Психоаналитическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы граница между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определённые идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….. 3
2. Психоанализ………………………….……………………………........... 3
3. Сознание, предсознательное и бессознательное....…….………...……. 5
4. «Я» и «Оно»……………… …………………...……………………….... 7
5. «Сверх Я»……………………………………..…………………………. 8
6. Соотношение психоанализа и философии.……………………………. 9
7. Заключение…………………………………………………………….… 11
8. Список использованной литературы…..……………………………….. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.22 Кб (Скачать файл)

Наконец, некоторые теоретики говорят  о философии психоанализа, пронизывающей  все фрейдовские идеи и концепции. И хотя западные ученые далеко не всегда обращают внимание на философскую направленность учения Фрейда, тем не менее среди  них есть такие, которые считают, что имеются основания для  рассмотрения психоанализа в качестве философии. Так, еще в середине 50-х годов Г. Маркузе опубликовал книгу “Эрос и цивилизация”, в которой была поставлена цель способствовать развитию философии психоанализа. По убеждению П. Тиллиха, Д. Янкеловича, У. Баррета, существует философская матрица, философское ядро метапсихологии Фрейда. Эрих Фромм призывает к развитию самой сути фрейдовского учения посредством критического переосмысления его философской основы. Как считают Г. Майерхоф, Р. Шефер, Дж. Клайн, за научной структурой психоанализа скрывается более или менее четко сформулированная философия человека, истории и культуры, фрейдовские попытки построить общую теорию духа была философскими проектами, относящимися к сфере философии науки. Директор Нью-Йоркского центра психоаналитического обучения Р. Файн утверждает, что “психоанализ может быть рассмотрен как философская система, которая заменяет собой все предшествующие направления в философии”.8

Что касается мнения самого Фрейда, то он со странной настойчивостью категорически отрицал  связь психоанализа с философией, при каждом удобном случае стремился  от нее отречься, предпочитая выдвигать  на первый план своих работ клинический  материал или результаты самоанализа. “Забывчивость” Фрейда по отношению  к своим философским истокам  объясняется тем, что он хотел  выглядеть в глазах окружающих истинным ученым, не строящим свои теории на сомнительных абстрактных спекуляциях.

Есть  серьезные основания для утверждения, что в период выдвижения основных психоаналитических гипотез Фрейд  отталкивался не столько от клинического опыта, сколько от философских представлений  о природе и механизмах функционирования человеческой психики.9

На чем  основано данное утверждение? Во-первых, в письмах Фрейда Флиссу имеется  прямое подтверждение того обстоятельства, что фрейдовские теоретические  конструкции не подкреплялись клиническим  материалом.

Во-вторых, в ряде писем Фрейд сообщает Флиссу о философском характере своих  размышлений над психическими явлениями. Подчас он говорит об этом в ироническом  тоне, характеризуя посланные Флиссу рукописи как “философские запинания”. Вместе с тем во многих случаях  он пишет об необходимости философского осмысления тех новых положений, которые ему удалось сформулировать в связи с изучением человеческой психики. Особенно отчетливо эта  тенденция проявляется в процессе работы Фрейда над “Толкованием сновидений”. Так, в письмах 1898-1899 гг. Фрейд делится с Флиссом своими мыслями по поводу новой редакции уже написанных разделов о сновидениях, которая “является в конечном счете философской”, а также планов, связанных с написанием “последней философской главы”.

Заключение

Эмпирической  базой психоаналитической философии  является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

З. Фрейд, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие  бессознательного, исследование его  структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной  заслугой Фрейда. Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное  наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика  человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного  и сознательного. Бессознательное  он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. “Оно” – глубинный слой бессознательного влечения – основа деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник между “Оно” и “внешним миром”. “Сверх - Я” внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта между ними.

Становление психоаналитического учения Фрейда во многих отношениях обусловлено философскими истоками. Нежелание открыто признавать эти истоки, а также стремление Фрейда отмежеваться от философии не должно восприниматься как свидетельство того и тем более подтверждением того, что психоанализ является наукой, не имеющей ничего общего с философским знанием. Вероятно, психоаналитическая философия как раз и составляет ядро психоаналитического учения.

 

 

Список использованной литературы

  1. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.
  3. Дубровина И.В. и др./ Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
  4. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер. 2001. - 688 с.
  5. Фрейд З. Я и оно //Избранное. — М.,1989. – 428 с.
  6. Фролов И. Т. и др / Введение в философию: Учеб. пособие для вузов     - М.: Республика, 2003. - 623 с.

 

 

 

 

1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.

2 Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер. 2001. - 688 с

3 Фрейд З. Я и оно // Избранное. — М.,1989. —С.370—372.

4 Фрейд З. Я и оно // Избранное. — М.,1989. —С.372—374.

5 Дубровина И.В. и др./ Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений  - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с

6 Дубровина И.В. и др./ Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений  - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с

7 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.

8 Фролов И. Т. и др /Введение в философию: Учеб. пособие для вузов - М.: Республика, 2003. - 623 с.

9 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.

 


Информация о работе Психоаналитическая философия