утратили бы свою эстетическую
функцию. История человечества должна
была бы начаться вновь. Итак, движение
истории невозможно без активной передачи
новым поколениям достижений человеческой
культуры, без воспитания».
Информация о работе Процесс социализации в современном обществе