Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:13, реферат
Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически. В каждой науке формулируются не только высказывания о познаниях в той или иной предметной области, но и общие правила и предписания, относящиеся к построению, методике и терминологии.
1. Введение……………………………………………………………………………… 3
2. Логико-методологическая концепция К.Поппера………………………………..4
3. Теория научных революций Т.Куна………………………………………………..6
4. Методология исследовательских программ И.Лакатоса……………………….9
5. Эволюционная модель развития науки Ст.Тулмина……………………………11
6. Вместо заключения: теория фазовых переходов Э.Эзера…………………….13
7. Список литературы……………………………………………………………………15
По-видимому, наибольшая
заслуга Т.Куна состоит в том,
что он нашел новый подход
к раскрытию природы науки
и ее прогресса. В отличие от
К.Поппера, который считает, что развитие
науки можно объяснить исходя
только из логических правил,
Кун вносит в эту проблему
“человеческий” фактор, привлекая
к ее решению новые, социальные
и психологические мотивы.
Книга Т.Куна породила множество дискуссий, как в советской, так и западной литературе. Одна из них подробно анализируется в статье, которая будет использована для дальнейшего обсуждения. По мнению авторов статьи, острой критике подверглись как выдвинутое Куном понятие “нормальной науки”, так и его интерпретация научных революций.
В критике понимания
Куном “нормальной науки”
Второе направление в критике “нормальной науки” представлено Карлом Поппером. Он, в отличие от Уоткинса, не отрицает существования в науке периода “нормального исследования”, но полагает, что между “нормальной наукой” и научной революцией нет такой существенной разницы, на которую указывает Кун. По его мнению, “нормальная наука” Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность для самого существования науки. “Нормальный” ученый в представлении Куна вызывает у Поппера чувство жалости: его плохо обучали, он не привык к критическому мышлению, из него сделали догматика, он жертва доктринерства. Поппер полагает, что хотя ученый и работает обычно в рамках какой-то теории, при желании он может выйти из этих рамок. Правда при этом он окажется в других рамках, но они будут лучше и шире.
Третье направление критики нормальной
науки Куна предполагает, что нормальное
исследование существует, что оно не является
основным для науки в целом, оно так же
не представляет такого зла как считает
Поппер. Вообще не следует приписывать
нормальной науке слишком большого значения,
ни положительного, ни отрицательного.
Стивен Тулмин, например, полагает, что
научные революции случаются в науке не
так уж редко, и наука вообще не развивается
лишь путем накопления знаний. Научные
революции совсем не являются “драматическими”
перерывами в “нормальном” непрерывном
функционировании науки. Вместо этого
она становится “единицей измерения”
внутри самого процесса научного развития.
Для Тулмина революция менее революционна,
а “нормальная наука” - менее кумулятивна,
чем для Куна.
Не меньшее возражение
вызвало понимание Куном
Как видно из изложенного
обсуждения, критики Куна основное
внимание уделили его
В результате обсуждения
концепции Куна большинство
9
4. Методология исследовательских
программ И.Лакатоса.
Решительную попытку спасти логическую традицию при анализе исторических изменений в науке предпринял ученик Поппера Имре Лакатос.
Вслед за К.Поппером И.Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности (или методологической концепции) должен стать принцип критицизма. Этот принцип является универсальным принципом всякой научной деятельности; однако, при обращении к реальной истории науки становится ясно, что “рациональный критицизм” не должен сводиться к фанатическому требованию беспощадной фальсификации. Непредвзятое рассмотрение исторических перипетий научных идей и теорий сразу же сталкивается с тем фактом, что “догматический фальсификационизм” есть такая же утопия, как формалистические мечты о “евклидовой” рациональной науке. “Контрпримеры” и “аномалии” отнюдь не всегда побуждают ученых расправляться со своими теориями; рациональное поведение исследователя заключает в себе целый ряд стратегий, общий смысл которых - идти вперед, не цепенея от отдельных неудач, если это движение обещает все новые эмпирические успехи и обещания сбываются. И.Лакатос очень остро ощутил существующий разрыв между “теоретической рациональностью”, как ее понимает “критический рационализм” и практической рациональностью развивающейся науки и признал необходимость реформирования “критического рационализма”. Результатом усилий по решению этой задачи стала выработанная И.Лакатосом методологическая концепция “утонченного фальсификационизма” или методология научно-исследовательских программ. Эта теория получила выражение в его работе “Фальсификация и методология научных исследовательских программ”.
Согласно Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий, о которых пишет Поппер, но научные исследовательские программы, т.е. совокупности теоретических построений определенной структуры. “У всех исследовательских программ есть “твердое ядро”. Отрицательная эвристика запрещает использовать modus tollens, когда речь идет об утверждениях, включенных в “твердое ядро”. Вместо этого мы должны напрягать нашу изобретательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые “вспомогательные гипотезы”, которые образуют “защитный пояс” вокруг этого ядра, modus tollens своим острием направляется именно на эти гипотезы. Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен приспосабливаться, переделываться или даже полностью заменяться, если этого требуют интересы обороны”. К.Поппер рассматривает только борьбу между теориями, Лакатос же учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих “защитный пояс”, но и борьбу между исследовательскими программами. Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как “историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ”.
Однако и методология
исследовательских программ
“Исследовательская программа считается
прогрессирующей тогда, когда ее теоретический
рост предвосхищает ее эмпирический рост,
то есть когда она с некоторым успехом
может предсказывать новые факты (“прогрессивный
сдвиг проблемы”). Программа регрессирует,
если ее теоретический рост отстает от
ее эмпирического роста, то есть когда
она дает только запоздалые объяснения
либо случайных открытий, либо фактов,
предвосхищаемых и открываемых конкурирующей
программой (“регрессивный сдвиг проблемы”).
Если исследовательская программа прогрессивно
объясняет больше, нежели конкурирующая,
то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая
программа может быть устранена (или, если
угодно “отложена”). Лакатос считает,
что, безусловно, следует сохранять “жесткое
ядро” научно-исследовательской программы,
пока происходит “прогрессивный сдвиг”
проблем. Но даже в случае “регрессивного
сдвига” не следует торопиться с отказом
от программы. Дело в том, что в принципе
существует возможность найти внутренние
источники развития для стагнирующей
программы, благодаря которым она начнет
неожиданно развиваться даже опережая
ту программу, которая до недавних пор
одерживала над нею верх. “Нет ничего
такого, что можно было бы назвать решающими
экспериментами, по крайней мере, если
понимать под ними такие эксперименты,
которые способны немедленно опрокидывать
исследовательскую программу. Сгоряча
ученый может утверждать, что его эксперимент
разгромил программу.
Но если ученый из “побежденного” лагеря
несколько лет спустя предлагает научное
объяснение якобы “решающего эксперимента”
в рамках якобы разгромленной программы
(или в соответствие с ней), почетный титул
может быть снят и “решающий эксперимент”
может превратиться из поражения программы
в ее новую победу”.
Таким образом из рассмотрения вышеизложенной концепции “исследовательских программ” Лакатоса видно, что научные революции, как он их понимает, не играют слишком уж существенной роли еще и потому, что в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой-либо одной “программы”, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни их них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на задний план, третьи - перерабатываются и реконструируются. Поэтому если революции и происходят, то это не слишком уж “сотрясает основы” науки: многие ученые продолжают заниматься своим делом, даже не обратив особого внимания на совершившийся переворот. Великое и малое, эпохальный сдвиг или незначительное изменение - все эти оценки совершаются лишь ретроспективно при методологической, “метанаучной” рефлексии. По мнению Лакатоса, история науки является “пробным камнем” любой логико-методологической концепции, ее решительным и бескомпромиссным судьей.
5. Эволюционная
модель развития науки Стивена Тулмина.
Одним из вариантов постпозитивизма, завоевавшим на Западе признание и популярность, стала концепция Стивена Тулмина. В этой концепции изложенной в работах “Рациональность и научное открытие” и “Человеческое понимание”, прогресс науки и рост знаний усматривается во все более глубоком понимании окружающего мира, а не в выдвижении и формулировании более истинных утверждений как предлагает Поппер (“более полное знание через более истинные суждения” Тулмин заменяет на более глубокое понимание через более адекватные понятия”).
Свое понимание рациональности Тулмин противопоставляет как точке зрения абсолютистов, которые признают систему авторитетной при ее соответствии некоторым вневременным, универсальным стандартам, например, платоновским “идеям” или стандартам Евклидовой геометрии, так и релятивистов, которые считают вопрос об авторитетности какой-либо системы уместным только в пределах определенной исторической эпохи, приходя к выводу о невозможности универсальной оценки. Для Тулмина “...рациональность - это атрибут ... человеческих действий или инициатив...в особенности тех процедур, благодаря которым понятия, суждения и формальные системы, широко распространенные в этих инициативах критикуются и сменяются”. Говоря другими словами, рациональность - это соответствие исторически обусловленным нормативам научного исследования, в частности, нормативам оценки и выбора теорий. Отсюда следует, что нет и не может быть единых стандартов рациональности - они меняются вместе с изменением “идеалов естественного порядка”.
Новое понимание
Именно отождествлением рационального и логического, по мнению Тулмина, связаны такие крайности как униформистское и революционное объяснения. Действительно, униформистская, или кумулятивная, модель основана на представлении о познании как постоянном и непрерывном приближении к универсальному абстрактному идеалу, который понимается как логически взаимосвязанная система. Революционное же, или релятивистское, объяснение предполагает смену норм рациональности как полную смену систем знаний. Действительно, если все понятия старой дисциплинарной системы логически взаимосвязаны, дискредитация одного неизбежно ведет к разрушению всей системы в целом. Таким образом, именно “культ систематики” привел Куна к выводам о “неизмеримости парадигм” и о научных революциях как о переключениях гештальтов. “Нам необходимо учесть, - пишет Тулмин, - что переключение парадигмы никогда не бывает таким полным, как это подразумевает строгое определение; что в действительности соперничающие парадигмы никогда не равносильны альтернативным мировоззрениям в их полном объеме и что за интеллектуальным перерывом постепенности на теоретическом уровне науки скрывается основополагающая непрерывность на более глубоком, методологическом уровне”. По мнению Тулмина, ни дискретность, ни кумулятивизм не адекватны реальной истории, поэтому необходимо отказаться от взглядов на науку как согласованную “пропозициональную систему” и заменить ее понятием “концептуальной популяции”. Понятия внутри популяции обладают большей автономностью: они появляются в популяции в различное время и в связи с различными задачами и могут относительно независимо выходить из нее.
Как можно заметить,
именно здесь проходит линия
конфронтации между
Эволюционная модель строится
по аналогии с теорией Дарвина и объясняет
развитие науки через взаимодействие
процессов “инноваций” и “отбора”. Тулмин
выделяет следующие основные черты эволюции
науки:
1). Интеллектуальное содержание дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой - обнаруживает явную преемственность.