Развитие философской мысли на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах. Произошло это в VII-VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.

Содержание

1. Основные этапы развития философской мысли на Беларуси.

. Гуманистические идеи Ф. Скорины

. Антитринитаристская идеология С. Будного

. Философские взгляды С. Полоцкого

5. Национально-освободительное движение и философская мысль

6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

филосов. мысль в белар №2.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

 

 

.Национально-освободительное  движение

 

 

Социально-экономическая и национальная политика польских властей на "восточных кресах" вызывала недовольство большинства населения Западной Беларуси, которое непрерывно вело борьбу за свои социальные и национальные интересы. Во главе этой борьбы стояли политические партии и организации, которые делились на два лагеря: национально-демократический и революционно - демократический. [3.]

 

Партии национально-демократического лагеря часто не оформлялись официально, а существовали в виде мелких политических и культурных организаций и товариществ. В Вильно в 1921-1939 гг. существовал представительный орган белорусских партий и общественных организаций - Белорусский Национальный комитет (БНК). Наиболее влиятельной национально-демократической партией была Белорусская христианская демократия (БХД), которая охватила своим влиянием определенную часть белорусов - католиков. Ее лидерами были ксендзы А. Станкевич, В. Годлевский, И. Позняк и др. Центральным органом партии была газета "Белорусская криница". Программа БХД отстаивала основы буржуазного общества, не признавала классовой борьбы и придерживалась теории "самобытности Беларуси", выдвигала требования земельной реформы в пользу крестьянства и др. В 1936 г. БХД была переименована в Белорусское национальное объединение. [3.]

 

В 1925 г. послы сейма В. Рагуля и Ф. Яремич организовали национально-крестьянскую партию - Белорусский крестьянский союз, которая просуществовала до 1928 г. В своей программе она выдвигала демократические требования, выступала за создание Белорусской буржуазной республики, издавала газету "Сялянская нива". В 1929-1930 гг. оформилась национальная группа А. Луцкевича и Р. Островского. В своем органе "Наперад" ("Вперед") группа подчеркивала, что "не будет служить ни Москве, ни Варшаве".

 

Главной задачей она видела работу на культурном поприще, в области национального возрождения. В 1930 г. эта группа создала "Центросоюз" (Центральный союз культурных и хозяйственных организаций). В 1926 г. был создан Белорусский институт хозяйства и культуры как национально-просветительная организация. Она создавала клубы, библиотеки, кооперативы. Была запрещена польскими властями в 1936 г. [3.]

 

Во главе революционно-демократического лагеря стояла Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ). Она была создана в октябре 1923 г. как составная часть Коммунистической партии Польши (КПП). Боролась за победу пролетарской революции в Польше, за право самоопределения Западной Беларуси вплоть до отделения от Польши и воссоединения с БССР, за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам без выкупа. В конце декабря 1923 г. в КПЗБ влилась Белорусская революционная организация (БРО), которая выделилась весной 1922 г. из левого крыла партии белорусских эсеров. Руководителями БРО были И.К. Логинович (П. Корчик), А.В. Кончевский, А.Г. Капуцкий.

 

КПЗБ действовала в условиях глубокого подполья. К началу 30-х гг. она насчитывала 4 тыс. человек. Кроме того, около 3-х тыс. членов партии постоянно находились в тюрьмах. На территории Западной Беларуси действовало 7 окружных и 60 районных комитетов КПЗБ. ЦК КПЗБ издавал газеты "Чырвоны сцяг", "Партработник", журнал "Большевик" и др. на белорусском языке. На польском языке издавались газеты "Куймы бронь", "До вальки", на еврейском - "Ройтэ фон".[3.]

 

Первыми организаторами КПЗБ были С.А. Дубовик, С.А. Ментерс, А.С. Славинский, С.Т. Миллер. Секретарем ЦК КПЗБ с 1926 г. по 1936 г. был И.К. Логинович (П. Корчик). К руководящему активу КПЗБ принадлежали А.А. Ольшевский, Н.С. Орехво, А.Н. Аронштам и др.

 

Под руководством КПЗБ в январе 1924 г. был создан Коммунистический Союз Молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ). Вожаками КСМЗБ были В.З. Хоружая, М.С. Майский, Н.Н. Дворников, С.О. Притыцкий , С.Г. Анисов и др. ЦК КСМЗБ издавал газету "Малады камунiст".

 

Борьба трудящихся шла в разных формах. В 1921-1925 гг. в Западной Беларуси развернулась партизанская борьба. Партизаны громили полицейские участки, жгли помещичьи имения, осадницкие хутора. В 1923 г. общая численность партизан составляла около 6 тысяч. В числе наиболее известных руководителей партизанских отрядов и групп были К. Орловский, С. Ваупшасов, В. Корж, А. Рабцевич, Ф. Яблонский и др. [3.]

 

В результате выборов в сейм и сенат 1922 г. от блока национальных меньшинств, который создали национально-демократические партии, в сейм было избрано 11, а в сенат 3 депутата-белоруса, которые создали в сейме свою фракцию - Белорусский посольский (депутатский) клуб. В июне 1925 г. группа левых депутатов Белорусского посольского клуба вышла из него и создала Посольский клуб белорусской крестьянско-рабочей громады (БКРГ). Деятельностью Громады руководил ее центральный комитет, в состав которого входили члены фракции Громады в сейме: Б. Тарашкевич (председатель), С. Рак-Михайловский (заместитель председателя), П. Метла (казначей), П. Волошин и М. Бурсевич. Принятая в мае 1926 г. программа Громады требовала конфискации помещичьих земель и раздела их между безземельными крестьянами, создания рабоче-крестьянского правительства и установления демократических свобод, самоопределения Западной Беларуси и т.д. Громада издавала газеты. В начале 1927 г. Громада насчитывала более 2 тысяч кружков (120 тыс. членов). [3.]

 

Громада подготовила немало выступлений крестьян против налогового гнета, за освобождение политзаключенных и др. Она вела вместе с Товариществом белорусской школы (ТБШ) культурно -просветительную работу. Напуганное размахом национально-освободительной борьбы правительство разгромило Громаду. В ночь с 14 на 15 января 1927 г. начались массовые обыски и аресты. Без согласия сейма были арестованы руководители Громады - депутаты Б. Тарашкевич, С. Рак-Михайловский, П. Волошин и др. 21 марта Громада была запрещена. [4.]

 

Трудящиеся Западной Беларуси ответили на разгром Громады многочисленными митингами и демонстрациями. Крупная демонстрация состоялась в Косове Полесского воеводства 3 февраля 1927 г., которая была расстреляна, 6 человек убито, несколько десятков ранено. В 1928-1929 гг. состоялся процесс над 56 руководителями и активистами Громады, которые были осуждены на длительные сроки заключения. Дело Громады в 1928 г. стремился продолжить посольский клуб "Змаганне". [4.]

 

Во второй половине 30-х годов, в период борьбы за единый фронт против фашизма и войны, КПП и КПЗБ более реально стали смотреть на вопросы целостности Польши и защиты ее независимости. Они заявили, что поддержат любое демократическое правительство, которое обеспечит народу свободу и будет придерживаться политики мира. В этом и была главная трагедия партии. Сталин начал расправу над КПП и КПЗБ. Вся работа этих партий была сведена к "диверсионной деятельности агентов классового врага". Принимая эту фальшивую версию, ЦК КПП исключил из КПП и КПЗБ ряд известных деятелей, обвинив их в агентурных связях с дефензивой и белорусскими националистами. [3.]

 

марта 1936 г. в Минске состоялся закрытый II пленум ЦК КПЗБ, на котором был необоснованно обвинен первый секретарь ЦК И.К. Логинович (Корчик). Его арестовали еще до пленума и постановлением особого совещания при НКВД от 25 июня 1936 г. за контрреволюционную деятельность сослали в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет. Решением "тройки" Архангельской области от 15 марта 1936 г. за контрреволюционную агитацию среды заключенных И.К. Логинович был приговорен к высшей мере наказания. Приговором военного трибунала 26 октября 1939 г. он второй раз был приговорен к расстрелу. И.К. Логинович умер 15 апреля 1940 г. в Минской тюрьме. [3.]

 

В организациях КПЗБ были созданы специальные "комиссии чистки" для борьбы с провокаторами. Многие руководители КПЗБ были вызваны в Минск и расстреляны. Летом 1937 г. в Москве было арестовано и расстреляно все руководство КПП. Летом 1938 г. решением Коминтерна КПП, КПЗБ и КПЗУ были распущены.

 

К концу 1939 г. в Западной Беларуси почти целиком были ликвидированы деятели как коммунистического, так и национально-демократического движения. [5.]

 

Отечественная философия сегодня как никогда ощущает необходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную культурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей - важная задача современной эпохи. [5.]

 

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

 

Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира. [7.]

 

Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 - 17 века) и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение - антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Наряду с этими проблемами отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых норм регуляции общественных отношений. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие:

 

в отличие от Западной Европы здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы (главным лейтмотивом белорусской философской мысли является идея о том, что человек должен служить общему благу);

 

в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления;

 

гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации. [7.]

 

В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит (это объясняется, в частности, и тем, что стиль изложения, практикуемый белорусскими мыслителями эпохи Возрождения прост, ясен, доходчив, идеи же общеупотребимы и доступны). [5.]

 

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления:

 

радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний и др.). Для этого направления характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, церковному учению и средневековой схоластике). Концентрируется внимание здесь на проблемах сущности личной веры в Божественное Откровение. Представители этого направления стремились осмыслить демократические идеи христианского Евангелия, тяготея к осознанию таких ценностей общечеловеческой культуры как равенство, братство, человеколюбие;

 

умеренное реформационно-гуманистическое течение (Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, А.Волан, Л.Зизаний, С.Полоцкий) стремилось к выработке компромиссных форм соединения и согласования античной, средневековой и ренессансной философской и христианско-богословской позиций. Мыслители этого направления активно развивают идеи платонизма, аристотелизма, этические и политические взгляды стоицизма. Умеренное реформационно-гуманистическое течение анализирует философскую патристику, но отвергает средневековую схоластику, считая, что последняя выступает идейным оружием контрреформации. Характерна для этого направления актуализация христианско-гуманистических ценностей, творческий синтез идей натурализма и теологии. При всей последовательности в рассмотрении основных вопросов, характерных и для развития Западной философии, своеобразие трактовки этой проблематики создает неповторимый колорит белорусской философской мысли. Так, в понимании индивидуальной свободы, исторического предназначения человека преобладает идея ограниченности абсолютной свободы человека интересами всеобщего блага. Относительной слабостью умеренного направления становится недооценка значимости и самодостаточности самого философского знания, влияния его на развитие личности и общества;

 

атеистически-гуманистическое направление белорусской философской мысли периода Ренессанса обратилось к материалистическим идеям античности (С.Лован, К.Бекеш, К.Лыщинский). Здесь отвергается идея Божественного откровения, не поддерживается концепция врожденных идей, обосновывается естествено-природное происхождение человека и человеческой морали. Высоко ценит эта философская традиция индивидуальный разум и опыт как основу и средство познания. В период контрреформации умонастроения атеистически-гуманистического направления жестко подавлялись (например, из Речи Посполитой были изгнаны социниане, учинена расправа над К.Лыщинским). [5.]

 

Реформация в Великом Княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала социально-политическую и философскую деятельность практически всех слоев общества. С распространением на Беларуси движения Реформации происходит насаждение свыше схоластического философствования.

 

Однако схоластика на Беларуси, тем не менее, сохранила связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. В 17 веке в белорусской философии развивается рационалистическое направление (С. Будный), изначально связанное с научным изучением библейских текстов, а затем и объективным познанием природы и общества. В этом ракурсе особое значение имело влияние реформаторских идей на развитие философии как свободного научного творчества.

Информация о работе Развитие философской мысли на Беларуси