Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:19, реферат

Краткое описание

В реферате кратко изложены основы психоанализа Зигмунда Фрейда, а так же описано дальнейшее развитие учения его последователями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ 3
Психоанализ 3.Фрейда 7
Фрейд и неофрейдизм 11
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Если Я (ergo) принимает решение или совершение действие чтобы удовлетворить свои низменные желания в угоду it, действуя при этом в разрез с мнением сверх-Я (super-ergo), то оно испытывает наказание в виде угрызений совести и чувства вины. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. При этом они перемещаются в область бессознательного, но при этом оказывают влияние на наше поведение, давят его, переживаются в виде чувства тревожности.

Регрессия - смещение не более низкий уровень поведения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, который перемещает запертую сексуальную энергию  на несексуальные объекты. Разрядка происходит в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда стало широко известно тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, проистекающими за поверхностью сознания. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет ни малейшего представления о сложном устройстве собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. В этой ситуации на помощь человеку приходит психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". После долгих рассуждений, Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведением индивидуума: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, который обеспечивает сохранение всего вида. Сексуальный инстинкт был определен Фрейдом как психологическая догма (ссылка на Юнга) и назван - либидо.

Бессознательное трактовалось как некая сфера, насыщенная энергией либидо, представляющий из себя слепой инстинкт, который стремится лишь к получению удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение Фрейд выявлял, анализируя, свободные от сознания, ассоциации своих пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что сны представляют собой некий код, отображающий наши комплексы, страхи, желания, грезы. В своей книге "Психопатология обыденной жизни" Фрейд рассмотрел идею о том, что на поведение индивидуума влияют неосознаваемые мотивы. Различные ошибочные действия, такие, как забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными и объяснять их ссылаясь на слабую память. По Фрейду же в них скрываются различные мотивы, ибо в психических реакциях человека нет ничего случайного. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" различные проявления юмора интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, которые были созданы теми ограничениями, которые накладывают на сознание человека всевозможные социальные нормы.

В работе "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд рассмотрел схему психосоциального развития личности от рождения, до того возраста, когда индивидуума начинают интересовать лица противоположного пола. Фрейд активно пользуется таким понятием, как Эдипов комплекс. Этот комплекс проявляется в том, что мальчик испытывает влечение к матери, при этом воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит некоторые изменения в свою схему инстинктов. В ней появляется новый инстинкт – Тотанос – инстинкт стремления к смерти. По Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Фрейд и неофрейдизм

 

Если психоанализ это  система научных знаний, философий  и мировоззрений, то фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма. В след за ним в конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Главной причиной неврозов они считают тревогу, которая зарождается в человеке еще в детском возрасте и обостряется при столкновении с враждебным миром, недостатке любви и заботы. В более позднем возрасте такой причиной становится отсутствие гармонии с социальной структурой общества, порождающей одиночество и, как следствие депрессию. Именно общество является источником всеобщего отчуждения и препятствует коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Только через исцеление индивида может произойти исцеление всего общества в целом. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Фромм в 1929-1932 был сотрудником института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. В те годы там складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Это очень сильно повлияло на него.

Фромм  стремился синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями такими, как экзистенциализм, философская антропология и др. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного и все ее психические проявления сложились под действием социальной Среды. В отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

  1. он говорит, что человек изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",
  2. существует противоречие: с одной стороны каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, с другой стороны он не может реализовать их в результате кратковременности своего существования.

Исторические противоречия согласно Фромму имеют другую природу. Они не являются необходимой частью человеческого существования. Они создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Создание гуманистического общества привело к устранению исторических противоречий. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм описывает возможные варианты создания гуманистического общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Вместе с тем Фромм высказывает идеи о создании малых обществ, в которых люди должны иметь свою культуру, религию и образ жизни.

Социальные потрясения в годы второй мировой войны, связанные  с установлением фашистского  диктата в Германии и странах оккупированной Европы, оказала серьезное влияние на работы одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни. Она была солидарна с другими последователями Фрейда и придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни индивидуума. Хорни говорила о том, что основным побудительным мотивом для человека является стремление к безопасности, которое рождается из страха и тревоги. Такие чувства как тревога и беспокойство сопровождают человека всю его жизнь, говорила Хорни. Они рождаются в силу отсутствия уважения к человеку, гнетущей атмосферой или под давлением авторитета других людей. Хорни доказала, что все  конфликты в детские годы возникают по вине родителей. Из-за неправильных отношений с родителями у малыша возникает базальное чувство тревоги, с годами перерастающая в депрессию. Невроз, по ее мнению, это естественная реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а скорее его результатом.

В книге "Наши внутренние конфликты" К. Хорни формирует три типа поведения личности относительно к окружающим ее людям:

  1. к людям, как потребность в любви
  2. от людей, как потребность в независимости
  3. против людей, как потребность во власти.

Со временем при воздействии  одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

  1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
  2. пытающаяся отрешиться от общества
  3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Все эти формы реакции  являются неадекватными и как  следствие тревожность в человеке только усиливается. В определенный период времени идеи неофрейдизма сильно влияли на культуру и этику. Воззрения неофрейдистов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых".

Приверженцы этого движения с энтузиазмом восприняли идеи Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

Психоаналитическая философия  Фрейда выступает против метафизического понимания бытия человека в мире, и как следствие противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму и мистическому рационализму. Предельный рационализм выводит эмпирическое существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа. Мистический рационализм растворяет человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем «вне», «помимо» и «за» человеческим бытием как таковым. Фрейд не приемлет подобных толкований мира.

Фрейд берет за основу реальность внешнего мира. Мир независимы от познающего его субъекта, и может быть раскрыт перед человеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытый спор с теми философами, которые интерпретируют мир с объективных или субъективно-идеалистических позиций. Исключение составляет религиозное мировоззрение, которое критически осмысливается им путем развенчания религии как мифа, чему Фрейд посвятил свои работы "Будущее одной иллюзии" (1927), "Моисей и монотеизм" (1939). Но Фрейд как бы ставит себя над философской дискуссией, напрямую и косвенно касающейся понимания внешнего мира.

Для него важно понять организацию человеческого существования, структурные элементы психики индивида, принципы развертывания жизнедеятельности индивидуума и мотива поведения человека в окружающей его среде. Фрейд не сколько не отворачивается от онтологической проблематики, скорее переносит ее в глубины человеческой сущности.

Онтологизация человеческого  бытия вовсе не означает, что Фрейд тем самым никак не соотносит его с жизнедеятельностью индивида. Он признает, например, что задержки в развитии общества в древние периоды человеческого развития произошли от различных внешних препятствий. Однако, он не склонен абсолютизировать воздействия внешних условий на человека, рассматривать их в качестве единственных детерминант, объясняющих направленность развития индивидуума и конфигурации его поведения в бытие. Соглашаясь с теми, кто признает жизненно необходимость как важный фактор развития человека, Фрейд в то же время считает, что это не должно "побудить нас отрицать значение внутренних тенденций развития, если можно доказать их влияние".

Поэтому он исходит из того, что, во-первых, понимание внешнего мира является неполным и недостаточным, если не будет предварительно раскрыта природа внутренней организации, и, во-вторых, в своих глубинных измерениях человеческое бытие столь же реально, как и внешний мир, и, следовательно, изучение человеческой психики должно основываться на учебных методах, подобно тому, как объективна реальность исследуется средствами науки.

Большое значение Фрейд  придает выявлению тех движущих сил, которые изнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущими  силами в психоаналитическом учении Фрейда признаются влечения человека. На раскрытии их природы сосредоточены все усилия основателя психоанализа, ибо он полагает, что "влечения, а не внешние раздражения являются настоящим двигателем прогресса"[4] и что "раздражение влечения исходит не из внешнего мира, а изнутри организма"[4].

Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание принимается только психологическое значение внешнего мира. Все другие составляющие не являются предметом осмысления, не входят в остов психоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия.

Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается переосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Он принимает гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее, реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания. Причем, если в философических системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательно ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет дальше. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.

Информация о работе Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм