Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:19, реферат
В реферате кратко изложены основы психоанализа Зигмунда Фрейда, а так же описано дальнейшее развитие учения его последователями.
ВВЕДЕНИЕ 2
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ 3
Психоанализ 3.Фрейда 7
Фрейд и неофрейдизм 11
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Реферат
По философии на тему:
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм»
СОДЕРЖАНИЕ
Одним из самых выдающихся психологов XX века по праву является Зигмунд Фрейд. Его главный труд «Толкование сновидений» был опубликован в 1889 г. С тех пор в психологии появлялись различные видные и авторитетные ученые, но, ни один из них не представляет для нас такого интереса, как Зигмунд Фрейд и его учение. Работы Фрейда коренным образом изменили облик психологии XX века. Они осветили важнейшие вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, борьбы между ее низменными желаниями и моралью, причин душевных расстройств и ложных представлений человека о себе и окружающих.
Известно, что сознание контролирует поведение человека. Фрейд открыл, что за покровом сознания прячется «бурлящий» сгусток могущественных стремлений, влечений, желаний, неосознаваемых личностью. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые влечения и тревоги могут серьезно отягощать жизнь человеку, становясь причиной нервно-психических заболеваний. Это побудило его к поиску средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и тем, что толкует подсознание. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Теория Фрейда прочно вошла в учебники по психологии и психиатрии во многих странах мира. Так же она оказала воздействие на различные науки о человеке – философию, социологию, педагогику, этнографию. Внесла заметный вклад в литературу и искусство. Фрейдовская методология общественных явлений, которую активно использовали последователи Фрейда, переродилась в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, в основе которой лежит психоанализ, стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.
К сожалению, в последнее время престиж психоанализа заметно упал, но несмотря на это представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и выяснить соотношение между психоанализом и различными направлениями современной философии.
Многие зарубежные и
отечественные исследователи
Другие исследователи считают, что на становление некоторых психоаналитических концепций повлияли различные философские идеи предшественников Фрейда. К ним относятся Аристотель, Платон, Шопенгауэр, Ницше и др.
Стоит отметить, что не
все теоретики согласны с тем,
что психоанализ имеет
Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, который впервые открыл сферу бессознательного, совершив переворот в науке. Однако это утверждение неверно.
О проблемах неосознанного знания человека говорил еще Платон. Возможно Фрейд почерпнул многие идеи именно из его трудов. Да и другие темы, развиваемые в рамках древнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли не заинтересовать
основателя психоанализа. Не даром, при обосновании своих психоаналитических постулатов он обращался к трудам античных философов.
В философии XVII-ХVIII веков на передний план выдвинулись вопросы, касающиеся понимания природы психики и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать психику как нечто наделенное только сознанием или в ней есть что-то не обладающее свойствами сознательности, происходящее неосознанно, спонтанно.
Рене Декарт, например, считал, что все процессы в человеческой психике происходят абсолютно осознанно. Максима "я мыслю, следовательно, я существую" становится отправной точкой его философии. Вместе с тем философ разделяет человеческую душу на две составляющие «низшую» (чувствующую) и «высшую» (разумную) и в одном из своих трактатов описывает борьбу между ними.
Противоположного мнения придерживался Спиноза. Он говорил: "люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума..." По мнению Спинозы влечения и желания составляют саму сущность человека.
Представление Спинозы о соотношении разума и страстей нашли свое отражение в трудах Юма. Он выступал против расхожих представлений о том, что любое разумное существо сообразует свои помыслы с разумом. Юм попытался доказать, что сам по себе разум не может не может служить мотивом волевого акта, а так же не может препятствовать протеканию аффектов.
В рассуждениях Спинозы и Юма много сходного с тем, что позднее было выражено в психоаналитическом учении Фрейда. Это, прежде всего, положение о том, что в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания или влечения, нежели сознание, разум.
Помимо соотношения разума и страстей важное место в философии XVII-XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях между сознательными и бессознательными восприятиями.
В картезианской философии признавалось наличие у человека "неясных" и "темных" восприятий, возникающих в силу того, что одни восприятия возникают в теле, а другие в душе человека. В свою очередь Спиноза различал "ясные" и "смутные" идеи.
Лейбниц в своих трудах рассматривал проблему сознателиного и бессознательного восприятия через призму "малых перцепций", "незаметных восприятий". Философ утверждал, что невозможно объяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности. Способ рассуждения о необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегает Лейбниц и Фрейд, во многом идентичны.
Проблема бессознательного, с учетом допущения возможности существования неосознанных восприятий, имеет место в философии Канта. Кант говорит: «Мы можем сознавать, что имеем представление, хотя и не осознавать его». Философ выделяет два вида представлений: «смутные» и «ясные», причем сфера "смутных" представлений у человека довольно обширна, в отличии от "ясных" представлений, которые не столь многочисленны.
Некоторые идеи Фрейда перекликаются с идеями, выдвинутыми Фихте. Например, Фихте рассматривал бессознательное как первооснову человеческого бытия, исходного материала, из которого происходит сознание.
А также как теорию, согласно которой переход от бессознательного к сознанию сопровождается у человека ограничением свободы, связанным с наложением различного рода запретов во имя сохранения и поддержания жизни. Но существуют и разногласия. Так, например, у Фихте бессознательное - это свободная деятельность, созидающая внутренний и внешний мир человека. Однако согласно Фрейду бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа и не имеет никакого отношения к конструированию объективной реальности.
В XIX веке происходит переворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррациональному пониманию бытия человека в мире. Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место в новых философских направлениях этой эпохи.
Одним из философов, отстаивающих иррационалистическую линию в философской мысли, был Шопенгауэр. Он выдвинул учение согласно которому в основе мира лежит «мировая воля» , а первым актом сознания является представление. Шопенгауэр утверждает, что наш мир становится доступным пониманию лишь по средствам представления. Таким образом, сознательная, интеллектуальная деятельность человека представляет собой лишь некий побочный эффект, не имеющий никакого принципиального значения для познания как такового, поскольку разум способен постичь только явления, а не саму суть происходящего.
Аналогичных взглядов придерживался и Ницше. В своих трудах он кладет бессознательное в основу любой человеческой деятельности. Чтобы объяснить все проявления человеческой деятельности он вводит понятие «воля к власти»,трактуя ее как инстинкт. Философские учения Ницше и Шопенгауэра оказали огромное влияние на формирования психоанализа. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции. Однако, между психоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества, но при этом их схожесть между собой неоспорима.
Следует отметить труды о немецкого философа и психолога Т. Липса. Липс является первым философом, который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. Рассматривая человеческую психику, Липс выдвинул идею, согласно которой основным фактором психической жизни является бессознательное его проявления, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования.
Фрейд неоднократно обращался к работам Липса и, несмотря на то, что он пытался доказать, что использованное им понятие бессознательного не совпадает с той его трактовкой, какая имела место у Липса идеи этого немецкого философа оказали заметное влияние на Фрейда.
Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становление психоаналитического учения Фрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают как психиатра, его философского наследия нельзя недооценивать.
Для рассмотрения основных вопросов затронутых в этом реферате проведем разграничение и уточнение понятий используемых в этой работе.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Эта доктрина строится на предположении, что комплексы различных патологических представлений, в особенности сексуальных, будучи вытесненным из сферы сознания действует из сферы бессознательного (в котором господствуют сексуальные стремления) и, проникая в сознание, угрожает духовному единству «Я», включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «тайных желаний» врачи видели причину забываний, оговорок, грез, ложных поступков и истерий. Лечение истеричных больных проводилось следующим образом: При беседе ("анализе") из глубины бессознательного вызывались различные комплексы, а затем устранялись путем беседы или каких либо других действий, а именно им предоставлялась возможность отреагировать. Сторонники психоанализа отводят центральную роль сексуальному («либидо»), рассматривая духовную жизнь человека как сферу деятельности сексуальных стремлений к удовольствию, неудовольствию.
Опираясь на вышеизложенные фаты, мы можем рассматривать суть психоанализа на трех уровнях:
Мы рассмотрим суть психоанализа
и в, дальнейшем, будем рассматривать
его как мировоззренческую
Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде некоторой модели, состоящей из объектов, названных психическими инстанциями. Они обозначенные терминами: Оно (it), Я (ergo) и сверх-Я (super-ergo).
Под Оно (it) понимается самая примитивная инстанция, которая охватывает все низменное, врожденное, данное природой подчиненное принципу удовольствия и ничего не догадывающиеся о существовании общества и моральных ценностей. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям подчиняется инстанция Я (ergo).
Ergo - следует принципу реальности, и имеет ряд механизмов позволяющих ему приспособится к жизни в окружающей среде и справляться с ее требованиями.
Ergo является посредником между стимулами, идущими как из данной среды, так и из недр нашего организма, с одной стороны, и ответными реакциями с другой. К функциям ergo относится: самосохранение организма, сохранение опыта внешних воздействий в памяти, избегание различных угроз, контроль над низменными инстинктами и желаниями (исходящих от it).
Особое значение в психоанализе придается сверх-Я (super-ergo). Оно служит источником различных моральных и религиозных чувств, осуществляет механизм совести. Если it предопределен генетически, а ergo - продукт индивидуального опыта, то super-ergo – формируется под влиянием других людей (воспитание, религия, сочинения философов). Оно формируется в раннем детстве и остается практически неизменным на протяжении всей жизни.