Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности человека в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Содержание

Введение
1. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности человека в обществе.
2. История как предмет философского анализа (философия истории).
3. Имена в философии: Николай Кузанский.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

В этом гениальном образе содержится глубочайшая мысль о  бесконечности познания. Утверждая  историческую ограниченность каждого данного этапа познания мира, Кузанский отвергает самоуверенное "всезнайство" схоластики, считавшей возможным достижение полноты знания. С эти связан и отказ Кузанца от принципа авторитета [3] - не только человеческого, но, по существу, и от авторитета Писания, которое рассматривалось как "способ выражения" истины, но не сама истина, постигаемая собственными усилиями разума.

Необходимым условием приближения  к истине в философии Николая  Кузанского становится путь математизации  знания. И здесь, несмотря на следы пифагорейской мистики чисел, нашла свое отражение глубочайшая мысль о необходимости математического метода познания мира [2]. Дело тут не только в гениальности отдельных математических открытий и догадок, сделанных Николаем Кузанским, и даже не в подчеркивании им необходимости точных измерений при изучении природных явлений, вплоть до призыва к экспериментальному методу исследований. Математизация процесса познания, провозглашенная Николаем Кузанским, имела огромное методологическое, выходящее за рамки собственно науки, но тем более существенное для создания нового метода научного познания мира метода, противостоящему авторитарному, книжному, оторванному от подлинных естественнонаучных изысканий методу схоластического знания.

Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии. Кузанский, испытавший влияние развивающегося естествознания, а также гуманизма Возрождения, был сам выдающимся представителем естественнонаучной и гуманистической мысли той эпохи.

Прогрессивное значение его творчества определяется той  ролью, которую Кузанский сыграл в истории диалектики.

Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение  и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.

Именно понимание бога как "свернутого" и мира как "развернутого" максимума нашло свое продолжение  в материалистическом пантеизме  Б. Спинозы.

Не менее важную роль сыграла также космология Николая  Кузанского, базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.

Велика заслуга Кузанца  и в разработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанский пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.

Николай Кузанский одним  из первых среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

Объективно идеи Кузанца  противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем ранебуржуазной культуры.

 

Заключение

 

Научно-философское мировоззрение  выполняет  познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,  интеграция,  синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей,  взаимодействий основных подсистем бытия,  о которых уже шла речь,  теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах,  тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений,  еще не  проработанных специально-научными методами.

На основе  общих  принципов  рационального  понимания  философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных  явлений, формирует общие предположения  об их природе и возможных способах познания.  Используя опыт понимания,  накопленный в иных областях познания, практики,  она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий,  подготавливая их  последующую  конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки,  которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира.  Конечно, в конкретном - научном  плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.  Философия же заполняет  их  силой  логического мышления.

Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки  не в состоянии были дать целостную  картину мира. Вопрос о том что  есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов  познания. Она изучает не мир в  целом, в мир как целое.

Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего,  истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

 

Список используемой литературы

 

1. Бруно Дж. Диалоги. - М.: Госполитиздат, 1949. - 402 с.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи  Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

3. Кузанский Н. Избранные сочинения. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 380 с.

4. Соколов В.В. Европейская философия  XV - XVII веков. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

5. Тажуризина З.А. Философия Николая  Кузанского. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 148 с.

6. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред.            Е.В. Попов М. 1997.

7. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.

8. Философский энциклопедический  словарь.

9. http://ru.wikipedia.org


Информация о работе Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности человека в обществе