Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:12, научная работа
Сегодня ни одной страной и ни одним обществом социальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточные феномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.
Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностью крайне сложных и противоречивых процессов глобализации.
Глобализация — это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.
Введение
1. Понятие культуры в современном мире
2.Глобализация и национальные культуры
3. Сторонники и противники глобализации
4. Особенности межкультурного взаимодействия в условиях глобализации
Вывод
Список литературы
Природное окружение, религия
и язык вместе порождают
Глобализация культуры делает
особенно актуальным изучение
особенностей межкультурного
Психологами накоплены
Глобализация культуры, порождающая мощные кросскультурные потоки информации, сильнее всего воздействует на подростковый и молодежный менталитет. Потому что картина мира старшего поколения более консервативна, более устойчива к инокультурным воздействиям. В результате возникает и быстро расширяется пропасть между картинами мира поколений: менталитет подростков и молодежи все больше и разительнее отличается от традиционного менталитета родителей. Конфликты между поколениями бывали всегда. Это – закономерность социального развития. Однако сегодня изменение социокультурных условий получило невиданную доселе динамику. То, для чего раньше были нужны десятилетия, сегодня совершается за считанные годы. В результате смена поколений сегодня происходит не только в диапазоне «отцы и дети», но даже и между смежными поколениями «детей». Так что глобализация культуры предопределяет рост конфликтов не только между родителями и детьми, но и между детскими и молодежными субкультурами.
Восприятие феноменов новой
культуры зависит от так
Взаимодействие с чужой
■ интеграция, когда каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно устанавливает тесные межкультурные контакты;
■ ассимиляция, когда группа теряет свою культуру;
■ сепаратизм, когда группа, сохраняя свою культуру, отказывается от контактов с инокультурными группами;
■ маргинализация, когда группа теряет свою культуру, при этом не установив тесных контактов с другой культурой.
В последнем случае человек
превращается в своего рода
«промежуточную личность» –
Глобализация культуры, ведущая к ее унификации, несет в себе риски не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Дело в том, что этнокультурное разнообразие в современном мире выполняет много жизненно важных функций. Но наиболее общая ее задача – преодоление социальной энтропии, предотвращение социокультурной однородности. В этой связи исследователь отмечает, что «широко распространенное на Западе представление, что культурное разнообразие – некий исторический курьез, который быстро исчезает в результате экспансии всеобщей, ориентированной на Запад, англофонной мировой культуры, ... является попросту неверным».
Системный подход убедительно
подтверждает этот вывод. Действительно,
давно уже установлено, что жизнеспособность
сложных эволюционирующих
Резонно в таком случае допустить, что социально неоднородный, асимметричный, противоречивый мир – это мир нормальный и жизнеспособный. Следовательно, минувшие тысячелетия, на протяжении которых возникали и уходили в небытие страны, народы, государства и цивилизации, не «предыстория» к гипотетической вселенской идиллии, а самая что ни на есть подлинная история человечества. А внутренняя разнородность – формационная, цивилизационная, культурная, этническая – нынешнего мира, обретающего признаки целостной замкнутой системы, это не беда, но благо, которым надо уметь грамотно распорядиться. А для этого нужно налаживать адекватные связи между элементами этой системы – странами, блоками, союзами и т.п., между цивилизациями, культурами, этносами. Именно многообразие современного мира придает ему устойчивость, делает его внутренне единым.
Социальная история
Вполне возможно, что различаются
и естественные способности
И, наконец, еще одна цитата:
«Все культуры формируют часть
общего единого наследия
Тем не менее, как уже отмечалось, нужно заботиться о том,
чтобы культурное взаимодействие не приводило
к усреднению культур, т.е. к разрушению
специфической этнической картины мира.
Конечно, для грядущих поколений распад
старой картины мира, ее модернизация,
приспособление к вновь открывшимся реалиям
может оказаться не только благом, но и
условием выживания. Но если ситуацию
рассматривать с точки зрения современников,
живущих с детьми и родителями в эпицентрах
социальных и этнических катаклизмов,
то для них такая радикальная смена картины
мира может стать настоящей катастрофой.
Вот почему отказ государства от подержания
национальной картины мира – это политика,
ставящая под угрозу ядро национальной
культуры, а, следовательно, и культуру
в целом.
Вывод
Влияние глобализационных процессов на культурный и духовный климат эпохи огромен. Быстрое изменение во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к социо-культурным сдвигам. Формирование планетарного мышления как нового культурного феномена приводит к трансформации мировоззрения и идентичности субъектов. Человек представляет из себя многомерное существо. Но в условиях глобализации меняется понимание уровня и качества человеческой жизни в странах, активно включающихся в процесс глобализации, и странах, не нашедших себя в этом процессе или сознательно изолировавшихся. В условиях глобализации остро стоит вопрос о понимании и обеспечении свободы человека. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого "винтика" в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. Глобализация ставит каждую страну и каждого человека в новое положение.
Начиная с 80-х годов XX века
многие страны используют
Прогрессивная эволюция подчиняется закону восходящего разнообразия. Мир человека гетерогенен, и приобрел этническое, локально-цивилизационное, культурное разнообразие закономерно. Культурное, этническое, национально-государственное разнообразия адекватны разнообразию ландшафтно-географических, климатических, историко-генетических факторов, определяющих разнообразие логик этно, социо и культурогенеза.
Ныне же в процессе глобализации «границы между культурами размываются и исчезают, этнические группы во всем мире стремятся слиться в единую общечеловеческую культуру. Этот процесс на первый взгляд может показаться желательным, поскольку он способствует уменьшению взаимной ненависти наций. Но наряду с этим уравнивание всех народов имеет и другое, уничтожающее действие: если все люди всех культур сражаются одним и тем же оружием, конкурируют друг с другом с помощью одной и той же техники и пытаются перехитрить друг друга на одной и той же мировой бирже, то межкультурный отбор теряет свое творческое действие».
Информация о работе Развитие культуры в современных глобализационных процессах