Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:20, реферат
Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.
1. Введение 3
2. Эмпиризм в философии Нового времени 4
3. Рационализм в философии Нового времени 4
3.1 Рене Декарт (1596-1650) 5
3.2 Бенедикт Спиноза (1631 - 1677) 9
3.3 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) 10
4. Заключение 11
5. Литература: 12
Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я - в сознании. "Если мы отбросим и провозгласим ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом - мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что- то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: "я мыслю, значит, существую" , является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут".
Декарт
стремился построить научное
знание в систематическом виде ,оно
должно было быть построено как единая
система в то время как ранее
оно было лишь собранием случайных
истин. Незыблемым основанием (точкой
отсчета) такой системы должно было
стать наиболее очевидное и достоверное
утверждение (своеобразная "истина
в последней инстанции"). Декарт
считал абсолютно неопровержимым суждение
"мыслю, следовательно, существую"
("cogito ergo sum") . Это предполагает
убеждение в превосходстве
Декарт придерживался принципа гносеологического оптимизма, согласно которому возможности познания безграничны.
Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которого отличают целесообразная деятельность и речь. Критерием истины он признавал интеллектуальную интуицию - ясное и отчётливое представление о предмете.
ИТАК:
Рационалистический метод Декарта,
концентрируя внимание на деятельности
человеческого ума в процессе
достижения истины, представляется прямой
противоположностью методу эмпиризма
Бэкона, основанному на чисто опытном
выведении аксиом знания, лишенных
математического осмысления. Хотя великий
рационалист, вдохновленный своими
математическими прозрениями, был
убежден в безошибочности и силе
правильно рассуждающего ума, но
он явно недооценивал, что успешные
эксперименты тоже играли не последнюю
роль в выведении тех истин, которые
потом он воспринимал как интуитивные.
Однако картезианский аналитический
и одновременно дедуктивно-синтетический
метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт
его чисто интеллектуальные свойства,
утратил бы свою эффективность, если
бы совершенно игнорировался опытный
фактор. Декарт был далек от полного
игнорирования. Уже в "Правилах для
руководства ума" он осудил тех
высокомерных "мудрецов", которые,
пренебрегая опытом, высокомерно
воображают, что истина появится из
их головы, как Минерва из головы
Юпитера. В "Рассуждении о методе"
Декарт заявил: "Что касается опытов,
то я заметил, что они тем более
необходимы, чем дальше мы продвигаемся
в познании". Своими экспериментами
Декарт сам это показал, доказав,
что рационалистический метод, если
он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое
рассуждательство, обязан контролировать
свои положения и выводы опытом,
уточнять их экспериментом. В целом
же Декарт односторонне подчеркнул значение
интеллектуального фактора
знание интеллектуальное, прямо пропорциональное
степени его математизированной достоверности.
Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде - "Этике". Рассуждения в "Этике" разделены на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении мысли, о происхождении и аффекте, о человеческой несвободе, или о силе аффектов, о силе разума, или о человеческой свободе).
Мышление
трактовалось как своего рода самосознание
природы. Отсюда принцип познаваемости
мира и глубокий вывод: порядок и
связь идей те же, что порядок
и связь вещей. И те, и другие
только следствия божественной сущности:
любить то, что не знает начала и
не имеет конца- значит любить Бога.
Человек может лишь постигнуть ход
мирового процесса, чтобы сообразовать
с ним свою жизнь, свои желания
и поступки. Мышление тем совершеннее,
чем шире круг вещей, с которыми человек
вступает в контакт, т.е. чем активнее
субъект. Мера совершенства мышления определяется
мерой его согласия с общими законами
природы, а подлинными правилами
мышления являются верно познанные
общие формы и законы мира. Понимать
вещь - значит видеть за ее индивидуальностью
универсальный элемент, идти от модуса
к субстанции. Разум стремится
постичь в природе внутреннюю
гармонию причин и следствий. Эта
гармония постижима, когда разум, не
довольствуясь
Истинная мысль отличается от ложной в первую очередь тем, что познает вещь в качестве модуса единой субстанции, через ее первопричину; а форма истинной мысли должна быть заключена в самой этой мысли, не иметь причины в качестве объекта, быть познаваемой через себя, зависеть от "самой мощи и природы разума". Второй критерий истинной мысли - ясность, отчетливость и простота. Сама же теория познания является классическим выражением логического субстанциализма метафизики 17 века, развертывающей собственную сущность вещи, исходя из нее самой, в отношении вещи несотворенной. Правила, выдвигаемые для вещей сотворенных, связаны с обычным причинным ее объяснением, как способом, которым эта вещь может быть произведена. Истина, согласно Спинозе, должна быть ясна через саму себя. Высшей познавательной ценностью обладает в представлении Спинозы рациональная интуиция. Кроме основных положений формальной логики и математики, по его гносеологической концепции, самая очевидная интуиция - понятие субстанции. Вслед за Декартом Спиноза рассматривает интуицию как доказательство ее самой, то есть как критерий истинности. В схолии к теореме 43 второй части "Этики" он определяет истину, как "мерило самой себя"
Спиноза
считает, что последняя цель, которую
мы ищем, и самое предпочтительное,
что нам известно, есть истинное
познание, в котором человек соединяется
с богом, "постижение бога - высшая
добродетель души". В отношении
познания раскрывается связь метафизической
концепции Спинозы с другими
сферами духовной жизни. Чувственное
(низшее по значению) знание усматривает
только множественность вещей и
не способно подняться до их постижения
как проявления единой божественной
природы. Подлинная мудрость преодолевает
смутные желания и рабство
человеческих страстей и обретает свободу
в спокойном и ясном
Рационалистическая теория познания Спинозы различает три рода познания. Познание первого рода – мнение или воображение - имеет своим источником или беспорядочный опыт (чувственное познание отдельных вещей), или воспоминание о том, что мы слышали от других людей. Познание второго рода- разум, рациональное познание- возникает из общих понятий о свойствах вещей. Познание третьего рода- интуитивное познание сущности вещей; лишь этим путём, полагал Спиноза, мы познаём субстанцию ;интуицию, которую Спиноза вслед за Декартом понимал как способность интеллекта, он считал наивысшим родом познания и критерием истины.
Можно сказать, что познавательный процесс в собственном смысле слова в философии Б.Спинозы является инструментом освобождения деятельности человека от влияния аффектов. Задача познания - подчинение аффектов разуму. В этом смысле Спиноза полностью отражает специфический момент метафизики 17 века, которой может быть выражен тезисом: "познание ради деятельности", "мы лишь постольку деятельны, поскольку познаем".
3.3 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716)
В
учении о познании стоит на позициях
идеалистического рационализма и возможности
объединения сильных сторон эмпирического
и рационального методов
Признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Источником знаний считает разум, в нём заключены врождённые идеи, которые не всегда отчётливо осознаются нами. Чтобы их понять, необходимо умственное усилие. Лейбниц развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики ("Новые опыты о человеческом разуме", 1704). Предвосхитил принципы современной математической логики, считая её наукой о всех возможных мирах. Ему принадлежит современная формулировка закона тождества. ("Об искусстве комбинаторики",1666). Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Он придавал большое значение понятию вероятности и развил учение об анализе и синтезе.
Лейбниц не отвергает чувственного познания или роли опыта. Он принимает главный тезис сенсуализма "ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства", но он дополняет его следующим положением - "кроме самого разума", т. е. врожденных способностей к мышлению и образованию понятий или идей. Чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое, выступает как определенная низшая ступень рационального, которое раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире.
Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и истинах необходимых. Истины факта - это истины в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого. Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.
В
эпоху Нового времени наука стала
считаться той силой, которая
способна изменить природу и человека,
а научное знание стало восприниматься
как коллективное общественное достояние.
В сущности, и эмпиризм и рационализм
были воодушевлены общей задачей
борьбы с Традицией, олицетворявшей
собой мир жизни и культуры
европейского средневековья. И тот,
и другой были захвачены проблемой
достоверности человеческого
Процесс
научного познания всегда связан с
переходом от предельно простых
понятий к более сложным - конкретным.
Поэтому процедуру построения понятий,
все более соответствующих
Характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
-
на начальной стадии развития
неприятие чувственного метода
постижения истины как
Заканчивая работу, необходимо подытожить, какой метод избрать нам в жизни. При ответе на этот вопрос, напомним требования к методу Ф.Бэкона, которые выражаются в виде иллюстраций работы муравья, паука и пчелы: "Путь муравья" - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления; "Путь паука" - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания; "Путь пчелы" - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма. Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного сочетания разума и чувств, теории и практики. Поэтому нахождение этой "золотой середины", идеальной пропорции необходимо и в служебной деятельности, и в повседневной жизни.