Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа
Данная работа включает в себя три части. Первая посвящена истокам христианства и его развитию (период апологетики, гностицизма, патристики). Во второй рассматривается философское значение Библии. В третьей исследуется проблема универсалий и основные взгляды на эту проблему – номинализм и реализм. В конце работы приведено заключение, которое обобщает изложенный выше материал.
Введение 3
I. Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты 5
1. Греческие истоки христианства 5
2. Еврейские истоки христианства 6
3. Апологетика 7
4. Гностицизм и антигностицизм 10
5. Патристика 12
II. Философское значение Библии 15
III. Проблема универсалий. Генезис номинализма и реализма. 26
1. Реализм 26
2. Номинализм 27
Заключение 30
Список использованной литературы: 31
Представителем умеренного номинализма, или концептуализма, был Пьер Абеляр (1079 – 1142). Непосредственно абеляровское решение проблемы универсалий стало результатом преодоления им позиций двух его учителей: крайне номиналистических воззрений Росцелина и крайне реалистических взглядов Гильома из Шампо. Из своего спора с Гильомом Абеляр сделал вывод о невозможности реального существования универсалий. Универсалия как общее понятие – результат деятельности человеческого ума. Именно в процессе чувственного познания и возникают универсалии, общие понятия, выражаемые в словах.
Доктрина Абеляра получила свое дальнейшее развитие в истории западноевропейской средневековой философии, а завершение – в философии Нового времени. Спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм. [7, с. 162]
Заключение
В данной работе был рассмотрен процесс развития философских аспектов христианства в период раннего средневековья, а также философское значение Библии.
На становление христианского мировоззрения существенное влияние оказала античная философия. Самым существенным, с точки зрения влияния на христианство, оказалось учение Платона. Также на христианство влияли иудейские верования.
Апологетика – важный этап в становлении христианства. Именно в этот период была выдвинута идея о превосходстве христианства над другими религиями, в первую очередь – над язычеством. Эта идея была развита в период патристики.
В период средневековой схоластики ключевым был «спор об универсалиях». За этим спором стояла важная философская проблема, поднятая еще в греческой философии: как существует общее? Как существует то, что мы называем «общим» для той или иной совокупности вещей? Отвечая на этот вопрос, схоласты разделились на реалистов и номиналистов.
Христианство оказало ключевое воздействие на западное мировоззрение. Библия, с точки зрения К. Ясперса, является основой нашего философствования. Однако теперь настало время для реформ тысячелетних устоев церкви, если она хочет, как было прежде, быть центром духовной жизни человека. Сможет ли христианская религия обновиться в соответствии с современностью? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.
Список использованной литературы:
1. Армстронг, А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию/А. Х. Армстронг. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. – 256 с.
2. Донини, А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана)/А. Донини. – М.: Политиздат, 1979.–341 с.
3. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века/Э. Жильсон. – М: Республика, 2004. – 678с.
4. Зотов, А. Ф. Философия: Учебник/А. Ф. Зотов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.–688 с.
5. Оргиш, В. П. Истоки христианства: культурно-исторический генезис/В. П. Оргиш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1991. – 279
6. Рассел, Б. История Западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней/Б. Рассел. – М.:Академический Проект:Фонд «Мир», 2004. – 1008 с.
7. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов – М.: Высшая школа, 1979 г. – 448 с.
8. Федосик В. А. Церковь и государство. Критика богословских концепций/В. А. Федосик. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 205 с.
9. Ясперс, К. Смысл и назначение истории/К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 528 с.