Развод – свобода или катастрофа?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:34, реферат

Краткое описание

Исследуя причины и сущность разводов, необходимо прийти к выводу о возможных путях и способах избежать подобные трагедии. Эта тема актуальна тем, что дети все чаще и чаще становятся заложниками конфликтов между родителями.

Содержание

Введение ..……………………….………………...…….……. ….......…..3
ГЛАВА 1. История разводов в России………………..……………..…...5
ГЛАВА 2. Причины разводов……………………………………...……..10
ГЛАВА 3. Нравственная сторона распада семьи………..……....……....11
3.1. Обязанности мужа и жены……..…………………………..11
3.2. Измена как одна из причин развода.…..…………………..16
ГЛАВА 4. Социальные последствия развода..………..……………........19
Заключение…………………………………………………...……………22
Список источников и литературы……………………….………….…....23

Вложенные файлы: 1 файл

развод свобода или катастрофа.doc

— 710.50 Кб (Скачать файл)

   В то же время исследование удовлетворённости может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности. Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения.

3. Нравственная сторона распада семьи.

3.1. Обязанности мужа и жены.

Христианская церковь всегда уделяла особое внимание нравственной стороне человеческих взаимоотношений.

Святитель Василий Великий, говорил:

Вы, избравшие супружество, не будьте беспечны, как будто вправе вы предаваться миру. Вам для улучшения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрали себе жилище среди сетей и державы отступнических сил, имеете пред глазами побуждения ко грехам и все чувства ваши день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знайте, что не избегнете борьбы с отступником и не одержите над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов.

Илия Шугаев говорил:

«Наибольшая надежда на восстановление семьи будет в том случае, если и муж, и жена хотят сохранить семью. Такая ситуация бывает довольно часто, когда супруги хотят жить мирно, но не могут этот мир в семье создавать и поддерживать.

Главной причиной здесь можно назвать недостаток терпения и смирения. Ведь семейная жизнь вся построена на терпении»[9].

Из мнений священнослужителей можно сделать вывод, что церковь против разводов. Она указывает на решение проблем более толерантным способом, нежели разрушения семьи. Нужно искать компромиссы, чтобы не расставаться при первой же возможности.

Внимая закону Божию, муж и жена должны любить друг друга крепко и неизменно, должны переносить взаимные недостатки с терпением и снисходительностью, должны быть откровенны друг к другу и усердны в попечении о доме, должны ненарушимо хранить супружескую верность, чистоту и целомудрие, и единодушно заботиться о достижении последней цели земного бытия.

Рассмотрим эти обязанности несколько подробнее.

Первый долг в супружеском союзе есть постоянная и крепкая взаимная любовь. Это первое условие супружеского союза. Любовь, утверждённая на любви к Богу, есть источник всех супружеских добродетелей: питая взаимную любовь, вы охотно и легко будете исполнять и другие ваши обязанности друг к другу. Вот что говорит апостол Павел о подлинной любви. Указав, что у людей разные призвания и разные дары, он говорит: “Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает”[10]. Чтобы взаимная любовь была тверда и ненарушима, вы должны переносить взаимные недостатки с терпением и снисходительностью. Сколько не стараться, по взаимной любви, угождать друг другу; но не поручитесь за то, что никогда ни в чём не оскорбить друг друга, или, что один в другом ничего не будет видеть неприятного для себя. Это невозможно; на земле нет такого полного и неизменного совершенства, которое бы само собою могло быть источником ненарушимого мира, согласия и довольства. Поэтому и необходимо иметь терпение и снисходительность друг к другу. Нужно уметь врачевать раны благоразумием и любовью, как глава союза, и никогда не быть нетерпеливым. То же самая должна делать и жена, по отношению к твоему мужу, всегда помня, что Бог поставил его  главою, и жена должна быть ему покорна. Так в терпении друг друга нужно носить тяготы, и ограждать  взаимную любовь от всего вредного для неё, от всякой опасности ослабить или потерять её.

Общая обязанность мужа и жены - заботиться о благополучии своего дома и о благосостоянии всех членов семейства. Усердие и трудолюбие созидают и утверждают благосостояние дома, а нерадение и леность расстраивают и разоряют его. И муж, и жена должны трудиться для блага дома сосвестно.

Особенная, непременная обязанность мужа и жены хранить супружескую верность. «Соединен ли ты с женой, - пишет Апостол, - не ищи развода»[11]. Как одно, вы и должны оставаться одно навсегда. Господь хочет, чтобы взаимная любовь не была нарушаема не только внешними поступками, но и внутренними расположениями. Бог взирает не только на дела, но и на внутренние движения. Он хочет, чтобы мы истребляли зло в самом корне его. От внутренних худых расположений рождаются и самые поступки. Нам известно, какое тяжкое зло - нарушение супружеской верности! Если прибавить к этому и те худые последствия, какие обыкновенно происходят от нарушения супружеской верности. Какое тяжкое оскорбление терпит чрез это невинная сторона! Столько и других зол отсюда вытекает, например, несогласия и раздоры, постыдная молва, нерадение о доме, расстройство имущества и тому подобное! Какой соблазн для детей, когда они приходят в возраст! Какое горькое наследство для них - быть детьми родителей, подвергающихся такому бесславию!

Главная обязанность благочестивых супругов для настоящей жизни та же, какая лежит на каждом христианине, именно: приготовление к жизни вечной через веру и соблюдение заповедей Божиих.

Вот общие обязанности, которые нераздельно принадлежат и мужу и жене. Но есть и особенные обязанности, отдельно принадлежащие как жене, так и мужу. Они также заповеданы Богом.

Муж есть глава своей жены, это преимущество усваивает ему сам Бог, даровавший мужскому полу преимущественные силы в самой его природе. Поэтому в попечении и благосостоянии семейства мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ею во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианскою кротостью замечать и исправлять её недостатки и предусмотрительно заботиться о её нуждах[12].

Но при этом муж должен обращаться со своею женою всегда почтительно, с приличным уважением, а не как с рабою.

Муж, как глава семейства, преимущественно обязан заботиться о благоустройстве и благосостоянии дома. Его долг смотреть за порядком во всех частях семейного общества; иметь в виду не только настоящее его состояние, но, сколько прилично христианину, прилагать предусмотрительное попечение и о будущем. Отец семейства обязан заботиться не о себе только, но и о своём семействе.

Муж, как глава семейства, должен с христианскою любовью и благоразумием заботиться не о земном только благополучии дома, но особенно о душевном спасении всех членов семейства. Муж должен помнить, что жена, по установлению Божию, помощница его. Поэтому во всех важных семейных предприятиях и делах долг внушает ему советоваться с женою, как для того, чтобы получить от неё пособие в суждении о деле, так и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а через то соблюдать надлежащее к ней отношение и поддерживать взаимное согласие и любовь. Когда жена, как помощница и подруга мужа, даёт ему свои мнения и советы: муж должен слушать и принимать их со вниманием и уважением. И в том случае, когда голос жены, по основательному рассуждению, не может быть принят, муж не должен отказывать жене в приличном внимании, дабы не  оскорбить её и тем не нарушить её прав.

Жена же должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законом природы, создав её слабейшею в сравнении с мужем и, назначив ей быть помощницею мужа.

Изучив данные социологических опросов, высказывания людей в сети Интернет можно выделить три самых распространенных мнения о разводе:

   1. Развод -это урок, и если вы подумали, что этот урок подтверждает, как люди учатся на своих ошибках, то вы не правы. Развод подтверждает то, что люди не учатся на чужих ошибках.

    2. Тяжелый и нервотрепательный процесс.

  3. Проблема в разводе только одна - дети. Они страдают. Все остальное – не важно, если, конечно, проблемы не создаются искусственно.

    Исходя их мнений можно сказать что и современный человек к разводу относится отрицательно. Но зачем же мы разводимся? И какие последствия разводов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Измена как одна из причин разводов.

    В наше время, развод, к сожалению, частое явление. Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.

      Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи – важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное соревнование для создания и существования семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты, дисгармонию между супругами. Супружеской неверностью можно в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще – в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушёнными отношениями супругов. Мотив «измены» наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия как «священность семейных уз». Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. 

     Кроме того супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, часто не основанный на настоящей любви, снижает чувство долга, обязательства по отношению друг к другу. Чувство супружеского долга – это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнёром, отождествление своих личных интересов с интересами семьи. Таким образом, верность, преданность – это нравственный долг перед другим партнёром.

    Измену, наверное, простить труднее всего. И трудно, даже невозможно забыть. Даже супруги с солидным семейным стажем признаются, что воспоминания об измене одного из них сохраняет горечь на долгие годы. И горечь и неприязнь к тому, кто в какой-то момент предал семью, любовь. Измена, несомненно разрушает семью, принося боль и обиду.

    Когда живёшь с  человеком, вместе с ним строишь семью, свой дом, в котором будут расти дети, нужно быть уверенным в этом человеке. Уверенным, что он не предаст, не изменит. Измена, как неожиданный удар наотмашь, выбивает почву из-под ног. Не каждый в состоянии после такого удара оправится. Вряд ли можно утверждать, что измену совершает только безнравственный человек. Если в семье ненормальные отношения, подозрения, ревность, скандалы, отсутствует доброта, сочувствие, понимание, то рано или поздно это приведёт к тому, что один из супругов невольно начинает искать человека, который его понимает и уважает в нём личность.

    В каждом конкретном случае необходимо иметь в виду мотивы, толкающие мужчину или женщину на измену. С одной стороны, это может быть тщеславие, ощущение личной «свободы», распущенность смещение нравственных ценностей, с другой стороны – слабохарактерность, склонность к подчинению, социальная незрелость, неустойчивая жизненная позиция. В зависимости от этого и мера осуждения супружеской неверности должна быть разной.

Но как же обойти щекотливые моменты? В случае измены даже неправдивое «Да» или «Нет» может спасти семью и сегодня и в будущем. Чрезмерная искренность, желание рассказать правду о своём мимолётном увлечении, о физической измене может вызвать у супруга тяжёлую депрессию. Находясь под гнётом своего поступка, «преступления» стремится очистить совесть, исповедоваться раскрыть душу «пострадавшему». И вот тут-то всё и начинается. Для того, кто слушает исповедь, она словно гром среди ясного неба. А «грешник» после исповеди становится свидетелем страданий человека, которому изменил. Принцип «лучше горькая правда, чем сладкая ложь» в таких случаях не сработает. Ничего хорошего здесь ждать не приходится. Тот, кому изменил, до конца жизни может потерять психическое равновесие и только боль, как заноза будет ныть в его сердце.

   Попустительство, безнадёжность или непримиримость – это крайности в восприятии супружеской неверности. Прежде чем делать выводы, необходимо взглянуть на ситуацию измены. Если это ошибка человека, пусть жестокая, её надо уметь простить. Если измена вызвана искажёнными взаимоотношениями в семье, в них надо разобраться. Т.е. в любом случае надо искать причины, а не обвинять других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социальные последствия развода.

     Существенное негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остаётся одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак. По результатам одного из опросов 45% мужчин и 35% женщин сожалели после развода о распаде своего первого брака, 9,5% опрошенных мужчин и 8,5% женщин вообще хотели восстановить прежнюю семью. В другом исследовании на вопрос «Можно ли было предотвратить по Вашему  мнению Ваш развод…?» утвердительно ответили 67,7% мужчин и 43,6% женщин, что с достаточной степенью свидетельствует об амбивалентности чувств к бывшему партнёру. Об этом же свидетельствуют данные, полученные в работе В.В.Солодникова, который, исследуя характер протекания и последствия предразводной ситуации в молодой семье, обнаружил что 46% из числа всех обследованных семей по крайней мере один из супругов на момент подачи заявления о расторжении брака испытывает скорее позитивные чувства к партнёру, а в каждой пятой супружеской паре оба супруга сохранили эмоциональную привязанность друг к другу[13].

      Исходя из приведённых данных, правомерно возникает вопрос, не является ли нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких причин? Одной их них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнёру. Во всяком случае едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только приобретённым или негативным опытом и неудачей первого брака.

    Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплутации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода анти подом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов…

Информация о работе Развод – свобода или катастрофа?