Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:35, реферат
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Интерпретация постигнутых истин – основная философская проблематика психотипа Скорпиона, к которому принадлежит Дильтей, как и Шлейермахер. Этот знак стремится к раскрытию истины изнутри кратчайшим, субъективно-психологическим путем (зачастую включающим в свою орбиту смерть, страдание и страсть как стимулы познания). И при таком методе познания, всегда предполагающем «вчувствование» в глубинную суть вещей, вопрос об объективности и общезначимости постигнутого оказывается наиболее актуальным.
Герменевтический подход Дильтея к истории продолжает Колингвуд, который отличает историю как духовное знание, предполагающее воспроизведение духовного мира людей, их мыслей и переживаний, от хроники как знания фактического: “Хроника – тело истории, из которой ушел дух, она – труп истории.” Для Коллингвуда исторический подход требует “исследовать мысль философа прошлого таким образом, чтобы сделать ее своей мыслью, пережить ее так, как он переживал ее.”[11] Коллингвуд рассматривает смысл любого сообщения как ответ на предварительно возникаший вопрос. И герменевтика у Коллингвуда смыкается с пониманием: “Всякая история становится хроникой, когда о ней говорит человек, неспособный воскресить переживания действующих лиц; такой, например, предстает история философии в устах или под пером человека, не понимающего мыслей философа, о которых он рассказывает.”[12]
Для Гуссерля понимание – методологический идеал философии, для Хайдеггера – изначальная бытийная характеристика человеческой жизни. Смысл бытия дается в понимании: “Понимание – это то, что впервые распахивает бытие… Бытие дано только в специфической разомкнутости, которая характерна для понимания бытия. Но разомкнутость чего-то мы называем истиной… Бытие имеется только тогда, когда есть разомкнутость, т.е. истина. А истина есть лишь тогда, когда существует такое сущее, которое распахивает и размыкает… Такое сущее есть мы сами.”[13]
Подобно ему Гадамер условием понимания считает открытость к мнению другого или текста. Он определяет понимание как “непосредственную сопричастность жизни, без мыслительного опосредования понятием”[14].