Рационализм в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:20, реферат

Краткое описание

Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.

Содержание

1. Введение 3

2. Эмпиризм в философии Нового времени 4

3. Рационализм в философии Нового времени 4

3.1 Рене Декарт (1596-1650) 5

3.2 Бенедикт Спиноза (1631 - 1677) 9

3.3 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) 10

4. Заключение 11

5. Литература: 12

Вложенные файлы: 1 файл

Философия2.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

     Декарт  ставит вопрос о постижении достоверности  самой по себе, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому  сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность  он находит в мыслящем Я - в сознании. "Если мы отбросим и провозгласим ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом - мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что- то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: "я мыслю, значит, существую" , является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут".

     Декарт  стремился построить научное  знание в систематическом виде ,оно  должно было быть построено как единая система в то время как ранее  оно было лишь собранием случайных  истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное  утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum") . Это предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого  над чувственным, не просто принцип  мышления, а субъективно пережитый  процесс мышления от которого невозможно отделить собственно мыслящего. Однако самосознание как принцип философии  еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано  у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и  открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи - продукт человека (а поэтому ложны) , все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.

     

     Декарт  придерживался принципа гносеологического  оптимизма, согласно которому возможности  познания безграничны.

     Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которого отличают целесообразная деятельность и речь. Критерием истины он признавал  интеллектуальную интуицию - ясное и отчётливое представление о предмете.

     ИТАК: Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма  Бэкона, основанному на чисто опытном  выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Хотя великий  рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, был  убежден в безошибочности и силе правильно рассуждающего ума, но он явно недооценивал, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю  роль в выведении тех истин, которые  потом он воспринимал как интуитивные. Однако картезианский аналитический  и одновременно дедуктивно-синтетический  метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы совершенно игнорировался опытный  фактор. Декарт был далек от полного  игнорирования. Уже в "Правилах для  руководства ума" он осудил тех  высокомерных "мудрецов", которые, пренебрегая опытом, высокомерно  воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. В "Рассуждении о методе" Декарт заявил: "Что касается опытов, то я заметил, что они тем более  необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании". Своими экспериментами Декарт сам это показал, доказав, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом. В целом  же Декарт односторонне подчеркнул значение интеллектуального фактора методологии. Опытный фактор был сведен к роли практического индикатора, выявляющего  эффективность фактора умственного, рационального. Чувственное познание необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее  
знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

     3.2 Бенедикт Спиноза  (1631 - 1677)

     Основные  идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде - "Этике". Рассуждения в "Этике" разделены на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении  мысли, о происхождении и аффекте, о человеческой несвободе, или о  силе аффектов, о силе разума, или  о человеческой свободе).

     Мышление  трактовалось как своего рода самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости  мира и глубокий вывод: порядок и  связь идей те же, что порядок  и связь вещей. И те, и другие только следствия божественной сущности: любить то, что не знает начала и  не имеет конца- значит любить Бога. Человек может лишь постигнуть ход  мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, свои желания  и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек  вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами  мышления являются верно познанные  общие формы и законы мира. Понимать вещь - значит видеть за ее индивидуальностью  универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится  постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта  гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными  наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений[21].

     Истинная  мысль отличается от ложной в первую очередь тем, что познает вещь в качестве модуса единой субстанции, через ее первопричину; а форма  истинной мысли должна быть заключена  в самой этой мысли, не иметь причины  в качестве объекта, быть познаваемой  через себя, зависеть от "самой  мощи и природы разума". Второй критерий истинной мысли - ясность, отчетливость и простота. Сама же теория познания является классическим выражением логического  субстанциализма метафизики 17 века, развертывающей собственную сущность вещи, исходя из нее самой, в отношении  вещи несотворенной. Правила, выдвигаемые  для вещей сотворенных, связаны  с обычным причинным ее объяснением, как способом, которым эта вещь может быть произведена. Истина, согласно Спинозе, должна быть ясна через саму себя. Высшей познавательной ценностью  обладает в представлении Спинозы  рациональная интуиция. Кроме основных положений формальной логики и математики, по его гносеологической концепции, самая очевидная интуиция - понятие  субстанции. Вслед за Декартом Спиноза  рассматривает интуицию как доказательство ее самой, то есть как критерий истинности. В схолии к теореме 43 второй части "Этики" он определяет истину, как "мерило самой себя"

     Спиноза считает, что последняя цель, которую  мы ищем, и самое предпочтительное, что нам известно, есть истинное познание, в котором человек соединяется  с богом, "постижение бога - высшая добродетель души". В отношении  познания раскрывается связь метафизической концепции Спинозы с другими  сферами духовной жизни. Чувственное (низшее по значению) знание усматривает  только множественность вещей и  не способно подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. Подлинная мудрость преодолевает смутные желания и рабство  человеческих страстей и обретает свободу  в спокойном и ясном миросозерцании. Достижение этого состояния есть высшая задача нравственности. В нем  человек обретает счастье высшего  качества, питаемое интеллектуальной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет звучащую у  Декарта тему обретения человеком  свободы путём подчинения человеческих страстей разуму.

     Рационалистическая  теория познания Спинозы  различает три  рода познания. Познание первого рода – мнение или воображение - имеет своим источником или беспорядочный опыт (чувственное познание отдельных вещей), или воспоминание о том, что мы слышали от других людей. Познание второго рода- разум, рациональное познание- возникает из общих понятий о свойствах вещей. Познание третьего рода- интуитивное познание сущности вещей; лишь этим путём, полагал Спиноза, мы познаём субстанцию ;интуицию, которую Спиноза вслед за Декартом понимал как способность интеллекта, он считал наивысшим родом познания и критерием истины.

     Можно сказать, что познавательный процесс  в собственном смысле слова в  философии Б.Спинозы является инструментом освобождения деятельности человека от влияния аффектов. Задача познания - подчинение аффектов разуму. В этом смысле Спиноза полностью отражает специфический момент метафизики 17 века, которой может быть выражен  тезисом: "познание ради деятельности", "мы лишь постольку деятельны, поскольку  познаем".

     3.3 Лейбниц Готфрид  Вильгельм (1646-1716)

     В учении о познании стоит на позициях идеалистического рационализма и возможности  объединения сильных сторон эмпирического  и рационального методов познания.

     Признает  наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Источником знаний считает разум, в нём заключены врождённые идеи, которые не всегда отчётливо осознаются нами. Чтобы их понять, необходимо умственное усилие. Лейбниц развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики ("Новые опыты о человеческом разуме", 1704). Предвосхитил принципы современной математической логики, считая её наукой о всех возможных мирах. Ему принадлежит современная формулировка закона тождества. ("Об искусстве комбинаторики",1666). Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Он придавал большое значение понятию вероятности и развил учение об анализе и синтезе.

     Лейбниц не отвергает чувственного познания или роли опыта. Он принимает главный  тезис сенсуализма "ничего нет  в разуме, что не прошло бы раньше через чувства", но он дополняет  его следующим положением - "кроме  самого разума", т. е. врожденных способностей к мышлению и образованию понятий или идей. Чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое, выступает как определенная низшая ступень рационального, которое раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире.

     Лейбниц выдвинул учение о  двух истинах: истинах  факта и истинах  необходимых. Истины факта - это истины в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого. Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.

     4. Заключение

     В эпоху Нового времени наука стала  считаться той силой, которая  способна изменить природу и человека, а научное знание стало восприниматься как коллективное общественное достояние. В сущности, и эмпиризм и рационализм  были воодушевлены общей задачей  борьбы с Традицией, олицетворявшей собой мир жизни и культуры европейского средневековья. И тот, и другой были захвачены проблемой  достоверности человеческого знания, расчисткой путей для победного  шествия науки. Резкой критике был  подвергнут идеал знания магов и  алхимиков. Осмысливались проблемы нравственного, общественно - политического  и правового существования европейского человека в контексте глубоких жизненных  перемен.

     Процесс научного познания всегда связан с  переходом от предельно простых  понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом. В Новое время  перед философами на одно из первых мест выдвинулась задача создания и  обоснования методов научного познания. Под рациональностью понималась универсальная всеобщая и необходимая логическая система, совокупность правил, определяющих способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Декарт, Спиноза говорили о врождённой способности, считая, что эмоции могут заставлять человека бессознательно отказаться от разумных доказательств, что приводит к ложному познанию.

     Характерные черты рационализма новоевропейской философии:

     - через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;

     -  рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;

     - на начальной стадии развития  неприятие чувственного метода  постижения истины как такового, с последующим признанием, что  он необходим как низшая ступень  познания.

     Заканчивая  работу, необходимо подытожить, какой  метод избрать нам в жизни. При ответе на этот вопрос, напомним требования к методу Ф.Бэкона, которые  выражаются в виде иллюстраций работы муравья, паука и пчелы: "Путь муравья" - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления; "Путь паука" - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает  из себя знания; "Путь пчелы" - метод, снимающий крайности эмпиризма  и рационализма. Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного  сочетания разума и чувств, теории и практики. Поэтому нахождение этой "золотой середины", идеальной  пропорции необходимо и в служебной  деятельности, и в повседневной жизни.

     5. Литература:

  1. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.:Гардарики,2000.

Информация о работе Рационализм в философии Нового времени