Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:42, реферат
Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах. Произошло это в VII-VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.
1. Основные этапы развития философской мысли на Беларуси.
. Гуманистические идеи Ф. Скорины
. Антитринитаристская идеология С. Будного
. Философские взгляды С. Полоцкого
5. Национально-освободительное движение и философская мысль
6. Список литературы
Политико-правовые взгляды. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже явно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф. Скорина, право. [1. Стр. 55]
3.Антитринитаристская
Сымон Будный (1530-1593) вошел в историю отечественной философской мысли как один из виднейших идеологов и деятелей периода Реформации. После школы он, как и Ф. Скорина, продолжил свое обучение в Краковском университете на факультете свободных искусств. По неуточненным данным, С. Будный учился и в Базельском университете на факультете теологии, где, вероятно, и перешел в протестанты. [1. Стр. 68]
В 1558 г. он становится проповедником протестантского сбора (общины) в Вильно. В 1560 г. его переводят пастором в Клецк, где он пишет знаменитый «Катехизис». В 1562 г. в Несвижской типографии, созданной при его активном участии, издает свой «Катехизис» (полное название - «Катехизис, то есть наука стародавняя христианская от святого письма, для простых людей языка рус-кого в вопросах и ответах собрана»). Это первая книга на старобелорусском языке, изданная на территории Беларуси. Здесь же, в Несвиже, печатается вторая его работа - «Оправдание грешного человека перед Богом» (также на старобелорусском языке). Это может служить подтверждением того, что по происхождению С. Будный - белорус (русин), а не поляк, как утверждают некоторые исследователи его творчества.
В эти же годы С. Будный вел активную переписку с московским православным богословом Артемием, который критиковал его за вольную трактовку Библии. Артемий в своем послании Будному выговаривал ему за рационализацию Священного Писания: «И паки о науце писал еси, як бы многи языки имети добро. [1. Стр. 69-71]
Онтология С. Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув Троицу, С. Будный разрабатывает учение о Боге как Абсолюте. С. Будный не отрицает божественности Христа и Святого Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор доказывает, что Бог обладает вечностью, всемогуществом, неизменностью,нераздельностью, бесконечностью, тварным началом. Своей беспредельной мощью он сотворил из ничего и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей, и животных. Сотворил весь мир Бог без помощи Сына, который Рожден от женщины, принадлежавшей к человеческому роду. [1. Стр. 70]
Гноселогия. Вера и разум. Диалектика. Рационалистический анализ Библии, предпринятый С. Будным, неминуемо выводил его на решение проблемы соотношения веры и разума. Рационализировав и натурализировав Библию, философ решительным образом отдает предпочтение разуму (в связке вера -разум). Только с помощью разума можно познать религиозные и мирские тайны. В этом взгляды С. Будного продолжают традиции Климента Смолятича и Кирилла Туровского по не буквальному прочтению библейских текстов. Существенным же отличием является ярко выраженный рационализм С. Будного. Если Климент Смолятич и Кирилл Туровский заявляли о своем праве на тщательное вникание в Священное Писание, то С. Будный уже приступает к его систематической рационалистической критике, цель которой - установление истины. [1. Стр. 72]
Учение о человеке и обществе. Взгляды С. Будного на человека и общество коррелируют с основными направлениями ренессансно-реформационного антропоцентризма, где человек является не просто объектом философствования, но и оказывается центральным звеном вселенского бытия.
Человек, по С. Будному, разумен, свят, праведен и самовластен. Ему как главной ценности на земле подчиняется живая и непорочная власть бытия и мировосприятия.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского живая природа. Однако, будучи по природе самовластным, человек впадает в фех. С. Будный разработал целое учение о путях избавления от греха. Он исходил из дуалистической (материальной и духовной одновременно), на его взгляд, природы человека. Человек состоит из двух частей - тела, впавшего в грех, и души. Если умирает тело, душа теряет свое индивидуально-личностное содержание. Реализовав себя в конкретном человеке при жизни, она навсегда перестает быть его душой после смерти. С. Будный не говорит, что с телом умирает и душа. Душа деиндивидуализируется и уже ничего не знает ни о себе, ни об окружающем мире, не вмешивается больше в земные дела, не может переместиться в другое тело. Поэтому человек может преодолеть фех только праведной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей. Несмотря на свой первородный фех, он не должен терять веры в спасение. Учение о душе и теле, отрицавшее бессмертие индивидуальной души, было серьезным философским достижением мыслителя. Из единства души и тела, в котором она (душа) зависит от тела, является его атрибутом, а не самостоятельной субстанцией, позже вытекал европейский материализм. [1. Стр. 70-73]
Во второй половине XVI в. в Беларуси на смену эпохи Ренессанса и Реформации пришла эпоха Контрреформации. В Европе католическая церковь пыталась в это время восстановить свою монополию как в духовной, так и в общественно-политической сферах. Однако даже самые суровые преследования не уничтожили изменений, вызванных Ренессансом и Реформацией. В Англии - англиканская, в Германии - лютеранская, во Франции и Швейцарии - кальвинистская церкви буквально отвоевывали право на свое видение христианской веры.
В конце 1596 г. когда в Варшаве проходил сейм, православная шляхта давала наказ своим депутатам - подтвердить лишение духовного сана епископов, отступивших от православия, чего король и сейм не поддержали. В ответ на это вспыхнуло восстание во главе с Северном Наливайко. На знамени повстанцев были слова: «Мир христианству, а на зачинщиков - Бог и Крест». Войсками Наливайко были взяты города Слуцк, Добруш, Пинск, Могилев и др.
4.Философские взгляды С. Полоцкого
Семен Полоцкий (1629-1680) родился в Полоцке. Учился в Полоцкой братской школе, окончил знаменитую Киево-Могилянскую академию. Наряду с семью традиционными свободными искусствами в академии изучались славянский, греческий, латинский и польский языки, пиитика (искусство стихосложения), богословие и философия. По некоторым источникам, учился он и в Виленской академии.
В 1656 г., приняв монашество, Семен Полоцкий приступает к преподавательской деятельности в братской школе при полоцком Богоявленском монастыре. Там он значительно расширил круг преподаваемых предметов, особое внимание уделив поэзии и театру, который создал при школе.
Семен Полоцкий являлся сторонником союза белорусского и русского народов. В 1660 г. он с несколькими своими учениками едет в Москву с просьбой о защите православных белорусов от иезуитской экспансии. [1. Стр. 75-78]
В 1664 г. в связи с восстановлением над Полоцком юрисдикции Речи Посполитой и преследованием сторонников воссоединения Беларуси и России он вновь уезжает в Москву, надеясь на скорое возвращение. Однако обстоятельства сложились так, что он до конца жизни оставался в Москве, где продолжил свою просветительско-педагогическую деятельность.
В Москве под его руководством была организована школа для подьячих Приказа тайных дел, где он обучает будущих дипломатов латинскому языку. В 1667 г. ему поручили воспитание и обучение царских детей, в том числе и будущего русского царя-реформатора Петра 1. Такая приближенность к царскому двору повысила общественное положение Семена Полоцкого. Его, как одного из видных ученых богословов-философов, привлекают к теоретической полемике с руководителями церковного раскола - патриархом Никоном, протопопом Аввакумом, священником Лазарем.
Симеон - имя, которое он получил при пострижении в монахи. Мирское имя - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
В 1667 г. по решению собора Русской православной церкви он издал трактат «Жезл правления», осуждающий церковных раскольников.
В 1680 г. по царскому поручению Симеон Полоцкий составляет проект устава академии - высшего учебного заведения, с обширным кругом преподаваемых дисциплин, в которой учились бы люди всех сословий, получая образование как для духовной, так и для светской деятельности. В устав закладывалось обязательное изучение славянского, греческого, латинского и польского языков, свободных наук, церковного и гражданского права.
Занимается он и издательской деятельностью. В 1678 г. Симеон Полоцкий в Кремле оборудовал типографию, и напечатал «Букварь» и «Псалтырь рифмованную».
Симеон Полоцкий известен как поэт, драматург, проповедник, богослов и философ. В Москве он написал два сборника своих стихов - «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», ряд пьес. «На всякий же день име залог писати в поддесть по полу тетради, а писание его безело мелко иуписисто», - вспоминал его ученик Сильвестр Медведев. [2. Стр. 49-55]
Учение о бытии и познании. Согласно философской традиции Симеон Полоцкий считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (бога), макрокосмоса (природы) и микрокосмоса (человека). Бог является активным и творящим духовным началом, которое «из ничего» творит все. В результате творения Возникают две части мира: вещественная, он ее еще называет стихиями (земля, вода, воздух, огонь) и духовная. Из сти- : хий образуется мир отдельных вещей и тел (макрокосмос - природа), а на основе духовной части - ангелы (бестелесные существа) и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека (микрокосмос).
Симеон Полоцкий утверждал, что рациональное познание не безошибочно. В соответствии с рассмотрением разума в связке с I нравственностью ошибки разума он называл грехами.
Первый грех человеческого ума состоит в невежестве. Причины его кроются в нежелании учиться, в отсутствии условий для учебы и настойчивости в преодолении трудностей.
Второй - в нерассудии (в необдуманности, в некритическом заимствовани знаний).
Третий - в скоросудии (в поспешных выводах).
Четвертый - в непостоянстве ума.
Пятый- в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).
Шестой - в мудрствовании плоти (в направленности разума на удовлетворение телесных наслаждений, когда человек живет не разумом-сердцем, а телом).
Седьмой- в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользу. [1. Стр. 78-80]
Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Поэтому для познания огромное значение имеют как добрые дела, так и книжное слово. Как и для любого ученого, целью познания является истина. Саму истину он рассматривает с гносеологической, семантической и нравственно-праксиологической (практической) стороны. С гносеологической - истина понимается как мыслительное отражение, адекватное отражаемому. С семантической - когда значение слова наиболее точно воспроизводит сам предмет или явление. И с нравственно-праксиологической - если дела человеческие совпадают с моральными законами:
Истина есть трегуба: ума, уст и дела, Сия же неврежденна бывает и цела: Аще ум самой вещи уравнится право; Уста же уму точнее словят, не лукаво, Дела паки закону аще отвечают...
Социально-политические взгляды. Политический идеал Симеона Полоцкого - сильная и просвещенная монархия, где «почитается закон». Мысль о необходимости ограничения царской власти законом, функционировании ее на основе права, как можно заметить, характерна для отечественной общественно-политической мысли. Монарх должен быть мудрецом, но этого явно недостаточно для государственного и гражданского благополучия, требуются еще и хорошие, справедливые законы. Если в государстве их нет, это даже непристойно, утверждает автор: «Град без закона, ту бо исчезает истинны благость все ся зло рождает». В системе правового обеспечения мирной государственной жизни у мыслителя видное место занимает судопроизводство, основная задача которого:
Правый суд выну достоит творити, Дабы обидам во мире не быти… [1. Стр. 79-81]
Как гуманист, Симеон Полоцкий чтил человека не за его богатство, а за нравственные добродетели, мудрость и просвещенность. В духе раннехристианской морали он осуждал богатство, видел в нем источник греха: так сын в предвосхищении овладения наследством желает скорой смерти своему отцу; имущие не делятся по-братски с бедными и нищими, а истощают свои сокровища на пьянство и блуд. Особенно обличительно он выступал против незаконно нажитого богатства:
Они (богатии) во мыслех покоя не знают, Ядят со боязнию, с страхом почивают... На постелях мягчайших бдят -не могут спати.
Главную причину общественного неустройства Симеон Полоцкий видел в невежестве и необразованности людей. Единственное средство их преодолеть - распространение в государстве просвещения, открытие школ, в которых учились бы представители всех сословий.
Вхождение Беларуси в состав России, происшедшее в результате разделов Речи Посполитой, способствовало развитию национального самосознания и развертыванию движения за этнокультурное самоопределение белорусов. Идея возрождения и развития белорусского народа имела мощный консолидирующий потенциал.
В середине XIX в, эта идея отстаивается некоторыми представителями либерального дворянства, которые, как показывает известный белорусский ученый А.С. Майхрович, своеобразно сочетают социально-примиренческие установки с новыми, демократическими веяниями, иерархически-сословный дух - с просветительством и заботой о крестьянах. «Итогом такого сочетания стало широкое восприятие принципа общего блага, трактованного в абстрактно-расширительном плане и подчиненного идее социального компромисса, нравственно-духовного согласия». [1. Стр. 81-82]
Наиболее значительным выразителем данной идеи консолидации стал Винцент Якуб Дунин-Марцинкевич (1808-1884). Он исходил, по существу, из патриархальных представлений о социальной общности людей, утверждая мысль о единстве всех сил и всех сторон жизни народа, всех слоев и групп людей, так или иначе связанных общим процессом социального и культурного бытия.
Дунину-Марцинкевичу были чужды революционно-демократические устремления, характерные для многих представителей современной ему белорусской интеллигенции и чреватые, как он полагал, подрывом внутренней целостности формирующейся белорусской нации. Напротив, он стремился показать необходимость социальной гармонии, консолидации общества и решения всех его проблем средствами просвещения, духовного созидания и сглаживания противоречий.
Такая социально-примиренческая позиция была сопряжена с определенной идеализацией прошлого; вместе с тем она подчеркивала самоценность нравственных основ жизни, призванных, по его убеждению, регулировать социальные отношения. Прошлое привлекало господством в нем простых нравственных норм, сближающих крестьянина и помещика, тогда как новый, капиталистический дух чистогана и голой экономической выгоды выглядел разобщающим и духовно опустошающим людей. [1. Стр. 82-84]
Схоластическая философия в Беларуси
В то время как Европа вступила в эпоху Нового времени и заявила об этом такими именами, как Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Вольф, в Речи Посполитой произошел поворот к схоластической философии. Вся наука и образование сосредоточились в руках иезуитов, которые стремились пресечь малейшее свободомыслие, вырвать с корнем идеи Реформации. Иезуиты продолжали наступление и на православие. Виленская академия превратилась в центр схоластики. Полные трехлетние курсы философии (схоластической) читались в Виленском, Пинском, Полоцком и Несвижском коллегиумах, а в Гродно, Минске, Новогрудке, Дрогичине, Витебске, Мстиславле, Орше, Слониме и Слуцкедвухлетние. Каждый претендующий на звание доктора философии давал обязательство придерживаться учения Фомы Аквинского. [2. Стр. 58-60]