Развитие категории «материя» в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ «МАТЕРИЯ». СТРУКТУРА. ВИДЫ. ФОРМЫ.…5
II ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МАТЕРИЯ» В ФИЛОСОФИИ………………………………………………….………………...8
Категория «материя» в древнегреческой философии…………………..8
Формирование категории «материя» в Средневековье………………..16
Обоснование и распространение понятия материя в Новое время…...18
Категория «материя» в XIX-XX века……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии 1.docx

— 69.87 Кб (Скачать файл)

Диалектика понимания  категории “материя” состоит не в том, чтобы абсолютно все существующее называть материей, и не в том, чтоб абсолютно всегда настаивать на противоположности материального и идеального. Эта диалектика состоит в том, чтобы видеть абсолютную противоположность категорий “материя” и “сознание” в пределах гносеологии. Таков результат применения категории “материя” к исследованию человека и его общественных отношений.[7]

Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и превращения энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его структуры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти выдающиеся открытия объединяет принцип признания материальности всех явлений и процессов объективного мира. Благодаря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах. Однако естествоиспытатели и философы-метафизики не только не смогли подняться в понимании материи и ее свойств, законов ее изменения и развития на уровень новейших открытий науки, а, наоборот, в связи с открытием радиоактивности, рентген -лучей, электрона и его электромагнитных свойств, электромагнитной природы света, начали говорить об “исчезновении” материи, о “замене“ материи электричеством, энергией вообще. Опровергая такие утверждения, В. И. Ленин говорит: “Материя исчезает” — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи.” Основной особенностью ленинского понятия материи как объективной реальности является то, что оно указывает на неисчерпаемость ее структуры и свойств; на безграничность человеческого познания материи вширь и вглубь... Ленин дает следующее определение материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.[7]

Таков итог третьего этапа  в развитии категории “материя”...

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изучение проблем, связанных  с философским анализом материи  и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития.

Противоречивость становления  научного представления и понятия о материи как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубокому знанию действительности, от познания сущности  первого порядка к познанию сущности второго порядка и т. д. Оно показывает, что ни на ступени наивно-материалистического мировоззрения, ни на ступени механического взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе эмпирического исследования отдельных видов материи и составляющих их частей или элементов не возникло подлинно научного представления о материи и ее свойствах. Естествоиспытатели не могли сделать это в силу исторической ограниченности предмета своего исследования, а философы — потому что, не имея достаточных естественнонаучных данных, не могли установить связь и отношение между качественно и количественно различными видами материи.

Только с установлением универсальной взаимосвязи и взаимозависимости качественно и количественно различных видов материи и присущих им свойств, только с объяснением материальной природы всех процессов и явлений объективного мира могло сложиться и сложилось подлинно научное представление и понятие о материи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1.  Электронный ресурс -http://ru.wikipedia.org/wiki/Материя_(философия)
  2. Электронный ресурс - https://sites.google.com/site/philustu/home/16-ponatie-materii
  3. «Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений», 2 том. П/р Фролова И.Т.-М., 1989 г.
  4. «Мир философии. Книга для чтения», 1 часть. -М., 1991 г.
  5. Я. Бартош “К вопросу о формировании категории материи в истории философии”. Журнал “Вопросы философии”, 1972 год
  6. И.В.Николаев «Основные этапы развития категории « Материя »». Журнал “Вопросы философии”, 1958 год
  7. В. Д. Кивенко Сб. “Вопросы диалектического и исторического материализма”, Росиздат, 1966.

Информация о работе Развитие категории «материя» в истории философии