Разработка портфолио выпускника по компетенциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих сегодня выступают «компетенции» и «компетентности» специалистов. В последнее время вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Существует множество мнений относительно понятий «компетентность» и «компетенция», многие авторы считают, что невозможно создать какую-либо последовательную теорию или выработать общее определение, поскольку в различных подходах эти термины используются в разных значениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Новые подходы в образовании………………………………………………..6
Взаимозависимость философии и образования…………………….6
Компетентностный подход в образовании……………………….....8
Оценка компетенций………………………………………………………….12
Используемые понятия компетентности и компентенций………..12
Портфолио…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………..22
Литература……………………………………………………………………...…23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат полный.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, компетентностный подход выдвигает на первое место  не информированность ученика, а  умения разрешать проблемы, возникающие  в самых разнообразных ситуациях.

Основываясь на положении о том, что поведение человека в той или иной степени типологизировано, и положительные модели поведения представляют собой социально одобренные программы поведения, мы считаем, что ситуативное обучение должно заключаться в выявлении разнообразных жизненных ситуаций общения и построении сценариев и моделей поведения, отражающих особенности ситуации и тип поведения в ней. Выбор ситуаций зависит от их востребованности для возраста обучаемых, качества их поведенческого и коммуникативного опыта. Кроме того, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения», где «включение», означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений [10].

В системе высшего  профессионального образования компетентностный подход рассматривается как технология моделирования результатов образования и предоставления норм качества профессионального образования в виде компетентностей и компетенций, метакачеств, ориентация образования на цели-векторы: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Компетенции и результаты образования определяются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования.

Реализация  компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагает определение теоретико-методологических оснований, проектирование содержание образования, поиска эффектиных технологий обучения, воспитания и развития обучаемых, разработки методики оценки сформированности компетентностей. Решение проблемы модернизации образования в нашей стране свидетельствует о реализации компетентностного подхода и в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции. Таким образом, в качестве инструментальных средств реализации компетентностного подхода выступают его смыслообразующие понятия компетентности и компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка компетенций

2.1. Используемые понятия компетентности и компетенций.

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих сегодня выступают «компетенции» и «компетентности» специалистов. В последнее время вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Существует множество мнений относительно понятий «компетентность» и «компетенция», многие авторы считают, что невозможно создать какую-либо последовательную теорию или выработать общее определение, поскольку в различных подходах эти термины используются в разных значениях. На сегодняшний день пока еще нет единого понимания различий между компетенциями и компетентностями, как и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Тем не менее, некие общие подходы к определению этих понятий уже обозначились[11].

История формирования понятий «компетенция» и «компетентность» берет начало не в педагогике, а в области бизнеса, экономики, управления и подготовки кадров. Компетентностный подход в обучении возник как альтернатива практико-ориентированных качеств, необходимых обучающимся в социальной жизни и профессиональной деятельности, абстрактно-теоретическим знаниям. В течение четырех сот лет, начиная с Я.А. Коменского до недавнего времени, сфера образования оперировала такими основными единицами, как знания, умения и навыки, известными в педагогике как ЗУН, в то время как профессиональная сфера работала с другими единицами - компетенциями и компетентностями. Знания - это то, что человек знает, помнит на теоретическом, общем уровне; умения - это то, что человек может сделать или произвести какой-либо продукт; навыки - это умения, которые хорошо отработаны, частично переведены на уровень автоматизма и применение которых является высокоэффективным. Знания, умения, навыки - это единицы культуры и общекультурных ценностей, в отличие от них компетентности и компетенции - это единицы рыночной экономики и профессиональной деятельности. В значительной степени тому, что организации стали уделять все больше внимания компетенциям, способствовали работы МакКлеланда.

Ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-basededucation — СБЕ) начало формироваться в 70-х годах в Америке в контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка и трансформационной грамматики. Компетентностный подход в образовании явился ответом бизнесу на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получать компетентного профессионала?

Понятие «компетентность» (competence) в литературе чаще всего относится к функциональным областям деятельности, а «компетенция» (competency) - к поведенческим. Компетентность - это особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности. Это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, используя набор способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Поэтому без знаний компетентности не может быть. Компетентность подразумевает их интеграцию, перенос, взаимопроникновение, обобщение, в целом высокий уровень эрудиции, позволяющей реализоватьпотребности в самоутверждении, самовыражении, саморазвитии, самоидентификации; в конечном счете, является критерием развития и подготовленности личности к социально-профессиональной деятельности[10].

Обращаясь к вопросам «что такое компетенция», какое определение компетенции будет наилучшим, являются ли другие определения неправильными, что в реальности представляет собой компетенция, правомерно критерием адекватности понятия «компетенция» считать не истинность его определения, а границы того семантического пространства, для которого конструируемое определение имеет смысл в используемом контексте. Так Ричард Бояцис, один из основателей концепции компетенций, писал в своей книге, что компетенция - «основная характеристика личности, которая лежит в основе эффективного или превосходного выполнения работы». Бояцис утверждает, что компетенции образуют своего рода иерархию в структуре личности, и каждая компетенция может существовать на различных уровнях: мотивы и черты - на бессознательном, образ «Я» и социальная роль - на сознательном, а навыки - на поведенческом уровне. Также считают большинство других авторов, полагая, что компетенции - это в большей степени особенности поведения, определяющего результативность работы (черты личности, характеристики темперамента и эмоционально-волевой сферы, уровень интеллекта и особенности мыслительной сферы человека в сочетании установок, знаний и опыта действий) [12,13,14].

Дж. Равен, анализируя отличия компетенций от знаний, умений и навыков отмечает, что компетенции можно оценивать только с учетом высокой мотивации респондентов для демонстрации достижений. Зимняя И.М. рассматривает компетенции как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмов) действий, систем ценностей и отношений [15]. Субетто А.И. отмечает, что компетенции являются такими компонентами качества результатов образования, в которых присутствует синтез качества образования и качества человека, включая «природное качество», отраженное в его антропотипе [16].

Таким образом, понятие «компетенция» чаще всего используется для описания эффективности освоения и выполнения конкретного типа (вида) деятельности и, как свойство личности, проявляется только в процессе этой деятельности, выражается в готовности субъекта эффективно организовывать ннутренние и внешние ресурсы для решения проблемы и достижения поставленной цели. Словарь по экономике и финансам дает следующее определение: «Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, ситуацией и должностью». Это своего рода модель поведения в действиях, отношения между знанием и действием в практике для достижения требуемых результатов.

Наконец, компетенции - это обобщенные и глубокие качества личности, отображающие ее способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях [17]. Они могут быть сформированы и выявлены только в реальных ситуациях при ночникновении проблемы, необходимости анализа и поиска ее решения в реальных или специально созданных педагогических ситуациях, близких к реальным процессам. Все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации.

Компетенция (от лат. competentia) в переводе означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения. Понятие компетенция выступает в качестве центрального в модернизации содержания образования, так как объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.

Чаще всего  понятия «компетенция» и «компетентность» употребляются как синонимы. Но некоторые исследователи справедливо считают необходимым дифференцировать данные понятия. Так, например, Б.И.Хасан утверждает, что компетенция– это характеристика места, а не лица, то есть это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность – соответствие лица занимаемому месту, иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии c социальными требованиями и ожиданиями. Уровень компетентности – это характеристика результатов образовательной практики для отдельного человека. Таким образом, компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек [10].

Несколько иначе  понимает «компетентность» и «компетенцию» А.В.Хуторский. Он рассматривает компетенцию в системе общего образования как совокупность качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, компетентность – как обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [18].

Как совокупность знаниевых компонентов в структуре  сознания человека представляет компетентность A.C.Белкин. Под компетенциями же он подразумевает совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей членов общества, социальной группы, коллектива. B этой связи А.С.Белкин отмечает, что компетенции можно условно обозначить как совокупность того, чем человек располагает, a компетентность как совокупность того, чем он владеет [19].

Р.П.Мильруд  рассматривает компетентность как  комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от взаимодействия различных компетенций человека. При этом компетенция трактуется им как определенная сфера приложения знаний, навыков, умений качеств, которые в комплексе помогают человеку действовать в различных, в том числе и новых для него, ситуациях [10].

Применительно к профессиональному образованию  понятия «компетенции» и «компетентность» определил Э.Ф.Зеер: компетентность человека определяет его знания, умения и опыт, способность мобилизовывать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации; компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Среди компетенций есть такие, отмечает Э.Ф.Зеер, которые представляют знания в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений, они существуют как многофункциональные, межпредметные, трансдисциплинарные. Такие компетенции называются базовыми. К базовым компетенциям относятся: общенаучные; социально-экономические; гражданско-право-вые; информационно-коммуникационные; политехнические; общепрофессиональные [10].

И.А.Зимняя компетентность рассматривает как актуальное, формируемое  личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека, его личностное качество, а компетенции как внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека. И.А.Зимняя также выделяет структуру компетентности, согласно которой: а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя; б) компетентность включает эмоциально-волевую регуляцию поведенческого проявления; в) содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации; г) будучи активным проявлением человека в его деятельности и поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой требующей этого ситуации.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» в качестве задачи системы  образования отмечается необходимость  формирования целостной системы  универсальных знаний, способности  учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности. Эта система универсальных знаний – ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Концепция модернизации определяет ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, a также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Данные компетенции  получили название ключевых, поскольку  они обладают определенной универсальностью, определяют реализацию специальных  компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.

Информация о работе Разработка портфолио выпускника по компетенциям