Разработка портфолио выпускника по компетенциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих сегодня выступают «компетенции» и «компетентности» специалистов. В последнее время вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Существует множество мнений относительно понятий «компетентность» и «компетенция», многие авторы считают, что невозможно создать какую-либо последовательную теорию или выработать общее определение, поскольку в различных подходах эти термины используются в разных значениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Новые подходы в образовании………………………………………………..6
Взаимозависимость философии и образования…………………….6
Компетентностный подход в образовании……………………….....8
Оценка компетенций………………………………………………………….12
Используемые понятия компетентности и компентенций………..12
Портфолио…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………..22
Литература……………………………………………………………………...…23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат полный.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Конкретное  наполнение понятия «ключевые компетенции» приобретает в связи с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определено 5 ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:

1. Социально-политическая  компетенция рассматривается как  способность брать на себя  ответственность, участвовать в  совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

2. Информационная  компетенция связана с владением  информационными технологиями, пониманием  возможностей их применения, слабых  и сильных сторон; способностью к критическому суждению в отношении к информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой.

3. Коммуникативная  компетенция относится к владению  устному и письменному общению  более чем на одном языке,  умение правильно взаимодействовать, особенно важно для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция.

4. Социокультурная  компетенция направлена на принятие  различий, уважение других, способность  взаимодействовать и жить с людьми других культур, языков, религий.

5. Пятая компетенция  рассматривается как способность  к образованию на протяжении  всей жизни в качестве основы  непрерывного обучения в контексте  профессиональной подготовки, а  также личной жизни [10].

Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [10].

Мы установили, что понятие «компетентность»: во-первых, рассматривается в контексте  профессиональной деятельности; во-вторых, понимается как комплексный личностный ресурс, интегрирующий различные  компетенции человека; в-третьих, характеризует  степень подготовленности человека к деятельности и характер ее осуществления; в-четвертых, формируется в ходе освоения человеком соответствующей ей деятельности. Анализ приведенных определений позволяет сделать следующий вывод. Независимо от трактовки компетентность: 1) всегда рассматривается в контексте деятельности; 2) понимается как важное системообразующее свойство личности, представляющее собой интеграцию различных компетенций человека; 3) характеризует степень подготовленности человека к деятельности, характер и эффективность ее осуществления; 4) формируется в ходе освоения человеком соответствующей деятельности.

При таком подходе  компетенции характеризуются как  общая способность, которая проявляется  и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку осуществлять связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

2.2. Портфолио.

Современный этап развития системы образования в  России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования[19].

Дмитрий Медведев пообещал школьникам не только «умные» учебные здания, широкополосный интернет и три часа физкультуры в неделю, но и новые способы подсчета их достижений, в том числе за пределами школьной программы[20].

В связи с  этим принятие и развитие парадигмы  индивидуально-ориентированного обучения приводит к широкому использованию  альтернативных методов оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких оценочных  технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио [19].

Способом демонстрации, развития и оценки индивидуальных компетентностей  может служить электронный портфолио[21].

Структура портфолио конкретного студента зависит от множества различных факторов и имеет множество видов. В настоящее время наиболее распространенными являются три структуры портфолио: документов, работ и отзывов[10].

«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений за определенный период обучения (похвальные грамоты за учебу, достижения в торте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и др.). Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио». Информация о различных мероприятиях и их результатах вносится в творческую (зачётную) книжку студента. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

«Портфолио работ» - представляет собой собрание творческих, проектных и исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений; контрольные и творческие работы студента: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки — все, что делалось в течение определенного срока (например, года). Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

«Портфолио отзывов» — включает характеристики отношения студит к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторам возможно одногруппниками, работниками системы дополнительном образования и др. Возможен письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов, включая оценку и резюме, планирование будущих образовательных и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, рекомендательных писем и др.

 

 

 

Заключение

Исходя из содержания предлагаемого реферата, а также литературы изучавшиеся при его написании здесь можно заключить следующие выводы:

  1. Еще в начале 19 века возникает новая философская концепция образования, делающая акцент на становлении самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры.  Эта философская концепция образования, противостоявшая просветительской концепции, послужила основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентировавшихся на культурно-гуманитарные идеалы.
  2. Компетентностный подход является методологическим основанием модернизации профессионального образования. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях.
  3. Компетенция - это обобщенные и глубокие качества личности, отображающие ее способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Компетентность - это особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности.
  4. Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Фурсенко: кроме ЕГЭ, в будущем году может понадобиться портфолио.2009г. – Интернет ресурс: http://www.newsru.com/russia/03oct2009/ege.html.
  2. Пинская М.А. «Будет большая степень произвола вузов и школы». 2009 г. – Итернет ресурс: http://slon.ru/articles/184503/.
  3. Адамский А.И. «ЕГЭ – это не оценка всех результатов». 2009г. – Интеренет ресурс: http://slon.ru/articles/182936/.
  1. Л.Б. Соколова. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса. – Интернет ресурс: http://credonew.ru/content/view/18/19/.

  1. Бессонов Б.Н., Бирич И.А., Огородников Ю.А. Философские основы образования и воспитания. – М.: МГПУ, 2007.
  2. Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» №4. 2008 г. Прилепина А.В.
  3. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –М., 2001. – Интернет ресурс: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – М., 2002 . – Интернет ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2009/01/11/0000326933/15.pdf.
  5. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара "Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - с. 54-56.
  6. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: учеб. Пособие. – Ростов-на-Дону. Аркол. 2009.-228 с.
  7. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. / Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. (А. Каспржак, К. Митрофанов). – М. 2002.
  8. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М., 2002.
  9. Слободчиков В.И. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторовского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. –http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.html.
  10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5.
  11. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва спец-ов, 2006 – 72 с.
  12. Ефремова Н.Ф. Парадигма образования XXI века – формирование компетенций.// Всероссийская конф. – Ростов н/Д, 2001.
  13. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Изд-во: ГИППО, 2008. 340 с.
  14. Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов В.Б. Проектирование компетентносто-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Методические рекомендации.// - М., Уфа – ИЦПКПС. 2008. -81 с.
  15. Лизунова Л.Р. Портфолио студента. Интернет ресурс: http://www.logopunkt.ru/umm1.htm.
  16. Екатерина Чекмарева. Портфолио – орудие против ЕГЭ. 2009г. – Интернет ресурс: http://slon.ru/articles/183180/iblock_element_edit.php?WF=Y&ID=183180&type=content&lang=ru&IBLOCK_ID=6&find_section_section=-1&.
  17. Полилова Т.А. Электронное портфолио учащихся и учителей. 2010 г. - http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_sec=229&id_vconf=40&id_thesis=7779&d=light.

 


Информация о работе Разработка портфолио выпускника по компетенциям